"Народные промыслы России"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе по декоративному рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_rossii.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Народные промыслы России»
в старшей группе
Воспитатель Дорофеева Л.Е. 2022г.
Вид занятия: интегрированное
Тип занятия: комплексное
Цель: продолжать закреплять знания детей о изделиях декоративно-прикладного искусства родного края
Задачи:
Образовательная: Формировать умение изображать с помощью шаблонов знакомые предметы. Познакомить с донским народным промыслом, с посудой (её формой, декором)
Развивающая: Развивать творческие способности посредством продуктивной деятельности.
Расширять кругозор детей о декоративно-прикладном искусстве.
Воспитательная:
Воспитывать патриотические чувства посредством пословиц, легенд, музыки.
Продолжать воспитывать желание познавать культурные обычаи и традиции своего народа.
Ход занятия
Воспитатель: Сколько гостей у нас сегодня, давайте поприветствуем их.
Путешествие по времени
Давайте мы повернемся вокруг себя и скажем волшебные слова: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!»
Проходите гости, присаживайтесь. Есть у меня одна не то сказка, не то быль. Решайте сами, было это или не было.
Присаживайтесь на стульчики, смотрите и слушайте.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Воспитатель: Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Марьюшка. И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие зазывать Марью к себе в город. Смеялась девушка: "А я и так проживу, без города! Любо мне мое село, речка наша, лесочек, березки наши, цветы полевые. А в городе я что видеть буду?" Осталась Марья верна своей родине. И вот однажды приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы на ее шею пытался накинуть жемчужные, шубку соболиную - на плечи. Но не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась она: "Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!" А был это Кощей Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Рассердился Кощей, обернулся черным орлом, схватил в когти девушку, обернувшуюся Жар-птицей, да и понес в свое царство. Почувствовала Марья - силы теряет, стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе. И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы. Так появились многие народные промыслы. И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту создающие собственными руками!
Воспитатель: Ребята, перья Жар-птицы и к нам прилетели. Я предлагаю вам найти волшебные перья Жар-птицы. А в поиске нам помогут загадки, слушайте первую:
1. Отгадайте загадку:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Дети: Дымковская игрушка.
- Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
- Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
- Кто делает дымковские игрушки? (Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам)
- На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
- На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
- Какие формы имеют узоры? (Узоры имеют простые геометрические формы: кружки, кольца, полоски, змейки).
- Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
(КОНВЕРТ С ПЕРОМ Жар-птицы и мозаика)
Слушайте вторую загадку
2. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе ее названье …
Дети: Гжель.
Воспитатель: А вот и волшебное перышко.
Воспитатель: Дети скажите, что изготавливают в селе Гжель?
Дети: Посуду.
Воспитатель: Из чего делают посуду?
Дети: И белой глины.
Воспитатель: Какие цвета используют для росписи гжельской посуды?
Дети: Белый, синий, голубой.
Воспитатель: Давным-давно жили там веселые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке белую глину и решили лепить из нее посуду. Стал каждый мастер свое умение показывать. Дивная получилась посуда. Мастера не только лепили, но и расписывали свою посуду. Они перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса и белый снег.
Воспитатель: Идём дальше, ребята!
Отгадайте загадку:
3.Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут не здешней красоты».
Блестят, они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Дети: Хохлома.
Воспитатель: А вот и еще одно волшебное перышко.
А что расписывают хохломской росписью?
Дети: Посуду, мебель.
Воспитатель: Из какого материала изготавливают хохломскую посуду?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Почему эту роспись называют «золотая хохлома»?
Дети: Посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.
Воспитатель: Какие цвета используют художники для росписи?
Дети: Золотой, красный, черный, зеленый.
Воспитатель: Молодцы! Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается - это чудо, созданное руками человека!
Воспитатель: Чтобы получить такое чудо, что мастер сначала делает?
Дети: Вырезает посуду из дерева.
Воспитатель: Что потом делает мастер?
Дети: Расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось.
Воспитатель: И последняя загадка. Есть у нас на Дону свой народный промысел –фаянс расписной!Все краски родного края,весь цвет донской земли впитал он в себя.семикаракорский фаянс расписной!
Воспитатель: Дети, из какого материала сделана эта посуда?
Дети: Из глины.
Воспитатель: А откуда появилось у станицы такое название, Семикаракорск?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Дети: Семеро братьев Каракоровых поселились на левом берегу Дона, где родилась Семикаракорская станица.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что у вас в конвертах?
Дидактическая игра «Собери целое».
(Дети собирают посуду)
Физминутка
На скамейке у плетня
Собралась вся семья.
Погутарить, пошутить,
Деток разуму учить.
Наш дедуля казачок
Смастерит нам сундучок.
Соберем в него подарки,
Куплены на ярмарке.
Поседела у плетня
Наша дружная семья.
Поиграли, пошутили,
Малых деток научили.
Мамку с тятей почитать,
Бабу с дедом уважать,
Не грубить и не злословить,
Доброту не экономить,
Всех прощать,
Уметь любить,
Данным словом дорожить,
Ведь не зря гласит молва –
Семья дружбою жива.
Звенья все одной цепи
Ты попробуй - разорви.
Упало перо волшебное и в наши края, где жила девушка, которую звали, Аксинья, дочь степи донской Лазорюшки и батюшки Дона Ивановича! Подобрала она его, принесла в родительский курень, да и спрятала. Иногда только доставала и любовалась. А был у нее друг любезный - Степан, казак удалой, чуб завитой. Должны были они пожениться. Да война началась. И ушел воевать милый друг! Проводила она Степана, стояла на дороге, всматривалась вслед отъезжавшим всадникам. А в руке сжимала цветы, которые ей подарил жених ее на память.
Вернулась в курень, поставила цветы в кувшин с водой и стала ждать своего суженого. Но месяц проходил за месяцем, а весточки все нет и нет. Все цветы засохли и опали. И осталась у Аксиньи одна радость - перо волшебное. Достала она его как-то вечером, в пальцах повертела, да и задела случайно им за кувшин (воспитатель показывает заготовку кувшина, касается пером, показывает заготовку с росписью). Но что это? Чудо чудное, диво дивное! Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят, и утешить пытаются: "Не печалься, Аксиньюшка, все будет хорошо!"
А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил Степан, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы цветут! Что за диво? "Вроде, мои цветы?" - спрашивает. "Твои, - отвечает Аксинья. - Они мне ждать тебя помогали!"
Что же это за цветы такие?
Солнышко на ножке
Прямо у дорожки!
Выросло большое,
Вкусное такое!
Семечки - рядами.
Догадайтесь сами:
Что это на ножке
Прямо у дорожки? (Подсолнух).
Донской подсолнух — это маленькое солнышко, он яркий и тёплый как солнце. Это удивительный цветок, символ лета и солнца, он распускает свои лепестки и наполняет всех своим теплом.
С древности у казаков подсолнухи – самые жизнерадостные и солнцелюбивые цветы, символизирующие радость, счастье, веселье и дружбу. Для каждого казака он ассоциируется с теплом родного очага, является символом силы и стойкости.
Донские казаки с уважением всегда относились к подсолнуху. В старину на Дону его сеяли в каждом дворе, ухаживали за ним: удобряли землю, поливали, обмывали листья, охраняли от ветра, птиц и животных.
И сегодня вряд ли можно представить хоть один казачий дом без подсолнуха.
Донские казаки и казачки очень любили и любят семечки подсолнечные пощелкать. Привычка «лузгать» семечки считается традиционным способом отдыха.
Подсолнух отражает дух донского казака: сильный, крепкий, выносливый. Как этот цветок верный солнцу, так и донской казак верный своей земле и дому.
Давайте мы повернемся вокруг себя и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!»
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в мастерскую. Давайте станем художниками. У меня есть заготовки кувшинов, которые мы с вами будем расписывать декоративными цветами и листиками (воспитатель касается пером всех заготовок для росписи).
Звучит фоновая музыка.
Воспитатель: Что было для вас самым интересным?
Воспитатель: У русских людей есть поговорка
«Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
Она о вас, вы подарили радость себе и окружающим людям. Ваши работы мы поместим в альбом «Кто мы и откуда?» Спасибо за творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России
Рекомендации родителям по лексической теме: "Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России"...
Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...
Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "
Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе«Народные промыслы России»
Знакомство детей с изделиями народных промыслов....
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...