"Танцующие краски"
проект по рисованию
Долгосрочный проект: рисования на воде, для детей с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Танцующие краски»
Воспитатель: Рудова Е.Г.
Цель: Сформировать у дошкольника способность к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественное - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Образовательные задачи: Познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «эбру». Сделать танцующие краски на воде в условиях детского сада и домашних условиях.
Развивающие задачи: Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивать творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.
Воспитательные задачи: Познакомить детей с техникой рисования на воде и её приёмами. Ввести понятие Эбру. Познакомить с историей появления такого способа рисования. Учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета. Закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться красками, веерной кисточкой, шилом, гребенкой.
Рисование на воде (Эбру) как новый вид арт-терапии – очень бережный и безопасный метод терапии. Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде и дальнейшее их перенесение на какую-либо поверхность, например, на бумагу или ткань.
Рисование на воде- относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это отличный способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям. Рисование на воде Эбру, как и любой вид искусства, привлекает возможностью принять участие в процессе творения, стать созидателем, создателем прекрасного. Для детей с особенностями в развитии это особенно актуально. Ведь такой ребенок не всегда имеет возможность увидеть результат своего труда в целом. История возникновени Эбру.
История возникновения Эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения.
Также невозможно определить, где именно зародилось Эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: Эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений. Откуда бы ни пришло Эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде. Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование».
Материал
Все компоненты для Эбру обязательно натуральные. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания Эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.
Техника рисования эбру.
Смысл техники уникального рисунка на воде – эбру, заключается в специальных красках, которые не растворяются в воде. Желчь крупного рогатого скота - очень важный элемент в изготовлении красок. Она обеспечивает нахождение краски на поверхности и преодоления краской поверхностного натяжения воды. Капли краски наносят на предварительно немного загущенную воду в специальной емкости. На сегодняшний день достаточно добавить специальный загуститель. Затем, используя различные инструменты (спицы, шила, гребни), рисуют узоры и рисунки на поверхности воды. Шило и гребень – важные части инструментов. Шило должно быть разных форм для более тонких и толстых контурных линий. Гребень служит для того, чтобы рисунок был ровным. Мастера при помощи гребня контролируют узор изображения. Один из самых главных инструментов - кисточка для разбрызгивания краски по воде. Для "вытягивания" краски в узор используются металлические палочки различной толщины и конский волос. Для узора, равномерного по всей поверхности жидкости, используются металлические "расчески" с различной толщиной зубчиков и расстоянием между ними. После создания на поверхности воды, узор переносится на бумагу. Для этого чистый лист прикладывают к поверхности воды на несколько секунд и поднимают. Затем просушивают картину в сухом проветриваемом помещении. Картина, изготовленная в технике эбру, готова радовать, завораживающей причудливостью линий и узоров.
Технология изготовления эбру в условиях детского сада:
Изучив технологию рисования эбру, мы решили попробовать провести эксперимент: нарисовать картину в условиях детского сада несколькими способами:
Опыт №1 рисования на воде:
Приготовили воду, добавили крахмал и сварили кисель. Кисель должен быть не слишком густой.
Взяли акриловые краски и разбавили чуть –чуть водой.
В специальный лоток налили раствор из киселя.
Осторожно капали кисточкой краску на поверхность воды.
С помощью спицы попробовали нарисовать различные линии.
Опыт № 2 рисования на воде:
Приготовили воду, добавили глицерин. Раствор также должен быть не слишком густой.
Взяли акриловые краски и разбавили чуть –чуть водой.
В специальный лоток налили раствор из воды и глицерина.
Осторожно капали кисточкой краску на поверхность воды.
С помощью спицы попробовали нарисовать различные линии.
Опыт № 3 рисования на воде:
Приготовили воду, добавили загуститель. Раствор должен быть не слишком густой.
Взяли специальные краски эбру для рисования на воде.
В специальный лоток налили раствор из воды.
Осторожно капали кисточкой краску на поверхность воды.
С помощью спицы, шила, гребней попробовали нарисовать различные линии.
Этапы реализации проекта:
СРОК | ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
СЕНТЯБРЬ- ОКТЯБРЬ 2021 года | Подготовительный этап | 1.Изучение и анализ литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме. 2. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. |
НОЯБРЬ- ДЕКАБРЬ 2021 года | Основной | 1.Знакомство с историей возникновения «Эбру». 2. Подготовка материала для проекта. 3. Рисование натуральным материалом. 4. Выставки своих работ. |
ЯНВАРЬ-МАЙ 2022 года | Эксперементирование в приготовлении растворов. Опыт № 1 | Выставка работ на стенде группы. |
СЕНТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2022 года | Эксперементирование в приготовлении растворов. Опыт № 2 | 1.Выставка работ на стенде группы. 2.Подарок мамом. |
ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2023 года | Эксперементирование в приготовлении растворов. Опыт № 3 | Освещение данной темы на своем сайте, пополнение электронного портфолио и публикации на персональной страничке в социальной сети. |
Май 2023 года | Заключительный этап | Мастер-класс для родителей |
Список литературы и интернет ресурсов.
1. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003.
2. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
3. О. А. Могильченко Дополнительная образовательная программа по арт – терапии «Чудесные превращения»
http://топ-школа. рф/innovatsionnyj-proekt-tantsuyushhie-kraski/
4. Е. В Бажанова, И. И. Поташова, «Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития» Статья.
5. http://preo.ru/novosti/risovanie-na-vode-drevnejshee-iskusstvo-ebru/
6. Видео мастер класс для детей https://www.youtube.com/watch?v=iXqz4ddwGqc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс .Эбру - танцующие краски.
нетрадиционные техники в рисовании...
Мастер класс для педагогов и специалистов ДОУ по теме: «Танцующие краски»
ЦЕЛЬ: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, профессионального мастерства , получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.З...
Конспект мастер-класса с воспитанниками старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности и их родителями «Танцующие краски ЭБРУ» (Нетрадиционная техника рисования на воде, как новый вид арт-терапии )
Данная практика содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Таким образом, рисование становится Арт-терапией, где каждый участник процесса чувствует себя настоящим творцом и ...
Конспект по нетрадиционному рисованию в технике эбру на тему "Танцующие краски"
Конспект предназначен для детей подготовительной к школе группы...
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Танцующие краски Победы»
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования «Эбру»....
презентация мастер-класса "Танцующие краски-Эбру"
Презентация мастер-класса...
Буклет "Танцующие краски на воде - эбру"
буклет для родителе об использовании техники "Эбру" в домашних условиях...