Проект «Организация изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
проект по рисованию (старшая группа)
У п р а в л е н и е о б р а з о в а н и я
Администрации Клинского муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 48 «СНЕЖИНКА»
141620 Московская область, Клинский район, дер. Малеевка ул. Центральная усадьба, 14 ,
тел./факс 8(4962)45-44-38
snezhinka48.ru
Проект
«Организация изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Сварчевская С.В.
«Организация изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Актуальность:
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Цели:
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи:
Для детей:
1.Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.
4.Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
5.Совершенствать навыки свободного эксперементированния с изобразительными материалами.
Для педагогов:
1.Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.
2.Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.
3.Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.
4.Разработать и реализовать краткосрочный проект «Организация изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
5.Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта.
Для родителей:
1.Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.
2.Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования через информацию на стенде для родителей.
Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок реализации: 01.02.2023 по 31.05.2023.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Формы проведения
1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник: ватной палочкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование крупой, кляксография, набрызг, печатка, «рисование» цветными ниточками, экспериментирование.
2. Выставки детских работ по каждой технике.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение
1. Листы бумаги. 2. Гуашь. 3. Трафареты. 4. Нитки. 5. Щетки и стеки. 6. Крупа. 7. Ватные палочки.
8. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
9. Трубочки.
10. Пластилин.
Работа с детьми по проекту
I этап — подготовительный
Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
II этап — основной
Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
III этап — творческий
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-7 лет.
Нетрадиционные способы рисования:
1. Печать от руки
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
4. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
5. Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
6. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисованиясначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
7. Набрызг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
У п р а в л е н и е о б р а з о в а н и я
Администрации Клинского муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 48 «СНЕЖИНКА»
141620 Московская область, Клинский район, дер. Малеевка ул. Центральная усадьба, 14 ,
тел./факс 8(4962)45-44-38
snezhinka48.ru
Проект
«Организация изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Сварчевская С.В.
«Организация изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Актуальность:
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Цели:
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи:
Для детей:
1.Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.
4.Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
5.Совершенствать навыки свободного эксперементированния с изобразительными материалами.
Для педагогов:
1.Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.
2.Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.
3.Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.
4.Разработать и реализовать краткосрочный проект «Организация изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
5.Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта.
Для родителей:
1.Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.
2.Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования через информацию на стенде для родителей.
Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок реализации: 01.02.2023 по 31.05.2023.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Формы проведения
1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник: ватной палочкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование крупой, кляксография, набрызг, печатка, «рисование» цветными ниточками, экспериментирование.
2. Выставки детских работ по каждой технике.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение
1. Листы бумаги. 2. Гуашь. 3. Трафареты. 4. Нитки. 5. Щетки и стеки. 6. Крупа. 7. Ватные палочки.
8. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
9. Трубочки.
10. Пластилин.
Работа с детьми по проекту
I этап — подготовительный
Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
II этап — основной
Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
III этап — творческий
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-7 лет.
Нетрадиционные способы рисования:
1. Печать от руки
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
4. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
5. Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
6. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисованиясначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
7. Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
8. Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
11. Ниткография.
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
12. Пластилинография.
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Рисование по мокрому.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Ожидаемый результат проекта:
В ходе проекта ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Литература
1. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.
2. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть II. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007. 3. Аьченко 0. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Ковалицкая А. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М.: АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).
5. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
6. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб.: КАРО, 2007.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
«Нетрадиционное рисование в старшей группе»
Месяц | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Февраль | Зимний лес | Рисование скомканным листом бумаги | Учить рисовать скомканным листом бумаги
|
В стране Кляксографии | Кляксография | Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография. | |
Март | «Путаница-перепутаница». | Ниткография | Познакомить с новой техникой изображения- ниткография. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному весеннему настроению. Закреплять представления детей об изобразительных техниках |
«Весенний пейзаж» | Пластилинография | Создание весеннего пейзажа в технике пластилинография | |
Апрель | Цветы для мамы | Рисование манной крупой | Познакомить с техникой рисования манной крупой |
Цветик-семицветик | Рисование по мокрому | Познакомить с новой техникой –рисованием по мокрому | |
Май | Ландыши | Рисование по трафарету тампоном | Учить детей свободно выражать свой замысел через создание трафарета цветов подснежника и дальнейшего его использования в рисовании красками при помощи тампона.Развивать чувство композиции, ритма, колорита и цветового восприятия. Дать детям понять, что белый цвет снега и цветов подснежника на листе бумаги можно изобразить и другими цветами. |
Бабочка | Монотипия | Учить создавать рисунок в технике «монотипии»; Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок; Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей; Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
Программа организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
В прогамме раскрыты цели, задачи, актуальность программы. Методы и приемы работы по изобразительной деятельности посредством нетрадиционнх техник рисования. Размещено описание используемых техник рисо...
Программа саморазвития «Развитие изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2017-2020гг.
Программа саморазвития«Развитие изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»на 2017-2020гг....
«Развитие художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ...
Методика работы по развитию изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Методика работы по развитию изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисованияРазвитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного воз...