Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности"
консультация по рисованию (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»
Творчество детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества начинается в семье, в детском саду.
Использование различных приемов на занятиях по изобразительной деятельности детей способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети могут осваивать художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества.
В процессе изобразительной деятельности детей создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности и творческих способностей дошкольников. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы - компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений, а следовательно, способствуют развитию творческих способностей детей.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.
В настоящее время в изобразительном искусстве используются более разные технико-выразительные решения, более свободные соединения различных изобразительных материалов. И в детское творчество также необходимо включать разные краски, карандаши, мелки и т. п.; и учить детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения
Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, Необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют техникой рисования. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, способ использования тех или иных материалов (бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши и т.п.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями.
Задачи:
1. Сформировать у детей технические навыки рисования.
2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
3. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
4. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования.
5. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение.
Для стимулирования развития творческих способностей ребенка важно обеспечить следующее:
Благоприятную окружающую атмосферу
Доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом).
Отсутствие критики в адрес малыша.
Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.
Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.
Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.
Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.
В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы:
Наглядный метод – использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровой метод – для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.
Метод стимулирования занимательным содержанием – это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.
Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:
• организация предметно-развивающей среды;
• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
• выстраивание на занятии игрового сюжета;
• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
• применение разнообразных художественных материалов и техник;
• наличие творческих заданий;
• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
• интеграция различных видов искусства;
• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих способностей является ведущей целью образования и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности»
Экспериментальная работа...
Конспект занятия по развитию творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности "Волшебные превращения Кляксы"
Представляю вашему вниманию конспект занятия с детьми старшей группы....
Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.
Вводя детей в мир изобразительного искусства, важно определить этапы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему и конечно надо заинтересовать детей. Тогда этот путь будет и для детей,...
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»
Рассмотреть с педогогами какое влияние на развитие творческих способностей детей оказывает изобразительная деятельность....
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности"
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности" Рссматриваемые вопросы:1 Значение искусства для эстетического развития челове...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА «Творческая мастерская» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"...
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для ребёнка, поэтому раскрытие его творческих способностей является ведущей целью образования и воспитания....