«ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ МАТРЕШКИ»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Сазонова Татьяна Ильинична

"Путешествие в музей матрешки."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ МАТРЕШКИ»382.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ МАТРЕШКИ»

 

 

 

Выполнила: воспитатель Сазонова Т.И.

 

 

Тема: «Путешествие в музей матрешки».

Цель: расширение представлений детей о русской народной игрушке – матрешке.

Задачи:

 Познакомить с наиболее популярными в России видами росписи матрешек, учить различать и называть их.

Закрепить приемы рисования красками.

 Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

  Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Методы и приемы.

Игровые: создание воображаемой ситуации.

Словесные: беседа, художественное слово, рассказ педагога и детей.

Наглядные: демонстрация иллюстраций и презентации, рассматривание.

Практические: физкультминутка, роспись матрешки.

Оборудование и материалы: презентация, картинки с изображением матрешек, матрешки, заготовки с изображением матрешек, восковые мелки, краски, кисточки.

Ожидаемый результат: сформированы представления об истории создания народной игрушки – матрешке; о видах ее росписи.

 

1.Организационный момент.

Воспитатель:

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

А вот что это за игрушки вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская 

(Матрёшка)

Воспитатель:

 Посмотрите! Эти вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

Воспитатель:

Ребята, в вы знаете кто такие мастера? (ответы детей)

Воспитатель:

Верно, ребята. Мастер – это человек особенно искусный, знаток своего дела, народный умелец. Народные мастера, умельцы своими руками создают самые невероятные изделия. И по сей день, они ценятся во всем мире, так как каждое изделие содержит частичку души автора. Вот и матрешка, созданная народными умельцами, была самой любимой игрушкой у детей.

Ребята, а что вы знаете о Матрешке?

(ответы детей).

Воспитатель:

Верно, она сделана из дерева, разнимается на две части, а в ней спрятаны другие матрешки меньшего размера.  А хотите узнать больше?

Воспитатель:

Я хочу пригласить вас посетить музей русской матрешки. Но прежде чем мы отправимся туда, вспомним правила поведения в музее.  

(ответы детей)

Правильно: громко не говорим, внимательно слушаем экскурсовода, вопросы задаем только после завершения рассказа, и экспонаты руками не трогаем. Построились все за мной и отправляемся в музей русской матрешки.      

Воспитатель:

Сегодня вашим экскурсоводом буду я.

Приглашаю вас пройти к первой экспозиции.

(показ презентации)  

Как же появилась Матрешка, кто ее придумал?

Идея создания Матрешки была подсказана игрушкой, привезенной из Японии – это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму – лысоватого, с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий, с вложенными внутри несколькими фигурками.

Однако сами японцы и старые люди, которые жили во времена создания матрешки, говорят, что прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое яйцо вкладывалось малое.

Родиной матрешки является подмосковный город Сергиев Посад.

Позже матрешек стали мастерить в разных уголках нашей страны.

Воспитатель:                                      

Проходим к следующей экспозиции: это матрешка из города Загорска Московской области. Роспись этих матрешек отражает жизнь русского городка. Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка с вышивкой, на голове платок. В руках у матрешек то корзина, то цветок, то грибок.

Называются они загорские матрешки. От названия города Загорска, в котором их расписывают.

Воспитатель:                                                                  

Проходим к следующей экспозиции: эти матрешки из города Семенов Нижегородской области. Как называется матрешка, которую расписывают в этом городе? (ответы детей)

 Весь фартук этой матрешки занимают букеты цветов. Посмотрите, какие они яркие и красивые, а какие цвета используют мастера!

(дети рассматривают рисунки и игрушки)

Воспитатель:

Проходим к следующей экспозиции: следующая матрешка пришла к нам из города Полхов-Майдан Нижегородской области. И называется она полхов-майданская матрешка. У этих матрешек нет сарафана и фартука, главный элемент росписи – цветок шиповника, символ любви. На голове полушалок с цветами. Полушалком называли раньше большой платок, который накидывали на плечи и голову, его не завязывали, как обычный платок.

Воспитатель:

Ребята, вы, наверное, устали ходить по музею, давайте отдохнем и проведем физкультминутку «Матрешки».

Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладошки)
На ногах сапожки, топают матрешки

(руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед; топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево-вправо)

Друг за другом повернулись - все дружно улыбнулись.

Воспитатель:

Замечательно отдохнули.

Ребята, кто запомнил, как называются матрешки, которых мы с вами сегодня рассматривали? В каких городах их расписывали?

(семеновских, загорскиз, полхов – майдановских)

Так что же общего во всех матрешках?

(сделана из дерева, открываются одинаково, внутри каждой матрешки есть еще меньшего размера, расписаны яркими цветами).

Какое дерево использовали при изготовлении матрешки?

А чем матрешки отличаются? (разные узоры).

А как называется платок на голове у матрешки из города Полхов – Майдан?

(ответы детей)

Воспитатель:

Ребята, мы с вами многое узнали о нашей русской матрешке.

А вы хотите сами сегодня побыть мастерами, умельцами и расписать своих матрёшек?

Воспитатель:

Проходим за столы. Посмотрите, я же на ярмарке была и заготовки вам принесла. Только матрешки на них грустные и скучные, предлагаю создать каждому из вас свою авторскую матрешку.

Сначала расписывать матрешек мы будем восковыми карандашами, все узоры и цветы. А потом раскрасим косыночку и саму матрешку красками. Восковые карандаши сохранят наши узоры и не дадут краске растечься.

Ну, что готовы к работе, сели все правильно, спинки ровные. Приступайте.

Итог

Молодцы! Какие красивые получились у вас матрешки. А главное все такие разные и радостные. И у каждого она хороша. Вы настоящие мастера!

Пусть наши матрешки немного подсохнут, и мы устроим выставку наших матрешек. Полюбуемся на них.

Ребята музей, какой игрушки мы с вами сегодня посетили?

Что нового узнали о матрешке?

Что больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини-музей матрешки

Цель: Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве. Познакомить с декоративно-прикладным искусством – русской матрешкой. Дать представление детям о русской матрешке, как об одно...

Презентация "Мини музей - Матрешки"

Цель создания:v   вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи     с прекрасным;v  обогатить предметно-развивающую среду группы;v  познакомить...

Проект "Мини - музей матрешки"

Вторая младшая группа...

мини-музей "Матрешки"

Создание музея с детьми среднего дошкольного возраста совместно с педагогом и с привлечением родителей....

Перспективный план к мини музею " Матрешка - любимая игрушка детей"

Разработала перспективный план к мини-музею " Матрешка - любимая игрушка детей" по месецам - это и открытые мероприятия для детей совместно с родителями...

«ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МАТРЕШКИ» «В музей шагаем дружно».

laquo;ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МАТРЕШКИ» «В музей шагаем дружно».Взаимодействие подготовительной к школе группы с группой кратковременного пребывания. (Посещение музея матрешки малыша...