«ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ МАТРЕШКИ»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ МАТРЕШКИ»
Выполнила: воспитатель Сазонова Т.И.
Тема: «Путешествие в музей матрешки».
Цель: расширение представлений детей о русской народной игрушке – матрешке.
Задачи:
Познакомить с наиболее популярными в России видами росписи матрешек, учить различать и называть их.
Закрепить приемы рисования красками.
Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Методы и приемы.
Игровые: создание воображаемой ситуации.
Словесные: беседа, художественное слово, рассказ педагога и детей.
Наглядные: демонстрация иллюстраций и презентации, рассматривание.
Практические: физкультминутка, роспись матрешки.
Оборудование и материалы: презентация, картинки с изображением матрешек, матрешки, заготовки с изображением матрешек, восковые мелки, краски, кисточки.
Ожидаемый результат: сформированы представления об истории создания народной игрушки – матрешке; о видах ее росписи.
1.Организационный момент.
Воспитатель:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
А вот что это за игрушки вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
(Матрёшка)
Воспитатель:
Посмотрите! Эти вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
Воспитатель:
Ребята, в вы знаете кто такие мастера? (ответы детей)
Воспитатель:
Верно, ребята. Мастер – это человек особенно искусный, знаток своего дела, народный умелец. Народные мастера, умельцы своими руками создают самые невероятные изделия. И по сей день, они ценятся во всем мире, так как каждое изделие содержит частичку души автора. Вот и матрешка, созданная народными умельцами, была самой любимой игрушкой у детей.
Ребята, а что вы знаете о Матрешке?
(ответы детей).
Воспитатель:
Верно, она сделана из дерева, разнимается на две части, а в ней спрятаны другие матрешки меньшего размера. А хотите узнать больше?
Воспитатель:
Я хочу пригласить вас посетить музей русской матрешки. Но прежде чем мы отправимся туда, вспомним правила поведения в музее.
(ответы детей)
Правильно: громко не говорим, внимательно слушаем экскурсовода, вопросы задаем только после завершения рассказа, и экспонаты руками не трогаем. Построились все за мной и отправляемся в музей русской матрешки.
Воспитатель:
Сегодня вашим экскурсоводом буду я.
Приглашаю вас пройти к первой экспозиции.
(показ презентации)
Как же появилась Матрешка, кто ее придумал?
Идея создания Матрешки была подсказана игрушкой, привезенной из Японии – это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму – лысоватого, с головой, вытянутой вверх от многочисленных раздумий, с вложенными внутри несколькими фигурками.
Однако сами японцы и старые люди, которые жили во времена создания матрешки, говорят, что прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое яйцо вкладывалось малое.
Родиной матрешки является подмосковный город Сергиев Посад.
Позже матрешек стали мастерить в разных уголках нашей страны.
Воспитатель:
Проходим к следующей экспозиции: это матрешка из города Загорска Московской области. Роспись этих матрешек отражает жизнь русского городка. Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка с вышивкой, на голове платок. В руках у матрешек то корзина, то цветок, то грибок.
Называются они загорские матрешки. От названия города Загорска, в котором их расписывают.
Воспитатель:
Проходим к следующей экспозиции: эти матрешки из города Семенов Нижегородской области. Как называется матрешка, которую расписывают в этом городе? (ответы детей)
Весь фартук этой матрешки занимают букеты цветов. Посмотрите, какие они яркие и красивые, а какие цвета используют мастера!
(дети рассматривают рисунки и игрушки)
Воспитатель:
Проходим к следующей экспозиции: следующая матрешка пришла к нам из города Полхов-Майдан Нижегородской области. И называется она полхов-майданская матрешка. У этих матрешек нет сарафана и фартука, главный элемент росписи – цветок шиповника, символ любви. На голове полушалок с цветами. Полушалком называли раньше большой платок, который накидывали на плечи и голову, его не завязывали, как обычный платок.
Воспитатель:
Ребята, вы, наверное, устали ходить по музею, давайте отдохнем и проведем физкультминутку «Матрешки».
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладошки)
На ногах сапожки, топают матрешки
(руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед; топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево-вправо)
Друг за другом повернулись - все дружно улыбнулись.
Воспитатель:
Замечательно отдохнули.
Ребята, кто запомнил, как называются матрешки, которых мы с вами сегодня рассматривали? В каких городах их расписывали?
(семеновских, загорскиз, полхов – майдановских)
Так что же общего во всех матрешках?
(сделана из дерева, открываются одинаково, внутри каждой матрешки есть еще меньшего размера, расписаны яркими цветами).
Какое дерево использовали при изготовлении матрешки?
А чем матрешки отличаются? (разные узоры).
А как называется платок на голове у матрешки из города Полхов – Майдан?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, мы с вами многое узнали о нашей русской матрешке.
А вы хотите сами сегодня побыть мастерами, умельцами и расписать своих матрёшек?
Воспитатель:
Проходим за столы. Посмотрите, я же на ярмарке была и заготовки вам принесла. Только матрешки на них грустные и скучные, предлагаю создать каждому из вас свою авторскую матрешку.
Сначала расписывать матрешек мы будем восковыми карандашами, все узоры и цветы. А потом раскрасим косыночку и саму матрешку красками. Восковые карандаши сохранят наши узоры и не дадут краске растечься.
Ну, что готовы к работе, сели все правильно, спинки ровные. Приступайте.
Итог
Молодцы! Какие красивые получились у вас матрешки. А главное все такие разные и радостные. И у каждого она хороша. Вы настоящие мастера!
Пусть наши матрешки немного подсохнут, и мы устроим выставку наших матрешек. Полюбуемся на них.
Ребята музей, какой игрушки мы с вами сегодня посетили?
Что нового узнали о матрешке?
Что больше всего запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в мини-музей матрешки
Цель: Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве. Познакомить с декоративно-прикладным искусством – русской матрешкой. Дать представление детям о русской матрешке, как об одно...
Презентация "Мини музей - Матрешки"
Цель создания:v вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным;v обогатить предметно-развивающую среду группы;v познакомить...
Проект "Мини - музей матрешки"
Вторая младшая группа...
мини-музей "Матрешки"
Создание музея с детьми среднего дошкольного возраста совместно с педагогом и с привлечением родителей....
Перспективный план к мини музею " Матрешка - любимая игрушка детей"
Разработала перспективный план к мини-музею " Матрешка - любимая игрушка детей" по месецам - это и открытые мероприятия для детей совместно с родителями...
Экскурсия в музей «Матрешка - символ русского народного искусства»
Для детей старшего дошкольного возраста...
«ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МАТРЕШКИ» «В музей шагаем дружно».
laquo;ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МАТРЕШКИ» «В музей шагаем дружно».Взаимодействие подготовительной к школе группы с группой кратковременного пребывания. (Посещение музея матрешки малыша...