Дополнительная образовательная программа "Разноцветные капельки"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Данная программа составлена на основе парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» С. В. Погодина, «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Давыдова Н. Г., «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» Шаляпина И. А., «Рисование разными способами с детьми» Черпакова Н. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_raznotsvetnye_kapelki_4-5_let_2020.docx | 66.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 436»
Принята на Педагогическом совете Утверждена
Протокол № 1 от 30.08.2021 приказом № 187-о от 30.08.2021
Заведующий_______О.И.Данилова
Дополнительная
общеобразовательная программа:
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЕЛЬКИ»
для детей пятого года жизни
Срок реализации: 8 месяцев
Разработала: воспитатель
Чеснокова Юлия Александровна
Нижний Новгород
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1 | Пояснительная записка. | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 4 |
1.3 | Основные принципы программы | 5 |
1.4 | Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста 4-5 лет | 5 |
1.5 | Этапы реализации программы | 6 |
1.6 | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
2 | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 7 |
2.1 | Структура занятий кружка «Разноцветные ладошки» | 7 |
2.2 | Перспективный план работы с детьми пятого года жизни | 8 |
2.3 | Формы аттестации. Оценочные материалы. Педагогическая диагностика. | 12 |
3 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 16 |
3.1 | Описание материально-технического обеспечения программы | 16 |
3.2 | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения | 16 |
4 | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 18 |
4.1 | Краткая презентация программы | 18 |
Приложение | 20 | |
Учебный план реализации программы | 22 | |
Календарный учебный график | 23 | |
Технологическая карта | 24 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние
Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детском саду чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Необходимо научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать процесс можно включать размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя специальные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию и воображение. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования нескольких материалов.
Программа рассчитана на 1 год обучения, участники-дети средней группы, реализуется в форме кружковой работы. Работа с детьми в этом кружке строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.
Для реализации данной программы в МБДОУ созданы необходимые условия: пособия, оборудование, изобразительный материал.
Данная программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-5 лет и разработана на основе парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» С.В.Погодина, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Давыдова Г.Н.
Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография, рисование акварельными карандашами и др.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия в изостудии полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. Для реализации поставленных задач с детьми, имеется весь необходимый изобразительный материал. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы –создание оптимальных условий для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного творчества средствами художественных эталонов.
Основные задачи Программы:
- Способствовать формированию у детей эстетических потребностей: созерцать красоту окружающего мира, отображать её с помощью доступных художественных эталонов.
- Развивать у детей умение экспериментировать с цветом в процессе работы над художественным образом (выделять цвета и оттенки, смешивать цвета для получения оттенков, сравнивать их, сопоставлять, составлять из них композиции).
- Знакомить детей с разными нетрадиционными материалами и учить применять их в своей работе.
- Способствовать формированию у детей способности наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок и применять их в своей работе с помощью нетрадиционных способов рисования.
- Создать условия для формирования индивидуального изобразительного стиля.
- Способствовать формированию у детей интегративных качеств: творческую активность, самостоятельность, старательность в работе, целеустремленность, дружелюбие, уступчивость, способность радоваться успехам других детей.
- Способствовать приобщению детей к произведениям искусства средствами художественных эталонов, познакомить их с различными видами и жанрами искусства.
- Развивать у детей умение передавать форму, строение предмета и его частей, учить соподчинять формы для создания выразительного образа.
- Развивать у детей композиционные умения в различных видах изобразительного творчества.
- Создавать условия для овладения разнообразными художественными техниками (классическими и неклассическими).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.
- Продолжать знакомить детей с изобразительными материалами (соус, сангина, уголь, гелиевые ручки и др.), инструментами (поролоновые тампоны, растирки), художественными техниками (рисование пищевыми красками, рисование сухой гуашью, рисование карточками, линотипия, рисование мятой бумагой и фольгой и др.), приемами (лессировка).
- Закреплять у детей умение работать с различными изобразительными материалами, используя различные инструменты и художественные техники.
- Развивать умение выполнять рисовальные движения, имеющие формообразующий характер.
- Познакомить с цветами и оттенками, имеющими двойное название (жёлто – зелёный, красно – оранжевый и т.п.).
- Продолжать закреплять у детей умение смешивать цвета разными механическими способами (наложение, вливание, разбеливание), соотносить полученные оттенки с цветовым кругом.
- Развивать умение с помощью цвета передавать характер образа, подбирая необходимые оттенки.
- Развивать умение дорисовывать пятно до образа, используя различные материалы, инструменты и художественные техники.
- Продолжать развивать умение изображать различные линии, передавать их характер и изображать с помощью линий знакомые предметы и объекты.
- Развивать у детей умение выделять в работе композиционный центр и соотносить тип композиции с выбранным положением линии горизонта.
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и оригинальны, они обладают определенной ценностью для самого ребенка и для его близких. Сам процесс детского творчества тоже ценен, поскольку позволяет взрослым увидеть внутренний мир детей, узнать об их впечатлениях, переживаниях, проблемах и об их отношении к окружающему миру.
Принцип наглядности.В процессе творчества детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать.
Принцип индивидуальности. Осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к развитию детского художественного творчества, который заключается в подборе разноуровневых заданий, соотносимых с возможностями и половой принадлежностью детей.
Принцип вариативности. Необходимо давать детям свободу выбора и возможность варьирования материалов, художественных эталонов и содержания работы.
Принцип систематичности и последовательности предполагает строить работу с детьми по ознакомлению с различными техниками рисования в определенном порядке, по системе.
Принцип перспективности. Целесообразность освоения детьми программы посредством разнообразных образовательных комплексов, учитывающих степень сложности, уровень общего и творческого развития воспитанников.
Принцип полифоничности. Включение произведений различных эпох, стилей и направлений в качестве стимулирующего материала в педагогический процесс, направленный на развитие детского художественного творчества.
Принцип мобильности. Можно менять образовательный комплекс, темп, характер, форму организации детей, дидактический материал.
- ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего художественно – эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения:
Дети от 4 до 5 лет.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей. Обнаруживаются разница в предпочтениях, связанных с художественно – эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка – дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают конструкцию и осуществляют поиск способов её использования. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами.
Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы в ряд, повторяя изображения по несколько раз.
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Сроки | Содержание |
1 этап Сентябрь | Изучение нормативных документов, современных педагогических технологий, позволяющих практическое внедрение программы. Разработка механизма внедрения программы в практическую деятельность. Подбор методической литературы по проблемной теме. Разработка программно-методического обеспечения. |
2 этап Октябрь | Разработка перспективных планов на основе изученных методик и технологий для воспитанников Диагностическое обследование творческого развития воспитанников. |
Октябрь – Май | Организованное обучение воспитанников кружка «Разноцветные ладошки». |
3 этап Май | Диагностическое обследование творческого развития воспитанников. |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Детиумеют созерцать красоту окружающего мира и отображают её с помощью доступных художественных эталонов.
- Умеют экспериментировать с цветом в процессе работы над художественным образом (выделять цвета и оттенки, смешивать цвета для получения оттенков, сравнивать их, сопоставлять, составлять из них композиции).
- Владеют разными нетрадиционными материалами, нетрадиционными способами рисования и умеют их применять в своей работе.
- Дети проявляют творческую активность, самостоятельность, старательность в работе, целеустремленность, дружелюбие, уступчивость, способность радоваться успехам других детей.
- Дети имеют представления о произведениях искусства и с различными видами и жанрами искусства.
- Передают форму, строение предмета и его частей в рисунке, соподчиняют формы для создания выразительного образа.
- Развиты композиционные умения в различных видах изобразительного творчества.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ».
Процесс занятия делится на 3 части:
1) вступительная часть;
2) руководство процессом выполнения работы;
3) заключительная часть – просмотр и оценка детских работ.
Структура первой части занятия примерно такова:
1.Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
2.Анлиз изображаемого (натуры, образца), напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы. Беседа с детьми.
3.Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.
Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать во второй части занятия. В процессе выполнения детьми самой работы педагог должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. После того, как налажена работа группы в целом, можно на время перейти к индивидуальному руководству. Однако, спешить с помощью не стоит, надо дать возможность ребенку самому справиться с возникшими трудностями. Если же он действительно не справляется, то следует ему помочь, в основном в форме наводящих вопросов, советом и лишь в редких случаях показом изображения и то только на отдельном листе, а не на рисунке ребенка. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разъяснения.
Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и педагогом. Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия. Целесообразно предложить воспитанникам встать из-за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем собрать их полукругом или опять посадить на свои места и дать оценку проделанной работе. Вопросы, задаваемые педагогом должны быть разнообразными. При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой-либо работе. При оценке сюжетных и предметных работ акцент делается на образность, характерность персонажа (самый смешной, веселый, лучше всех танцующая Матрешка и др.) и выразительность действий (лиса подкрадывается, цыпленок ловит жука).
В рисунках с натуры вопросы к детям должны натолкнуть их на сопоставление рисунка с натурой, на правильность строение предмета. Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения. После ответов детей на вопросы и их самостоятельных высказываний заключительные слова говорит педагог. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводится итог занятия.
Формой подведения итогов обучения и работы кружка является отчетная выставка - «Добрых рук волшебство».
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Режим занятий: средняя группа (дети 4-5-го года жизни) - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 32 занятия. Длительность занятия в средней группе -20 мин
- ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
№ | Месяц | Тема занятия | Источник | Программное содержание |
1 | Октябрь | «Лужи с листочками» | Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 53 | Знакомить с техникой рисования по-сырому |
2 | Октябрь | «Ломтик арбуза» | Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 103 | Познакомить детей с техникой рисования солью |
3 | Октябрь | «Грибы в траве» | Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 127 | Учить отражать особенности изображаемого предмета с опорой на эскиз, используя нетрадиционные изобразительные техники (пастель). |
4 | Октябрь | Творческое задание «Лес» | Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 137 | Оценка эффективности педагогических действий. Выявить уровень художественного развития детей. Расширять фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительного образа леса. |
5 | Ноябрь | «Сказочная рыба» | Шаг в искусство «Животный мир» - стр.81 | Продолжать учить отражать особенности изображаемого предмета с опорой на эскиз, используя нетрадиционные изобразительные техники. |
6 | Ноябрь | «Царевна лягушка» | Шаг в искусство «Животный мир» - стр. 122 | Познакомить детей со способом «заливки» фона. Рисование с опорой на эскиз. |
7 | ||||
8 | Ноябрь | Творческое задание «Небо с облаками» | Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 8 | Оценка эффективности педагогических действий. Выявить уровень художественного развития детей. Расширять фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками. |
9 | Декабрь | «Арктика» | Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 154 | Познакомить с новым приёмом рисования «рисование пятном». Развивать чувство композиции. |
10 | Декабрь | «Сосульки» | Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 67 | Продолжать с детьми рисовать солью |
11 | Декабрь | «Снег в искусстве» | Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 79 | Вызвать интерес к зимним явлениям природы. Продолжать воспроизводить характер композиции используя технику по сырому. |
12 | Декабрь | Творческое задание | Учить задумывать содержание своего рисунка. Совершенствовать умение работать в разных техниках. | |
13 | Январь | «Звёздное небо» | Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 16 | Познакомить детей с новой техникой рисования – пластилинография. |
14 | Январь | «Портрет осьминога» | Шаг в искусство «Животный мир» - стр. 30 | Учить отражать особенности предмета при рисовании в технике пластилинография. |
15 | Январь | «Пластилиновая улитка» | Шаг в искусство «Животный мир» - стр. 16 | Совершенствовать умение работать в технике пластилинография. |
16 | Январь | Творческое задание | Оценка эффективности педагогических действий. Выявить уровень художественного развития детей при создании своего образа используя технику пластилинографии. | |
17 | Февраль | «Морское дно» | Шаг в искусство «Неживая природа»» - стр. 97 | Закрепить у детей навык рисования «по сырому» |
18 | Февраль | «Весёлые кляксы» | Г. Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» - стр. 23 | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией, показать её изобразительные особенности. |
19 | Февраль | Шаг в искусство | ||
20 | Февраль | Творческое задание | Оценка эффективности педагогических действий. Выявить уровень художественного развития детей | |
21 | Март | «Виола» | Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 48 | Познакомить детей с техникой «штампования». Продолжать развивать у детей чувство композиции. |
22 | Март | «Ромашковое поле» | Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 23 | Познакомить детей с новой техникой рисования – восковыми мелками и акварельными красками. |
23 | Март | «Пшеничное поле» | Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 33 | Закрепить у детей умение рисовать восковыми мелками и акварельными красками. Развивать композиционные навыки. |
24 | Март | Творческое задание «Цветущая яблоня» | Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 152 | Оценка эффективности педагогических действий. Совершенствование умений работать в разных техниках. |
25 | Апрель | «Ракета в космосе» | Шаг в искусство «Мир человека» - стр. 21 | Познакомить детей с новым способом рисования – набрызгиванием. |
26 | Апрель | «Радуга из точек» | Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 23 | Познакомить детей с техникой - диатипия |
27 | Апрель | «Дождь и молния» | Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 38 | Закрепить умение у детей оформлять изображение в технике диатипия. |
28 | Апрель | Рисование по замыслу | Создать условия для самостоятельного детского творчества. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами и техниками. | |
29 | Май | «Разноцветная медуза» | Шаг в искусство «Животный мир» - стр. 33 | Познакомить детей с новой техникой рисования нанося краску щетиной кисточкой. |
30 | Май | «Быстрые крабы» | Шаг в искусство «Животный мир» - стр. 102 | Напомнить детям о способе «заливка» фона. Закреплять умение детей рисовать с опорой на эскиз яркими красками |
31 | ||||
32 | Май | «Что я люблю рисовать…» | Н.А. Черепкова «Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – стр. | Создать условия для самостоятельного детского творчества. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами и техниками. |
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ:
- промежуточная осуществляется в форме организации ежемесячных творческих занятий с целью анализа уровня сформированности изобразительных навыков у детей.
- итоговая оценка результативности программы проводится на основе диагностических заданий в мае месяце.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Прогнозирование понимается как предвидение будущих изменений в художественном развитии, образовании дошкольника, формировании у него умений и качеств творческой личности, определение путей личностного совершенствования, проектирование развития педагогического процесса. Для того чтобы составить прогноз, необходимо исходить из информации о прошлом и настоящем, знать исходный уровень, на котором дети дошкольного возраста владеют художественными эталонами, и отслеживать динамику в творческом росте.
Диагностика творческого роста ребёнка включает: предъявление ребёнку художественной задачи для творческого развития; изучение процесса рождения у ребенка художественного решения, а не конечного результата; проведение индивидуального исследования результатов владения художественными эталонами.
Главный критерий педагогической диагностики – движение от экспериментирования к свободному владению художественными эталонами. Основные показатели: эмоционально – волевая сфера, владение цветом, владение формой, владение композицией, владение художественными техниками, содержание художественно – выразительного образа.
По всем показателям определены уровни: начальный, базовый, прогрессивный. Это определяется по степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания.
Оценивание результата:
- Начальный уровень – ребенок не выполнил задание даже с помощью взрослого;
- Базовый уровень – ребёнок выполнил задание с помощью взрослого;
- Прогрессивный уровень – ребёнок выполнил задание самостоятельно.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Творческое развитие детей 4-5 лет.
Эмоционально-волевая сфера
Наличие интереса
- начальный уровень — дети совсем не интересуются заданиями, отвечаютотказом на все предлагаемые действия;
- базовый уровень — дети сначала эмоционально реагируют на предлагаемые задания, но появившийся у них интерес пропадает, как только возникаюттрудности;
- прогрессивный уровень — дети проявляют яркие эмоциональные реакции на предлагаемые задания, увлеченно и самостоятельно выполняют их.
Активность
- начальный уровень — дети не проявляют активность при выполнениизаданий, отказываются от новых заданий;
- базовый уровень — дети проявляют активность избирательно (только к тем заданиям, материалам и инструментам, которые им знакомы или интересны), активно действуют до тех пор, пока им интересен сам процесс;
- прогрессивный уровень — дети активны и настойчивы в изучении материалов и инструментов, чтобы их применять в своей деятельности, самостоятельно пытаются получить новый результат с их помощью.
Владение цветом
Выделение цветов
(красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, серый, коричневый, охра, розовый, голубой, сиреневый, сине-зеленый)
- начальный уровень — дети не могут выделить цвета из множества другихи назвать их даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети выделяют и называют не все цвета, требуетсяпомощь взрослого;
- прогрессивный уровень — дети самостоятельно выделяют и называют всецвета.
Смешение цветов
- начальный уровень — дети используют только локальные цвета, не стремясь смешать их;
- базовый уровень — дети стараются смешать сразу все цвета, их интересует сам процесс, а не результат смешения;
- прогрессивный уровень — дети самостоятельно экспериментируют с цветом, используют разные способы для получения оттенков.
Соотнесение цветов (сравнение, нахождение гармоничных)
- начальный уровень — дети не могут даже с помощью взрослого соотнести цвета друг с другом, чтобы найти среди них гармоничные;
- базовый уровень — дети могут соотнести цвета друг с другом на предмет их гармоничности только при помощи наводящих вопросов взрослого;
- прогрессивный уровень — дети самостоятельно соотносят цвета друг с другом, находят гармоничные.
Составление растяжки оттенков (3—5 оттенков одного цвета)
- начальный уровень — дети не могут составить растяжку оттенков одного цвета даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети составляют растяжку оттенков одного цвета с помощью взрослого, но часто путают их последовательность;
- прогрессивный уровень — дети самостоятельно составляют растяжку оттенков одного цвета.
Отображение ощущений через цвет
- начальный уровень — дети не могут соотнести цвет с ощущениями и отобразить их в работе даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети передают ощущения через цвет только с помощью наводящих вопросов взрослого;
- прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно передать через цвет различные ощущения.
Создание цветовых композиций (абстрактные цветовые композиции, отображающие многообразие мира)
- начальный уровень — дети используют локальные цвета, не могут отобразить ими абстрактные понятия даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети хаотично располагают цвета, не соединяя их в композицию, требуется помощь взрослого;
- прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно с помощью цвета создать абстрактный образ (настроение, сон, характер и т. д.).
Владение формой
Выделение геометрических фигур
- (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелограмм)
- начальный уровень — дети не могут выделить геометрические фигуры даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети выделяют часть фигур с помощью взрослого;
- прогрессивный уровень — дети самостоятельно выделяют геометрические фигуры.
Соотнесение геометрических фигур(сравнение с предметами, определение схожей формы)
- начальный уровень — дети не могут даже при помощи взрослого соотнести геометрические фигуры с предметами;
- базовый уровень — дети соотносят фигуры и знакомые предметы с помощью взрослого;
- прогрессивный уровень — дети сами соотносят фигуры с предметами.
Преобразование пятна в образ.
- начальный уровень — дети не могут преобразовать пятно в образ даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети преобразуют пятно в образ только с помощью взрослого;
- прогрессивный уровень — дети самостоятельно преобразуют пятно в образ, делая его узнаваемым.
Изображение плоских геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат).
- начальный уровень — дети не могут изобразить геометрические фигуры даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети воспроизводят плоские геометрические фигуры только при повторном показе взрослого;
- прогрессивный уровень — дети сами изображают плоские фигуры.
Использование штриховки
- начальный уровень — дети наносят штриховку произвольно, не обращая внимания на контур;
- базовый уровень — дети хаотично наносят штриховку и часто заходят за контур;
- прогрессивный уровень — дети достаточно свободно и самостоятельно наносят штрихи, слегка заходя за контур.
Владение композицией
Выполнение фона
- начальный уровень — дети не могут закрыть всю поверхность листа даже с помощью взрослого, оставляют белые участки на поверхности;
- базовый уровень — дети закрывают фон только фрагментарно и при повторном показе взрослого;
- прогрессивный уровень — дети могут доступными средствами самостоятельно закрыть фон.
Использование линии горизонта
- начальный уровень — дети просто закрывают лист бумаги, не разделяют его на части, не выделяют линию горизонта даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети используют линию горизонта только при дополнительном показе взрослого;
- прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно делить лист на две части, отображая линию горизонта.
Уравновешивание композиции.
- начальный уровень — дети не могут уравновесить композицию даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети уравновешивают композицию только при помощи наводящих вопросов взрослого;
- прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно уравновесить композицию.
Владение художественными техниками
Использование приемов(тычок, примакивание, мазок)
- начальный уровень — дети неумело используют приемы, им тяжело их воспроизвести даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети могут использовать приемы только при дополнительном показе взрослого;
- прогрессивный уровень — дети самостоятельно используют приемы.
Использование классических техник
- начальный уровень — дети не могут правильно использовать классические техники даже с помощью взрослого, нарушают их последовательность;
- базовый уровень — дети с помощью взрослого используют отдельные художественные техники, отдавая предпочтение знакомым;
- прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно использовать классические художественные техники.
Использование неклассических техник
- начальный уровень — дети не могут даже с помощью взрослого подобрать для своей работы неклассические техники;
- базовый уровень — дети используют неклассические техники только после подсказки взрослого;
- прогрессивный уровень — дети самостоятельно подбирают для работы неклассические техники.
Содержание художественно-выразительного образа
Соответствие содержания образа теме
- начальный уровень — дети не могут отобразить в работе свой замысел даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети передают образ с помощью взрослого, его содержание примитивно и отдаленно напоминает реальный объект;
- прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно передать выразительными средствами содержание образа.
Способность передавать через образ эмоциональное состояние
- начальный уровень — дети не могут передать настроение образа даже с помощью взрослого;
- базовый уровень — дети могут передать настроение образа только при подсказке взрослого;
- прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно передать доступными средствами настроение образа.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Указанные материалы и их количество, требующееся для каждого ребенка на учебный год, а также различные инструменты, необходимые каждому ребенку для творческой работы.
- Бумага для акварели (формат А4, формат А3);
- Бумага для рисования (чертежная, формат А4, формат А3);
- Бумага (ватман);
- Бумага цветная;
- Краски гуашевые (12 цветов);
- Краски акварельные медовые (12 или 24 цвета);
- Карандаши грифельные (твердо – мягкие ТМ/НВ, мягкие М/В, очень мягкие 3М/3В);
- Карандаши цветные (лучше акварельные, 18 или 24 цвета);
- Ручка гелевая черная (1 шт.);
- Пастель (масляная, 25 цветов; сухая мелковая, 20 цветов);
- Фломастеры (10-12 цветов);
- Цветные восковые мелки
- Кисти синтетические (кисти: № 2,4,7);
- Кисти белка(пони) (кисти: № 3, 5, 8)
- Клей – карандаш;
- Клей ПВА с носиком – дозатором;
- Зубные щетки;
- Соломинки для коктейля;
- Салфетки бумажные и влажные;
- Пластилин;
- Губка поролоновая;
- Палитра;
- Стакан для воды пластмассовый;
- Подставка для кистей.
Оснащение помещения для творческих занятий с детьми
- Мольберт демонстрационный двусторонний.
- Демонстрационный стол (используется на занятиях по рисованию с натуры, а также для того, чтобы дети могли обследовать предметы, которые им нужны для создания композиций).
- Динамические таблицы (используются при показе этапов выполнения работы).
- Ноутбук
- Картотека аудио и видео презентаций.
- Детские столы и стулья.
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И
СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» С.В. Погодина – М., 2016 | 1 |
2 | С.В. Погодина «Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы» - М., 2016 | 1 |
3 | С.В. Погодина «Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Животный мир»» - М., 2016 | 1 |
4 | С.В. Погодина «Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Растительный мир»» - М., 2016 | 1 |
5 | С.В. Погодина «Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Неживая природа»» - М., 2016. | 1 |
6 | С.В. Погодина «Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Мир человека» - М., 2016. | 1 |
7 | Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2007. | 1 |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Иллюстрация «Вербы» | 1 |
2 | Схемы – работ | 1 |
3 | Иллюстрации рыб, экзотических рыб | 1 |
4 | Пейзаж Арктики | 1 |
5 | Николай Рерих «Этюды Севера» | 1 |
6 | Иллюстрация осьминог | 1 |
7 | Иллюстрация Н.В.Григорьева «Снегири» | 1 |
8 | Иллюстрации птиц (синичка, воробей, голубь, калибре, фламинго и др.) | 1 |
9 | Иллюстрация пижмы | 1 |
10 | Иллюстрация Панова А. «Ромашковое поле» | 1 |
11 | Иллюстрация И.Шишкин «Пшеничное поле» | 1 |
12 | Фотография «Ракета» | 1 |
13 | Иллюстрация медузы | 1 |
14 | Иллюстрация краба | 1 |
15 | Иллюстрация мельницы | 1 |
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Программа рассчитана на 1 год обучения, участники-дети средней группы, реализуется в форме кружковой работы. Работа с детьми в этом кружке строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.
Для реализации данной программы в МБДОУ созданы необходимые условия: пособия, оборудование, изобразительный материал.
Данная программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-5 лет и разработана на основе парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» С.В.Погодина, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Давыдова Г.Н.
Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография, рисование акварельными карандашами и др.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Цель программы –создание оптимальных условий для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного творчества средствами художественных эталонов.
Основные задачи Программы:
- Способствовать формированию у детей эстетических потребностей: созерцать красоту окружающего мира, отображать её с помощью доступных художественных эталонов.
2.Развивать у детей умение экспериментировать с цветом в процессе работы над художественным образом (выделять цвета и оттенки, смешивать цвета для получения оттенков, сравнивать их, сопоставлять, составлять из них композиции).
- Знакомить детей с разными нетрадиционными материалами и учить применять их в своей работе.
- Способствовать формированию у детей способности наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок и применять их в своей работе с помощью нетрадиционных способов рисования.
- Создать условия для формирования индивидуального изобразительного стиля.
- Способствовать формированию у детей интегративных качеств: творческую активность, самостоятельность, старательность в работе, целеустремленность, дружелюбие, уступчивость, способность радоваться успехам других детей.
- Способствовать приобщению детей к произведениям искусства средствами художественных эталонов, познакомить их с различными видами и жанрами искусства.
- Развивать у детей умение передавать форму, строение предмета и его частей, учить соподчинять формы для создания выразительного образа.
- Развивать у детей композиционные умения в различных видах изобразительного творчества.
- Создавать условия для овладения разнообразными художественными техниками (классическими и неклассическими).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.
- Продолжать знакомить детей с изобразительными материалами (соус, сангина, уголь, гелиевые ручки и др.), инструментами (поролоновые тампоны, растирки), художественными техниками (рисование пищевыми красками, рисование сухой гуашью, рисование карточками, линотипия, рисование мятой бумагой и фольгой и др.), приемами (лессировка).
- Закреплять у детей умение работать с различными изобразительными материалами, используя различные инструменты и художественные техники.
- Развивать умение выполнять рисовальные движения, имеющие формообразующий характер.
- Познакомить с цветами и оттенками, имеющими двойное название (жёлто – зелёный, красно – оранжевый и т.п.).
- Продолжать закреплять у детей умение смешивать цвета разными механическими способами (наложение, вливание, разбеливание), соотносить полученные оттенки с цветовым кругом.
- Развивать умение с помощью цвета передавать характер образа, подбирая необходимые оттенки.
- Развивать умение дорисовывать пятно до образа, используя различные материалы, инструменты и художественные техники.
- Продолжать развивать умение изображать различные линии, передавать их характер и изображать с помощью линий знакомые предметы и объекты.
- Развивать у детей умение выделять в работе композиционный центр и соотносить тип композиции с выбранным положением линии горизонта.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и оригинальны, они обладают определенной ценностью для самого ребенка и для его близких. Сам процесс детского творчества тоже ценен, поскольку позволяет взрослым увидеть внутренний мир детей, узнать об их впечатлениях, переживаниях, проблемах и об их отношении к окружающему миру.
Принцип наглядности.В процессе творчества детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать.
Принцип индивидуальности. Осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к развитию детского художественного творчества, который заключается в подборе разноуровневых заданий, соотносимых с возможностями и половой принадлежностью детей.
Принцип вариативности. Необходимо давать детям свободу выбора и возможность варьирования материалов, художественных эталонов и содержания работы.
Принцип систематичности и последовательности предполагает строить работу с детьми по ознакомлению с различными техниками рисования в определенном порядке, по системе.
Принцип перспективности. Целесообразность освоения детьми программы посредством разнообразных образовательных комплексов, учитывающих степень сложности, уровень общего и творческого развития воспитанников.
Принцип полифоничности. Включение произведений различных эпох, стилей и направлений в качестве стимулирующего материала в педагогический процесс, направленный на развитие детского художественного творчества.
Принцип мобильности. Можно менять образовательный комплекс, темп, характер, форму организации детей, дидактический материал.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
- промежуточнаяосуществляется в форм организации ежемесячных творческих занятий с целью анализа уровня сформированности изобразительных навыков у детей.
- итоговая оценка результативности программы проводится на основе диагностических заданий в мае месяце.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Учебный план реализации программы
№ п/п | Разделы программы | 1 год обучения | |||
Всего | Теор. | Практ. | |||
Рисование восковой стружкой | 1 | 1 | |||
Рисование в технике акватипии | 1 | 1 | |||
Техника рисования «по сырому» | 5 | 1 | 4 | ||
Рисование пищевыми красителями | 1 | 1 | |||
Рисование с опорой на эскиз | 1 | 1 | |||
Рисование штампом и ватными палочками | 1 | 1 | |||
Рисование восковыми мелками и акварельной краской | 3 | 3 | |||
Рисование пятном | 1 | 1 | |||
Монотипия | 1 | 1 | |||
Рисование густыми мазками | 2 | 2 | |||
Рисование в технике «пластилинографии» | 1 | 1 | |||
Стилизованный рисунок | 1 | 1 | |||
Кляксография | 2 | 2 | |||
Рисование зубной щёткой | 1 | 1 | |||
Рисование в монохроматической гамме | 1 | 1 | |||
Рисование по выбору детей (диагностическое занятие) | 8 | 8 | |||
Рисование в технике пальцеграфия | 1 | 1 | |||
Итого: | 32 |
Приложение 2
Календарный учебный график
Начало учебного года | 1 октября |
Количество учебных недель | 32 |
Объём недельной нагрузки | 1 занятие |
Продолжительность занятия | 20 минут |
Окончание учебного года | 31 мая |
Сроки проведения мониторинга | Третья – четвертая неделя мая |
Приложение 3
Технологическая карта для детей 4-5 лет.
Карта творческого роста______________________________________ (Ф. И. ребенка)
Показатели творческого развития | Уровень освоения программы | ||
начальный | базовый | прогрессивный | |
Эмоционально – волевая сфера | |||
Наличие интереса | |||
Активность | |||
Владение цветом | |||
Выделение цветов | |||
Смешение цветов | |||
Соотнесение цветов | |||
Составление растяжки оттенков | |||
Отображение ощущений через цвет | |||
Владение формой | |||
Выделение геометрических фигур | |||
Соотнесение геометрических фигур | |||
Преобразование пятна в образ | |||
Использование точки, линии, пятна | |||
Изображение плоских фигур | |||
Использование штриховки | |||
Владение композицией | |||
Выполнение фона | |||
Использование линии горизонта | |||
Уравновешивание композиции | |||
Ориентировка в пространстве | |||
Владение художественными техниками | |||
Использование техники «по-сырому» | |||
Использование приемов | |||
Использование неклассических техник | |||
Использование готовых форм | |||
Содержание образа | |||
Соответствие содержания образа теме | |||
Передача настроения образа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская комплексная дополнительного образования программа «Капельки» по предметам: хор, сольфеджио, ритмика в группах дошкольного возраста
Срок реализации данной авторской программы составляет два года. Группы формируются по 6-8 человек. Занятие проводится:- хор (2 раза в неделю)- сольфеджио (1 раз в неделю)- ритмика(1 раз в неделю...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)...
Программа дополнительного образования "Разноцветные капельки"
Программа дополнительного образования "Разноцветные капельки"...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей по хореографии «Капельки»
приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообраз...
Дополнительная образовательная программа развивающих занятий «Капельки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа дополнительного образования «Капельки» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для занятий педагога с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возра...
Дополнительная образовательная программа по экологическому развитию для детей 4-5 лет «Капелька»
Парциальная программа «Капелька» имеет экологическую направленность, ее целью является формирование целостного взгляда на природу и роль человека в ней. Возрастная категория детей 4-5 лет....
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста группы «Ягодка» нетрадиционным приемам рисования «Веселые капельки».
Практическая значимость программыНетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возника...