Мастер класс для педагогов и специалистов ДОУ по теме: «Танцующие краски»
методическая разработка по рисованию на тему

Пономарёва Виктория Владимировна

ЦЕЛЬ: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования,   профессионального мастерства  , получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

ЗАДАЧИ:

- Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования на воде.

- Обучение участников мастер-класса технике- ЭБРУ

-Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_ebru.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов и специалистов ДОУ по теме:

«Танцующие краски»

ЦЕЛЬ: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования,   профессионального мастерства  , получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

ЗАДАЧИ:

- Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования на воде.

- Обучение участников мастер-класса технике- ЭБРУ

-Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийное оборудование;
  • электронная презентация мастер-класса; 
  • поднос (может подойти любая не глубокая, прямоугольная ёмкость);
  • краски Эбру (смешаны в нужной консистенции, содержат масло желчи);
  • бумага Эбру чуть (плотнее обычной бумаги. Возможно использовать фотобумагу);
  • кисти (желательно веерные, которые изготовлены из ветки розового дерева и конского волоса);
  • гребни (брусок с набитыми гвоздиками);
  • шило или любая заостренная палочка (зубочистка, иголка, спицы);
  • загуститель воды (экстракт растения Гевен);

 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

 1. Постановка педагогической проблемы.

 2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

 3. Рефлексия.

 I. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

- Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках мастер – класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать Вам эффективные приёмы работы с дошкольниками. Хочу начать свой мастер-класс с небольшого задания. Нарисуйте на маленьком листе бумаги схематично человечка.

- Спасибо. Покажите свои рисунки.

- Ваши рисунки отличаются техникой рисование, но главное присущие человеку Вы нарисовали все –это голова, ноги, руки, туловище.

- А что у людей разное и неповторимое с момента рождения?

- Да наша индивидуальность находится на подушечках пальцев, в виде неповторимого рисунка.

- Техникой, которой я хочу сегодня с Вами поделиться, обладает такой же неповторимостью.

- Может кто-то знает о чём пойдет сегодня речь?

- Это техника ЭБРУ.

- Эбру –это древнее искусство, уникальная техника рисования на воде. ЭБРУ - Это очень просто и сложно одновременно. Вода — это ваше зеркало, барометр души. Каждый рисунок — это фотография момента, в котором есть вы. Странное название расшифровывается различными способами, оно означает и «воду для лица», и «волнообразный», и даже «облако».                

- Эбру — это способ самовыражения, который никогда не теряет своего мистического очарования с момента возникновения идеи и до появления изображения на бумаге. Даже соприкасаясь с этим впервые, вы становитесь автором уникального и неповторимого творения. Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых Эбру просто невозможно. 

- Выбор мною нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. В эпоху научно-технического прогресса перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.    

- Вы можете подумать: зачем ребенку эбру, если есть карандаши, фломастеры, акварель? Рисование на воде качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети, наблюдающие за таинством рисования на воде, воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря рисованию на воде детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детишек. Нет сомнений, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде могут получиться такие красивые и разнообразные узоры. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. Ребенок будет гордиться своими результатами и обязательно будет радовать новыми творческими свершениями.

-Достоинством техники эбру, является её универсальность, так как использовать её можно для обучения детей с самого раннего возраста, усложняя процесс обучения поэтапно по мере взросления ребёнка и освоения им всевозможных приёмов рисования.

- Занятия по данной технологии в детском коллективе имеют индивидуальный и групповой характер. Техническое оснащение не требует определённых условий, материалы и инструменты доступны, соответствуют санитарно – техническим нормам. В среднем изготовление работы по данной технологии занимает 10-15 минут.

- Любая работа в технике эбру может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др. Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ.

- В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать технологию, которую можно использовать в работе с детьми на себе. 

-Для начала выбрать два-три цвета. Совершенно любые, те, которые в этот момент созвучны с нашим настроением.

Создаем основу

-Теперь берем в руки плоскую кисть, опускаем ее в краску и создаем основу. Делается это так: одной рукой держим кисть, перемещая ее над водой, а второй легонечко постукиваем по ней. Таким образом на наш холст в произвольном порядке летят капли разного размера. Капельки растекаются, и вот перед нами уже основа для рисунка.

Следует учитывать два момента: изначального цвета в итоге останется не так уж много, потому что рисовать вы будете по нему, поэтому можно использовать даже темные тона. Второй: не нужно заливать весь фон полностью, если останутся пустые места — ничего страшного, впоследствии они заполнятся.

В первый раз рекомендуется делать основу одним цветом. В дальнейшем, когда вы уже прочувствуете, как растекаются краски, можно для этих целей использовать разные цвета.

Чтобы очистить кисточку от краски, достаточно промокнуть ее салфеткой.   Теперь набираем краску другого цвета и по той же технологии разбрасываем ее по поверхности поверх первого слоя. Уже в этот момент вы увидите, как именно взаимодействуют краски на воде: одна вымещает другую, словно отгоняя ее в сторону.

Кстати, имейте в виду: краски, если вы захотите получить какие-то оттенки, можно смешивать только в стаканчике, на поверхности воды они будут лежать уже отдельными слоями и не смешаются, как бы вы ни старались.

Поле этого берем в руки палочку и начинаем аккуратно, легонько водить ей по поверхности нашего рисунка. Можно водить палочкой в одном направлении, можно туда-обратно, можно по диагонали, можно по кругу. Тут уж как ваша душа пожелает. Поэкспериментировав, вы быстро поймете, какой эффект дает каждое движение. Делаем капельки, рисуем узоры

Переходим к боле точечному и локальному рисованию. Для этого берем в руки палочку или шило. Захватываем краску третьего цвета и делаем капельки там, где мы хотим нарисовать какой-то узор. Примечание: в первую очередь размер капельки на воде зависит от того, сколько вы «захватите» краски, однако следует еще учитывать и особенности каждого цвета: все краски растекаются по-разному.

Теперь с помощью все того же шила или палочки превращаем наши капельки в узоры.

Если, например, посередине такой капельки поставить еще одну, но поменьше, а потом аккуратными движениями с краем капельки провести палочкой к ее центру — получатся сердечки.

Если, наоборот, движение будет от центра, через край окружности и дальше — получится звезда.

Проводим насквозь капельки и чуть-чуть дальше — выходит сердечко.

Капли можно вытягивать и перемещать с помощью инструментов в любых направлениях, закручивать их, вытягивать или, наоборот, собирать.

Здесь нужно поэкспериментировать и все прочувствовать на себе.

Вот несколько иллюстраций того, как можно «управлять» нашими капельками палочкой и шилом, вам в помощь: ) и для вдохновения.   Переносим рисунок на бумагу

Когда рисунок готов, одним легким движением поверх него кладем лист бумаги. Придерживаем руками края, ибо, намокая, бумага будет загибаться вверх.Вся краска, которой коснулась бумага, моментально перескакивает с воды на поверхность листа. Нужно слегка поводить по бумаге шилом или палочкой, выгоняя воздух, так как воздух мешает соприкосновению листа с краской, из-за чего на рисунке могут появиться белые дыры.

После этого соберите краску, которая осталась за пределами листа бумаги. Иначе она тоже «прицепится» к вашему рисунку в самом неподходящем месте, когда вы будете доставать бумагу. Просто промокните поверхность воды бумажной салфеткой.

Уже через десять секунд бумагу можно доставать. Аккуратно беремся за край и плавным движением вытаскиваем ее из воды, слегка касаясь при этом бортиков чаши.

III. РЕФЛЕКСИЯ

- Посмотрите, что у нас получилось! (рассматривание результатов).

- Вам хочется обрамить данный рисунок в рамку, и разместить на видном месте?

 - Вы поделитесь данным опытом с коллегами?

- Как вы считаете, где в своей работе вы можете использовать данную технику?

- Как применить этот вид искусства в повседневной жизни?

-Данный вид нетрадиционного рисования можно использовать для создания бумаги для декорирования, можно украсить, нанести рисунок на любую поверхность ткани или посуды, также техника рисования по воде используется в ногтевом сервисе.

 - Эбру — это чудесный мир возможностей, где у каждого получается. ЭБРУ помогает внести цветные краски и эмоции в нашу жизнь! Расслабиться и успокоиться, и увидеть, как прекрасен этот мир.

В предложенных буклетах Вы ознакомитесь с рекомендуемой литературой, интернет – ресурсами, семинарами для приобретения творческого опыта, информацией, где можно приобрести материалы и инструменты, а также как использовать технологию ЭБРУ в домашних условиях.

Благодарю всех за внимание, мой мастер-класс закончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности. Тема: « Путешествие любопытного лягушонка».

Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и начинающим, так как они  поймут, насколько э...

Мини мастер-класс для педагогов и специалистов ДОУ

laquo;РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ»....

Мастер-класс среди педагогов по Художественно – эстетическому развитию ТЕМА: «Веселые краски»

Мастер-класс среди педагогов  по Художественно – эстетическому развитию...

Мастер-класс для педагогов по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Веселые краски»

Задачи:— познакомить педагогов с различными нетрадиционными техниками мастерства.— научить на практике воспроизводить элементы в нетрадиционных методах.— поделиться с педагогами свои...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов и специалистов Тема «Создание интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Power Point»»

Цель: знакомство с алгоритмом и обучение технологии при создании электронных игр для детей дошкольного возраста....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов и специалистов Тема «Изготовление нетрадиционного спортивного оборудования «Поймай мяч» (Бильбоке)»

Цель: повышение знаний педагогов по созданию спортивное нестандартное оборудование из различного материала своими руками....