Теоретические основы правополушарного рисования
методическая разработка по рисованию
Теоретические основы правополушарного рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_pravopolusharnogo-_m-k.docx | 515.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы правополушарного рисования.
Метод правополушарного рисования основан на работах Роджера Сперри, который изучал деятельность правого и левого полушарий головного мозга и, совместно с другими нейрофизиологами, получил Нобелевскую премию в 1981 году “За открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга”. Он выяснил, что правое и левое полушария головного мозга выполняют разные функции.
Левое полушарие головного мозга отвечает за аналитическое мышление (логика и анализ), тогда как правое полушарие отвечает за воображение, творческие способности, возможность мечтать и фантазировать.
Есть особенности восприятия информации каждым полушарием: левое полушарие воспринимает информацию поэтапно, последовательно, правое - способно воспринимать разнообразную информацию одновременно.
Также отличается обработка информации: правое полушарие обрабатывает информацию в виде образов, а левое полушарие - в виде слов и цифр.
В последнее время всё чаще можно встретить утверждение, что разделение функций между полушариями головного мозга - это миф. Конечно, такое разделение функций очень условное, оно представлено для простоты восприятия. Невозможно однозначно считать, что за какие-то процессы отвечает только одно полушарие, так как во всех психических процессах принимает участие весь мозг.
Важно понимать, что полушария головного мозга работают всегда одновременно, при этом по-разному обрабатывая информацию. Например, за восприятие речи в большей степени отвечает левое полушарие, однако интонации, эмоциональность, жесты и мимику воспринимает правое полушарие. Для решения одних задач доминирует левое полушарие, других - правое, для третьих - полушария участвуют в равной степени.
Важно то, что есть возможность активизировать одно из полушарий, перейти в так называемый “правополушарный” или “левополушарный” режим.
Чем отличается правополушарное и левополушарное рисование?
Левополушарное рисование (рисование в “Л-режиме) - это рисование по строгим правилам (академический рисунок). Ученик чётко представляет себе, что в итоге у него должно получиться. Обучение такому рисованию длительное - ученики обучаются в художественных школах, училищах и ВУЗах.
Правополушарное рисование (рисование в “П-режиме”) - спонтанное, интуитивное. Нет чётких правил - человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции.
Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии - оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.
Основоположницей правополушарного рисования стала американка Бетти Эдвардс. Суть метода она раскрыла в книге “Откройте в себе художника”, которая помогла миллионам людей начать рисовать.
Бетти Эдвардс предлагала упражнения именно для рисования карандашом. Позже её методику трансформировали в правополушарную (интуитивную) живопись, дополнив приёмами Боба Росса. Мы будем изучать с вами методику именно в современной “живописной” интерпретации.
Особенности правополушарной живописи:
Во время занятий включается правополушарный режим с помощью различных приёмов:
- создание фона необычным образом
- рисование руками
- “стирание границ” - выход за края листа
- рисование “вверх ногами”
- выбор тех цветов, которые подсказывает интуиция в данный момент
- выполнение специальных упражнений
- рисование под музыку
- увеличение скорости рисования
Таким образом, правополушарная живопись позволяет людям преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать. Те, кто начинают творить в технике правополушарной живописи, позже с лёгкостью осваивают написание картин маслом.
Рисование с помощью этого метода подходит детям от 5 лет и взрослым любого возраста. Справятся все без исключения!
Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и научиться видеть - развивается навык, необходимый каждому художнику. Ученики начинают замечать разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, неба и др.), обращают внимание на причудливые формы (деревьев и др.) - вообще начинают смотреть на мир другими глазами!
Также, благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.
Итак, правополушарная живопись - современное, интересное, полезное и очень востребованное направление творчества, доступное каждому!
Литература, рекомендуемая для изучения.
1. Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности: https://school-science.ru/7/16/39540
2. Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс: https://4brain.ru/blog/правополушарное-рисование/
3. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения: https://fb.ru/article/221918/pravopolusharnoe-risovanie-metodika-tehniki-i-uprajneniya
4. Джулия Кэмерон ”Путь художника”, 2017, издательство ”Livebook” (см. в папке “Литература”)
5. Джулия Кэмерон “Долгие прогулки. Практический подход к творчеству”, 2017, издательство “Манн, Иванов и Фербер” (см. в папке “Литература”)
Инструменты и материалы для рисования.
- акварельная бумага плотностью от 200 г/м2 формата А4;
- ножницы;
- малярный скотч шириной от 2х см;
- планшет, на который будет крепиться лист;
- кисти: круглая синтетика № 1-2, круглая синтетика №7, плоская кисть-щетина №14-16, плоская синтетика №5;
- ватные палочки;
- пищевая плёнка;
- белая палитра или белая пластиковая одноразовая тарелка;
- тряпка для вытирания кистей и рук;
- стакан с водой;
- гуашь 12 цветов;
- баночка белой гуаши (белила титановые) 220 мл или более.
Как выбрать гуашь?
- Начать можно с простой гуаши фирмы Луч (Классика) или Гамма. А позже можно приобрести профессиональные краски фирм “Сонет”, “Мастер класс”, “Гамма”.
- В наборе обязательно наличие 2х оттенков красного цвета - тёплого (алый, красный) и холодного (рубиновый, краплак, маджента, малиновый).
- Краски должны быть свежие - консистенции густой сметаны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...
Теоретические основы декоративного рисования.
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания детей- помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве...
Правополушарное рисование – современный метод обучения дошкольников основам художественного видения.
Чтобы научиться рисовать, мы думаем надо много времени, нужны способности и склонности к рисованию, у многих возникают комплексы, что они не умеют рисовать! Правополушарное рисование позволяет убрать ...
"Теоретические основы развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании"
\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'fhka.trkg.ru\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!wi...
«Правополушарное рисование как основа развития творческих способностей дошкольников».
Наша эпоха - это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Ни для кого не секрет, что современное состояние образования в Росси...
Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны спец...