Тайны хантыйского узора.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: развивать и поддерживать интерес детей к декоративно-прикладному творчеству народов ханты и манси.
Задачи НОД:
Образовательная область «Художественное творчество»:
- продолжать учить детей изображать элементы хантыйского орнамента, передавая его особенности (ритм, цвет, пропорции);
- совершенствовать у дошкольников технику трафаретного рисования, использования штампов для прорисовки сложных по форме зооморфных элементов;
- развивать воображение и ассоциативное мышление при восприятии стилизации реальных природных форм в декоративные.
Образовательная область «Познание»:
- закреплять знания детей об особенностях культуры и быта народов ханты и манси;
- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;
- формировать умение ориентироваться в ограниченном пространстве (слева – справа, вверху – внизу, в середине) при создании образа декоративной вещи (оберега).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_tayny_hantyyskogo_uzora.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Тайна хантыйского узора»
Цель: развивать и поддерживать интерес детей к декоративно-прикладному творчеству народов ханты и манси.
Задачи НОД:
Образовательная область «Художественное творчество»:
- продолжать учить детей изображать элементы хантыйского орнамента, передавая его особенности (ритм, цвет, пропорции);
- совершенствовать у дошкольников технику трафаретного рисования, использования штампов для прорисовки сложных по форме зооморфных элементов;
- развивать воображение и ассоциативное мышление при восприятии стилизации реальных природных форм в декоративные.
Образовательная область «Познание»:
- закреплять знания детей об особенностях культуры и быта народов ханты и манси;
- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;
- формировать умение ориентироваться в ограниченном пространстве (слева – справа, вверху – внизу, в середине) при создании образа декоративной вещи (оберега).
Задачи интегрируемых образовательных областей.
Образовательная область «Коммуникация»
- побуждать дошкольников участвовать в беседе, высказывая свои мысли и чувства;
- совершенствовать диалогическую речь детей.
Образовательная область «Социализация»
- приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым.
Словарная работа: закрепить название хантыйских узоров («заячьи уши», «рога большого оленя», «ворона», «глухарка», «щучьи зубы»)
Виды деятельности: изобразительная деятельность, коммуникативная, игровая, познавательная.
Формы организации совместной деятельности:
Решение проблемной ситуаций, рассматривание музейной экспозиции, ситуативная беседа, дидактическое упражнение «Угадай и назови?», использование схематических карт при выполнении творческого задания.
Материал к НОД:
Предметы экспозиции мини-музея, отражающие быт и декоративно-прикладное творчество народов ханты и манси; магнитная доска, магниты, картинки с изображением реальных животных (заяц, олень, ворона, чайка, глухарь, щука) и их стилизованные изображения в хантыйском орнаменте; вариативные карты-схемы расположения орнаментального узора на декоративном изделии, художественные материалы (гуашь, кисти № 2,3, поролоновые тампончики, салфетки, емкости с водой, формы для создания оберегов из бархатной бумаги, штампы в форме миниатюрных квадратов и треугольников, трафареты сложных зооморфных элементов хантыйского орнамента); магнитофон, диск с музыкальной записью хантыйских напевов.
Предварительная работа: чтение хантыйских сказок, изготовление хантыйских кукол «акань», знакомство с орнаментальной символикой народов ханты и её смысловым значением; изображение хантыйских орнаментов с использованием трафаретов, штампов, кисточек; изготовление экспонатов для музейной выставки « Декоративные традиции народов ханты и манси», дидактическая игра «Подбери пару».
Конечный результат на ребёнка: проявляет и поддерживает интерес к декоративно-прикладному творчеству народов ханты и манси, умеет изображать элементы хантыйского орнамента, используя штампы и трафаретную технику рисования; планирует свою деятельность и реализует предварительный замысел, свободно ориентируется на ограниченной поверхности, доброжелательно относится к товарищам.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети входят в экспозиционный зал мини-музея, где представлены предметы декоративного искусства и быта народа ханты (украшения из бисера и кожи, куклы «акань», берестяные «набирушки» и кузовки, игольницы и др.).
Педагог приветствует детей и сообщает, что музей пора открывать для посетителей, но еще не все экспонаты представлены.
- Дети, что называют экспонатами?
- А что уже имеется в нашем музее? (Дети осматривают экспозицию и называют знакомые им предметы).
Воспитатель обращает внимание детей на стоящее у стены дерево, просит вспомнить, чем и почему ханты иногда украшают деревья (березу). Затем предлагает украсить дерево оберегами, изготовлением которых сейчас займутся.
- Но для этого нам нужно вспомнить уже знакомые орнаментальные символы.
(педагог предлагает детям выбрать карточки со знаками-символами).
- Ребята, я сейчас буду выставлять на мольберте карточки с изображением реальных животных, растений или предметов - глухарь, рыба, оленьи рога, ворона, медведь, летящая птица, ветка берёзы, уши большого зайца и др. Вам известно, что в хантыйском орнаменте эти предметы изображаются по-другому - символами. Найдите, в какие символы превратились изображённые предметы?
В результате, обнаруживаются два символа, которые детям не знакомы. Чтобы разгадать их тайну, педагог предлагает детям погостить у хантов на стойбище.
- Отправиться в гости к хантам нам будет не трудно. Все внимание на экран! Кто будет наблюдательным, для того тайна загадочных символов откроется прямо сейчас.
Просмотр на проекционном экране видеофильма «Хантыйские орнаментальные символы» (продолжительность 5 минуты)
После просмотра дети делают вывод, что один из незнакомых орнаментальных знаков изображает летящую в небе птицу, а другой - медведя, хозяина тайги. Воспитатель объясняет смысловое значение увиденных орнаментальных знаков.
- В хантыйских орнаментах очень часто встречается знак, обозначающий летящую птицу. Ханты верят, что птица хранит сон и здоровье человека, отпугивает от него злых духов?
- А почему же ханты так почитают медведя? (воспитатель выслушивает варианты ответов детей) Да, ребята, медведь – очень почитаемое животное у хантов. Украшая одежду и предметы быта его изображением, эти люди верят, что медведь их охраняет и приносит удачу на охоте.
Педагог предлагает детям приступить к изображению орнаментальных символов на оберегах. Чтобы упростить стоящую перед детьми задачу, им предлагаются вариативные схемы расположения орнаментальных символов на оберегах, трафареты знакомых и новых орнаментальных символов.
По мере выполнения работы дети развешивают готовые обереги на веточки дерева, любуются, определяют, чей понравился больше и почему.
- Ребята, так зачем людям нужны обереги?
Воспитатель дает позитивную оценку детским работам. В заключении, все вместе приходят к выводу, что музей готов к приему посетителей. Воспитатель предлагает повесить у входа уже готовое объявление.
Список использованных источников:
- Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 1999 г.
- Гемуев И. Н. Знакомтесь - ханты. -Ханты-Мансийск, 1999 г.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. - М., 1997 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. - М., 2007 г.
- Молданова Т. Орнаментальное искусство народов ханты и манси. - Югра, 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")
Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа...
Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".
Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...
Конспект НОД "Ух! Узор. Мой! Узор!"
Автором представлен материал по декоротивному рисованию....
Пластилинография "Тарелки, украшенные городецким узором" (приложение к проекту "Городецкие узоры и пластилинография"
Работы детей, выполненные в технике "Пластилинография"...
Игра "Повтори узор", "Симметрия или повтори узор"
Цель игры - повторить рисунок, изображённый слева.Игра способствует развитию пространственного мышления, внимательности и усидчивости, учит ориентироваться на листе бумаги....
Проект. Мини-музей "Узор в узоре" декоративно-прикладного творчества в ДОУ"
Детский сад практикует современные технологии, создавая комфортные условия для развития и воспитания детей. Главной задачей педагогов стало решение - расшевелить детскую активность в центре патриотиче...