Изобразительная деятельность с детьми, имеющими задержку психического развития
консультация по рисованию

Задержка психического развития (ЗПР) у детей проявляется прежде всего в отставании развития их психической деятельности. У детей с ЗПР отмечаются проявление синдрома гиперактивности (дефицит внимания, связанный с неврологическими и поведенческими нарушениями), а также повышение уровня тревоги и агрессии. Таких детей целесообразно обучать изобразительной деятельности по специально выстроенной системе. Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР заключаются в том, что дети не знают названий, назначения знакомых изобразительных средств, материалов, не умеют пользоваться ножницами, клеем, другими инструментами. Лепные поделки выглядят грубо, они плохо узнаваемы. Некоторые дети с ЗПР способны воспроизвести простые изображения (баранку, гриб). Выполнить какую-либо аппликацию из готовых форм по заданию педагога многие дети оказываются не в состоянии. Наиболее частыми ошибками при конструировании являются искажение величины и неправильная ориентировка в пространстве при конструировании по схеме. Это свидетельствует о нечеткости, диффузности зрительно-пространственного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_s_detmi_zpr.docx915 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил:

Воспитатель первой

квалификационной категории

Криницина Е. А.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей проявляется прежде всего в отставании развития их психической деятельности. У детей с ЗПР отмечаются проявление синдрома гиперактивности (дефицит внимания, связанный с неврологическими и поведенческими нарушениями), а также повышение уровня тревоги и агрессии. Таких детей целесообразно обучать изобразительной деятельности по специально выстроенной системе. Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР заключаются в том, что дети не знают названий, назначения знакомых изобразительных средств, материалов, не умеют пользоваться ножницами, клеем, другими инструментами. Лепные поделки выглядят грубо, они плохо узнаваемы. Некоторые дети с ЗПР способны воспроизвести простые изображения (баранку, гриб). Выполнить какую-либо аппликацию из готовых форм по заданию педагога многие дети оказываются не в состоянии. Наиболее частыми ошибками при конструировании являются искажение величины и неправильная ориентировка в пространстве при конструировании по схеме. Это свидетельствует о нечеткости, диффузности зрительно-пространственного восприятия.

Целенаправленные занятия рисованием, лепкой и аппликацией представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития детей, имеющих ЗПР, и активно содействуют этому развитию. Практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей детей с ЗПР, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельностью. Эстетическое воспитание на занятиях по рисованию осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие у детей изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненными рисунками.

Детей с ЗПР важно обучать предметному, сюжетному и декоративному рисованию, где главной задачей является насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием.

Педагогам необходимо помнить, что у детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры на фоне. Целостный образ формируется очень медленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображений мелких деталей.

Дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им педагогом. Пери обучении эффективно использовать нетрадиционное рисование: нетрадиционные техники изображения не позволяют копировать образцы для занятий, а направляют детей развивать творчество – это дает толчок к развитию воображения, самостоятельности, появлению индивидуальности. Работа с нетрадиционными изобразительными техниками стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает у детей радостное настроение, снимает страх перед краской.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – это разнообразие и вари активность работы с детьми с ЗПР на творческих занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании объектов и их расположении на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушения в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).

Для более успешной реализации коррекционной работы детей с ЗПР рекомендовано создать в группе предметно-развивающую среду. Это может быть выставка «Волшебное искусство» с использованием образцов изобразительного искусства; «Уголок умелых ручек», где в доступном месте находятся различные материалы и инструменты для изодеятельности; «Творческая лаборатория», где дети могут экспериментировать с материалами, исследовать их свойства; «Волшебный экран» - магнитно-маркерная доска размером 1 м х 50 см, где дети могут заниматься крупномасштабным рисованием; «Стенд юного художника», где родители и гости нашей группы могут познакомиться с работами детей.

Важно, чтобы педагог на каждом занятии создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, а с другой – искали новые решения, творческие подходы. Все это корректирует речь и поведение детей с ЗПР.

E:\ФОТО\2022\!!!ФОТО-2022!!!\2 фев\работа\дымка\Новая папка (5)\IMG_20220211_111748.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по логоритмике с детьми, имеющими задержку психического развития 4-5 лет.

Конспект может быть использован учителем -дефектологом, музыкальным руководителем на логоритмике с детьми 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья...

Оздоровительная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), как составная часть воспитательно-образовательного процесса.

В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР, при подготовке к  школе, на занятиях и повседневной деятельности, на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, ре...

Статья по работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Опыт работы с детьми ЗПР, через сенсорное воспитание....

Методические рекомендации для родителей: "Взаимодействие с детьми, имеющими задержку психического развития"

  Проблема воспитания и развития ребенка с ЗПР чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной, эмоциональной, моральной и психологической дезадаптации всей семьи. Род...

Конспект занятия познавательного цикла с детьми имеющими задержку психического развития "Перелётные птицы"

Активизация словаря по теме «Перелетные птицы»;Практическое усвоение детьми названий частей тела птиц;Учить составлению простых распространенных предложений;Согласование прилагательных с с...