Статья "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
статья по рисованию (средняя группа)
Развитие мелкой моторики также отображает и развитие головного мозга, так как давно подтверждена связь между мелкой моторикой и речевыми центрами в отделе головного мозга. Благодаря развитию мелкой моторики стимулируется не только развитие психических функций, но и осуществляется успешная подготовка детей к овладению необходимыми для обучения в школе умениями и навыками на протяжении всего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirievskaya_inna_statya.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в рамках образовательной области «Физическое развитие» одной из задач выступает развитие мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста. Мы полагаем, что выделение этой задачи и ее обозначение в числе ведущих не случайно, поскольку, как показывают наблюдения и анализ психолого-педагогических исследований, мелкая моторика у современных дошкольников является развитой недостаточно. Причиной этого выступают как различные нарушения, возникающие в процессе внутриутробного развития, в процессе родов, в раннем развитии, так и собственно педагогический аспект, связанный с недостаточным созданием условий в семье, прежде всего для взаимодействия ребенка с разными предметами, упражнения его в выполнении действий, требующих точных, скоординированных движений рук.
Развитие мелкой моторики также отображает и развитие головного мозга, так как давно подтверждена связь между мелкой моторикой и речевыми центрами в отделе головного мозга. Благодаря развитию мелкой моторики стимулируется не только развитие психических функций, но и осуществляется успешная подготовка детей к овладению необходимыми для обучения в школе умениями и навыками на протяжении всего дошкольного возраста.
Одна из сложностей, возникающая в работе с маленькими детьми, состоит именно в недостаточном развитии мелкой моторики, которая снижает активность детей, их интерес в выполнении тех видов деятельности, которые требуют активного участия мелкой моторики. Когда мелкая моторика развита недостаточно, детям трудно выполнять различные движения, комбинировать их, координировать действия руки и глаз в процессе выполнения данных движений. От этого снижается интерес у детей к видам деятельности, в которых активно участвует мелкая моторика, что в свою очередь препятствует ее развитию.
Одним из путей, позволяющих укрепить стремление ребенка преодолевать трудности и развивать моторные умения и навыки в младшем дошкольном возрасте могут выступать нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования представляют собой целый комплекс техник, который мы раскроем далее. Техника рисования представляет собой совокупность специальных приемов, способов и навыков, с помощью которых создается художественный образ.
К классическим техникам рисования С.В. Погодина относит работу с такими материалами как гуашь, акварель, пастель, сангина, уголь, карандаш, фломастер. Нелассические техники рисования связаны с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения достигать выразительности создаваемых образов. К их числу относятся: монотипия, диатипия, акватипия, кляксография, линотипия, рисование по мятой бумаге, рисование двумя красками, рисования двумя кисточками, рисование по фольге, граттаж, рисование восковыми мелками, рисование на стекле, пальцеграфия, силуэтное рисование, невидимые картинки, набрызг, печатки и штампы, матрицы, тампонирование, простая гравюра на картоне, витраж, рисование мылом, рисование солью, манкой, зубной пастой, чаем, с помощью пищевой пленки, рисование тканью, восковой стружкой. Как видно из представленного перечня, нетрадиционные техники рисования представляют собой широкий спектр [3].
Их потенциальные возможности в плане развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста состоят, прежде всего, в том, что в нетрадиционных техниках используются разные материалы, с помощью которых дети осваивают разные движения рукой. Сюда входят примакивание, посыпание, наложение, вырезание и так далее. Т.С. Комарова, И.А. Лыкова указывают, что в зависимости от техники рисования, применяются разные материалы, которые требуют не только разных движений, но и разной силы нажима, разных способов удержания предмета и так далее. Кроме того, благодаря разнообразию нетрадиционных техник рисования, создаются благоприятные условия для поддержания у детей интереса к выполнению заданий, что способствует успешному преодолению трудностей в процессе непосредственно рисования [1, 2].
Сам алгоритм развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на основе нетрадиционных техник рисования мы рассматриваем как состоящий из следующих шагов: вначале проходит знакомство с нетрадиционной техникой. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования включает в себя называние данной техники, описание приемов, входящих в данную технику на основе демонстрации готовых работ. Зачем, идет непосредственное ознакомление детей с нетрадиционной техникой, когда дети упражняются в использовании конкретных материалов, выполнении определенных движений. Для того, чтобы этот процесс протекал более эффективно, мы в работе используем приемы, подготавливающие руки, а именно, упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, двигательная разминка), различные движения по типу самомассажа, отработка в воздухе движений, необходимых для выполнения техники, а также отработка правильного держания соответствующих инструментов или материалов в каждой технике.
Работая с опорой на данный алгоритм, осуществляя знакомство с разными нетрадиционными техниками рисования, мы увидели, что уровень развития мелкой моторики у детей повышается. Дети более успешно выполняют сложноскоординированные движения, более точно выполняют движения, меньше допускают смазанности, ошибок, растеканий в процессе использования нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, нетрадиционные техники рисования могут выступать одним из средств развития мелкой моторики у детей в младшем дошкольном возрасте.
Литература
- Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст] / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 182 с.
- Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И.А. Лыкова. – М. : Карапуз-дидактика, 2016. – 144 с.
- Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.– 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головн...
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...
Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...
Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»
В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....
Мастер- класс «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования - ниткография».
Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.Задачи: - продемонстрировать опыт работы по использованию техники «Ниткография» в работе с детьми младших групп...
"Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Каждая из этих техник – это маленькая игра.Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает речь, воображение, даёт полную свободу для самовыраж...