Дополнительная образовательная программа "Разноцветные капельки"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Чеснокова Юлия Александровна

Данная программа составлена на основе парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» С. В. Погодина, «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Давыдова Н. Г., «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» Шаляпина И. А., «Рисование разными способами с детьми» Черпакова Н. А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_raznotsvetnye_kapelki_4-5_let_2020.docx66.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 436»

Принята на Педагогическом совете                        Утверждена

Протокол № 1 от 30.08.2021                                              приказом № 187-о от 30.08.2021

Заведующий_______О.И.Данилова

Дополнительная

общеобразовательная программа:

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЕЛЬКИ»

для детей пятого года жизни

Срок реализации: 8 месяцев

Разработала: воспитатель

Чеснокова Юлия Александровна

Нижний Новгород

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

Цель и задачи программы

4

1.3

Основные принципы программы

5

1.4

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста 4-5 лет

5

1.5

Этапы реализации программы

6

1.6

Планируемые результаты освоения Программы

6

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

2.1

Структура занятий кружка «Разноцветные ладошки»

7

2.2

Перспективный план работы с детьми пятого года жизни

8

2.3

Формы аттестации. Оценочные материалы. Педагогическая диагностика.

12

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

16

3.1

Описание материально-технического обеспечения программы

16

3.2

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

16

4

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

18

4.1

Краткая презентация программы

18

Приложение

20

Учебный план реализации программы

22

Календарный учебный график

23

Технологическая карта

24

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние

Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детском саду чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Необходимо научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать процесс можно включать размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя специальные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию и воображение. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования нескольких материалов.    

Программа рассчитана на 1 год обучения, участники-дети средней группы, реализуется в форме кружковой работы. Работа с детьми в этом кружке строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.

Для реализации данной программы в МБДОУ созданы необходимые условия: пособия, оборудование, изобразительный материал.

Данная программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-5 лет и разработана на основе парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» С.В.Погодина, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Давыдова Г.Н.

Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография, рисование акварельными карандашами и др.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия в изостудии полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. Для реализации поставленных задач с детьми,  имеется весь необходимый изобразительный материал. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы –создание оптимальных условий для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного творчества средствами художественных эталонов.

Основные задачи Программы:

  1. Способствовать формированию у детей эстетических потребностей: созерцать красоту окружающего мира, отображать её с помощью доступных художественных эталонов.
  2. Развивать у детей умение экспериментировать с цветом в процессе работы над художественным образом (выделять цвета и оттенки, смешивать цвета для получения оттенков, сравнивать их, сопоставлять, составлять из них композиции).
  3. Знакомить детей с разными нетрадиционными материалами и учить применять их в своей работе.
  4. Способствовать формированию у детей способности наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок и применять их в своей работе с помощью нетрадиционных способов рисования.
  5. Создать условия для формирования индивидуального изобразительного стиля.
  6. Способствовать формированию у детей интегративных качеств: творческую активность, самостоятельность, старательность в работе, целеустремленность, дружелюбие, уступчивость, способность радоваться успехам других детей.
  7. Способствовать приобщению детей к произведениям искусства средствами художественных эталонов, познакомить их с различными видами и жанрами искусства.
  8. Развивать у детей умение передавать форму, строение предмета и его частей, учить соподчинять формы для создания выразительного образа.
  9. Развивать у детей композиционные умения в различных видах изобразительного творчества.
  10. Создавать условия для овладения разнообразными художественными техниками (классическими и неклассическими).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.

  1. Продолжать знакомить детей с изобразительными материалами (соус, сангина, уголь, гелиевые ручки и др.), инструментами (поролоновые тампоны, растирки), художественными техниками (рисование пищевыми красками, рисование сухой гуашью, рисование карточками, линотипия, рисование мятой бумагой и фольгой и др.),  приемами (лессировка).
  2. Закреплять у детей умение работать с различными изобразительными материалами, используя различные инструменты и художественные техники.
  3. Развивать умение выполнять рисовальные движения, имеющие формообразующий характер.
  4. Познакомить с цветами и оттенками, имеющими двойное название (жёлто – зелёный, красно – оранжевый и т.п.).
  5. Продолжать закреплять у детей умение смешивать цвета разными механическими способами (наложение, вливание, разбеливание), соотносить полученные оттенки с цветовым кругом.
  6. Развивать умение с помощью цвета передавать характер образа, подбирая необходимые оттенки.
  7. Развивать умение дорисовывать пятно до образа, используя различные материалы, инструменты и художественные техники.
  8. Продолжать развивать умение изображать различные линии, передавать их характер и изображать с помощью линий знакомые предметы и объекты.
  9. Развивать у детей умение выделять в работе композиционный центр и соотносить тип композиции с выбранным положением линии горизонта.

  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и оригинальны, они обладают определенной ценностью для самого ребенка и для его близких. Сам процесс детского творчества тоже ценен, поскольку позволяет взрослым увидеть внутренний мир детей, узнать об их впечатлениях, переживаниях, проблемах и об их отношении к окружающему миру.

Принцип наглядности.В процессе творчества детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать.

Принцип индивидуальности. Осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к развитию детского художественного творчества, который заключается в подборе разноуровневых заданий, соотносимых с возможностями и половой принадлежностью детей.

Принцип вариативности. Необходимо давать детям свободу выбора и возможность варьирования материалов, художественных эталонов и содержания работы.

Принцип систематичности и последовательности предполагает строить работу с детьми по ознакомлению с различными техниками рисования в определенном порядке, по системе.

Принцип перспективности. Целесообразность освоения детьми программы посредством разнообразных образовательных комплексов, учитывающих степень сложности, уровень общего и творческого развития воспитанников.

Принцип полифоничности. Включение произведений различных эпох, стилей и направлений в качестве стимулирующего материала в педагогический процесс, направленный на развитие детского художественного творчества.

Принцип мобильности. Можно менять образовательный комплекс, темп, характер, форму организации детей, дидактический материал.

  1. ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего художественно – эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.

        Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения:

Дети от 4 до 5 лет.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей. Обнаруживаются разница в предпочтениях, связанных с художественно – эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка – дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают конструкцию и осуществляют поиск способов её использования. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами.

Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы в ряд, повторяя изображения по несколько раз.

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Сроки

Содержание

1 этап

Сентябрь

Изучение нормативных документов, современных педагогических технологий, позволяющих практическое внедрение программы.

Разработка механизма внедрения программы в практическую деятельность.

Подбор методической литературы по проблемной теме.

Разработка программно-методического обеспечения.

2 этап

Октябрь

Разработка перспективных планов на основе изученных методик и технологий для воспитанников

Диагностическое обследование творческого развития воспитанников.

Октябрь – Май

Организованное обучение  воспитанников кружка  «Разноцветные ладошки».

3 этап

Май

Диагностическое обследование творческого развития воспитанников.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Детиумеют созерцать красоту окружающего мира и отображают её с помощью доступных художественных эталонов.
  2. Умеют экспериментировать с цветом в процессе работы над художественным образом (выделять цвета и оттенки, смешивать цвета для получения оттенков, сравнивать их, сопоставлять, составлять из них композиции).
  3. Владеют разными нетрадиционными материалами, нетрадиционными способами рисования и умеют их применять в своей работе.
  4. Дети проявляют творческую активность, самостоятельность, старательность в работе, целеустремленность, дружелюбие, уступчивость, способность радоваться успехам других детей.
  5. Дети имеют представления о произведениях искусства и  с различными видами и жанрами искусства.
  6. Передают форму, строение предмета и его частей в рисунке, соподчиняют формы для создания выразительного образа.
  7. Развиты  композиционные умения в различных видах изобразительного творчества.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.         СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ».

Процесс занятия делится на 3 части:

1) вступительная часть;

2) руководство процессом выполнения работы;

3) заключительная часть – просмотр и оценка детских работ.

Структура первой части занятия примерно такова:

1.Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2.Анлиз изображаемого (натуры, образца), напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы. Беседа с детьми.

3.Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать во второй части занятия. В процессе выполнения детьми самой работы педагог должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. После того, как налажена работа группы в целом, можно на время перейти к индивидуальному руководству. Однако, спешить с помощью не стоит, надо дать возможность  ребенку самому справиться с возникшими трудностями. Если же он действительно не справляется, то следует ему помочь, в основном в форме наводящих вопросов, советом и лишь в редких случаях показом изображения и то только на отдельном листе, а не на рисунке ребенка. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разъяснения.

Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и педагогом. Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия. Целесообразно предложить воспитанникам встать из-за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем собрать их полукругом или опять посадить на свои места и дать оценку проделанной работе. Вопросы, задаваемые педагогом должны быть разнообразными. При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой-либо работе. При оценке сюжетных и предметных работ  акцент делается на образность, характерность персонажа (самый смешной, веселый, лучше всех танцующая Матрешка и др.) и выразительность действий (лиса подкрадывается, цыпленок ловит жука).

В рисунках  с натуры вопросы к детям должны натолкнуть их на сопоставление рисунка с натурой, на правильность строение предмета. Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения. После ответов детей на вопросы и их самостоятельных высказываний заключительные слова говорит педагог. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводится итог занятия.

Формой подведения итогов обучения и работы кружка является отчетная выставка  - «Добрых рук волшебство».

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Режим занятий: средняя группа (дети 4-5-го года жизни) - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 32 занятия. Длительность занятия в средней группе  -20 мин

  1. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Месяц

Тема занятия

Источник

Программное содержание

1

Октябрь

«Лужи с листочками»

Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 53

Знакомить с техникой рисования по-сырому

2

Октябрь

«Ломтик арбуза»

Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 103

Познакомить детей с техникой рисования солью

3

Октябрь

«Грибы в траве»

Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 127

Учить отражать особенности изображаемого предмета с опорой на эскиз, используя нетрадиционные изобразительные техники (пастель).

4

Октябрь

Творческое задание «Лес»

Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 137

Оценка эффективности педагогических действий. Выявить уровень художественного развития детей. Расширять фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительного образа леса.

5

Ноябрь

«Сказочная рыба»

Шаг в искусство «Животный мир» - стр.81

Продолжать учить отражать особенности изображаемого предмета с опорой на эскиз, используя нетрадиционные изобразительные техники.

6

Ноябрь

«Царевна лягушка»

Шаг в искусство «Животный мир» - стр. 122

Познакомить детей со способом «заливки» фона.

Рисование с опорой на эскиз.

7

8

Ноябрь

Творческое задание «Небо с облаками»

Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 8

Оценка эффективности педагогических действий. Выявить уровень художественного развития детей. Расширять фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками.

9

Декабрь

«Арктика»

Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 154

Познакомить с новым приёмом рисования «рисование пятном». Развивать чувство композиции.

10

Декабрь

«Сосульки»

Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 67

Продолжать с детьми рисовать солью

11

Декабрь

«Снег в искусстве»

Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 79

Вызвать интерес к зимним явлениям природы. Продолжать воспроизводить характер композиции используя технику по сырому.

12

Декабрь

Творческое задание

Учить задумывать содержание своего рисунка. Совершенствовать умение работать в разных техниках.

13

Январь

«Звёздное небо»

Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 16

Познакомить детей с новой техникой рисования – пластилинография.

14

Январь

«Портрет осьминога»

Шаг в искусство «Животный мир» - стр. 30

Учить отражать особенности предмета при рисовании в технике пластилинография.

15

Январь

«Пластилиновая улитка»

Шаг в искусство «Животный мир» - стр. 16

Совершенствовать умение работать в технике пластилинография.

16

Январь

Творческое задание

Оценка эффективности педагогических действий. Выявить уровень художественного развития детей при создании своего образа используя технику пластилинографии.

17

Февраль

«Морское дно»

Шаг в искусство «Неживая природа»» - стр. 97

Закрепить у детей навык рисования «по сырому»

18

Февраль

«Весёлые кляксы»

Г. Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» - стр. 23

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией, показать её изобразительные особенности.

19

Февраль

Шаг в искусство

20

Февраль

Творческое задание

Оценка эффективности педагогических действий. Выявить уровень художественного развития детей

21

Март

«Виола»

Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 48

Познакомить детей с техникой «штампования». Продолжать развивать у детей чувство композиции.

22

Март

«Ромашковое поле»

Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 23

Познакомить детей с новой техникой рисования – восковыми мелками и акварельными красками.

23

Март

«Пшеничное поле»

Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 33

Закрепить у детей умение рисовать восковыми мелками и акварельными красками. Развивать композиционные навыки.

24

Март

Творческое задание «Цветущая яблоня»

Шаг в искусство «Растительный мир» - стр. 152

Оценка эффективности педагогических действий. Совершенствование умений работать в разных техниках.

25

Апрель

«Ракета в космосе»

Шаг в искусство «Мир человека» - стр. 21

Познакомить детей с новым способом рисования – набрызгиванием.

26

Апрель

«Радуга из точек»

Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 23

Познакомить детей с техникой - диатипия

27

Апрель

«Дождь и молния»

Шаг в искусство «Неживая природа» - стр. 38

Закрепить умение у детей оформлять изображение в технике диатипия.

28

Апрель

Рисование по замыслу

Создать условия для самостоятельного детского творчества. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами и техниками.

29

Май

«Разноцветная медуза»

Шаг в искусство «Животный мир» - стр. 33

Познакомить детей с новой техникой рисования нанося краску щетиной кисточкой.

30

Май

«Быстрые крабы»

Шаг в искусство «Животный мир» - стр. 102

Напомнить детям о способе «заливка» фона. Закреплять умение детей рисовать с опорой на эскиз яркими красками

31

32

Май

«Что я люблю рисовать…»

Н.А. Черепкова «Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – стр.

Создать условия для самостоятельного детского творчества. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами и техниками.

2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ:

- промежуточная осуществляется в форме организации ежемесячных творческих занятий  с целью анализа уровня сформированности изобразительных навыков у детей.

- итоговая оценка результативности программы проводится на основе диагностических заданий в мае месяце.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Прогнозирование понимается как предвидение будущих изменений в художественном развитии, образовании дошкольника, формировании у него умений и качеств творческой личности, определение путей личностного совершенствования, проектирование развития педагогического процесса. Для того чтобы составить прогноз, необходимо исходить из информации о прошлом и настоящем, знать исходный уровень, на котором дети дошкольного возраста владеют художественными эталонами, и отслеживать динамику в творческом росте.

Диагностика творческого роста ребёнка включает: предъявление ребёнку художественной задачи для творческого развития; изучение процесса рождения у ребенка художественного решения, а не конечного результата; проведение индивидуального исследования результатов владения художественными эталонами.

Главный критерий педагогической диагностики – движение от экспериментирования к свободному владению художественными эталонами. Основные показатели: эмоционально – волевая сфера, владение цветом, владение формой, владение композицией, владение художественными техниками, содержание художественно – выразительного образа.

По всем показателям определены уровни: начальный, базовый, прогрессивный. Это определяется по степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания.

Оценивание результата:

  • Начальный уровень – ребенок не выполнил задание даже с помощью взрослого;
  • Базовый уровень – ребёнок выполнил задание с помощью взрослого;
  • Прогрессивный уровень – ребёнок выполнил задание самостоятельно.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Творческое развитие детей 4-5 лет.

Эмоционально-волевая сфера

Наличие интереса

  • начальный уровень — дети совсем не интересуются заданиями, отвечаютотказом на все предлагаемые действия;
  • базовый уровень — дети сначала эмоционально реагируют на предлагаемые задания, но появившийся у них интерес пропадает, как только возникаюттрудности;
  • прогрессивный уровень — дети проявляют яркие эмоциональные реакции на предлагаемые задания, увлеченно и самостоятельно выполняют их.

Активность

  • начальный уровень — дети не проявляют активность при выполнениизаданий, отказываются от новых заданий;
  • базовый уровень — дети проявляют активность избирательно (только к тем заданиям, материалам и инструментам, которые им знакомы или интересны), активно действуют до тех пор, пока им интересен сам процесс;
  • прогрессивный уровень — дети активны и настойчивы в изучении материалов и инструментов, чтобы их применять в своей деятельности, самостоятельно пытаются получить новый результат с их помощью.

Владение цветом

Выделение цветов

(красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, серый, коричневый, охра, розовый, голубой, сиреневый, сине-зеленый)

  • начальный уровень — дети не могут выделить цвета из множества другихи назвать их даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети выделяют и называют не все цвета, требуетсяпомощь взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети самостоятельно выделяют и называют всецвета.

Смешение цветов

  • начальный уровень — дети используют только локальные цвета, не стремясь смешать их;
  • базовый уровень — дети стараются смешать сразу все цвета, их интересует сам процесс, а не результат смешения;
  • прогрессивный уровень — дети самостоятельно экспериментируют с цветом, используют разные способы для получения оттенков.

Соотнесение цветов (сравнение, нахождение гармоничных)

  • начальный уровень — дети не могут даже с помощью взрослого соотнести цвета друг с другом, чтобы найти среди них гармоничные;
  • базовый уровень — дети могут соотнести цвета друг с другом на предмет их гармоничности только при помощи наводящих вопросов взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети самостоятельно соотносят цвета друг с другом, находят гармоничные.

Составление растяжки оттенков (3—5 оттенков одного цвета)

  • начальный уровень — дети не могут составить растяжку оттенков одного цвета даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети составляют растяжку оттенков одного цвета с помощью взрослого, но часто путают их последовательность;
  • прогрессивный уровень — дети самостоятельно составляют растяжку оттенков одного цвета.

Отображение ощущений через цвет

  • начальный уровень — дети не могут соотнести цвет с ощущениями и отобразить их в работе даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети передают ощущения через цвет только с помощью наводящих вопросов взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно передать через цвет различные ощущения.

Создание цветовых композиций (абстрактные цветовые композиции, отображающие многообразие мира)

  • начальный уровень — дети используют локальные цвета, не могут отобразить ими абстрактные понятия даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети хаотично располагают цвета, не соединяя их в композицию, требуется помощь взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно с помощью цвета создать абстрактный образ (настроение, сон, характер и т. д.).

Владение формой

Выделение геометрических фигур

  • (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелограмм)
  • начальный уровень — дети не могут выделить геометрические фигуры даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети выделяют часть фигур с помощью взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети самостоятельно выделяют геометрические фигуры.

Соотнесение геометрических фигур(сравнение с предметами, определение схожей формы)

  • начальный уровень — дети не могут даже при помощи взрослого соотнести геометрические фигуры с предметами;
  • базовый уровень — дети соотносят фигуры и знакомые предметы с помощью взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети сами соотносят фигуры с предметами.

Преобразование пятна в образ.

  • начальный уровень — дети не могут преобразовать пятно в образ даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети преобразуют пятно в образ только с помощью взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети самостоятельно преобразуют пятно в образ, делая его узнаваемым.

Изображение плоских геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат).

  • начальный уровень — дети не могут изобразить геометрические фигуры даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети воспроизводят плоские геометрические фигуры только при повторном показе взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети сами изображают плоские фигуры.

Использование штриховки

  • начальный уровень — дети наносят штриховку произвольно, не обращая внимания на контур;
  • базовый уровень — дети хаотично наносят штриховку и часто заходят за контур;
  • прогрессивный уровень — дети достаточно свободно и самостоятельно наносят штрихи, слегка заходя за контур.

Владение композицией

Выполнение фона

  • начальный уровень — дети не могут закрыть всю поверхность листа даже с помощью взрослого, оставляют белые участки на поверхности;
  • базовый уровень — дети закрывают фон только фрагментарно и при повторном показе взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети могут доступными средствами самостоятельно закрыть фон.

Использование линии горизонта

  • начальный уровень — дети просто закрывают лист бумаги, не разделяют его на части, не выделяют линию горизонта даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети используют линию горизонта только при дополнительном показе взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно делить лист на две части, отображая линию горизонта.

Уравновешивание композиции.

  • начальный уровень — дети не могут уравновесить композицию даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети уравновешивают композицию только при помощи наводящих вопросов взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно уравновесить композицию.

Владение художественными техниками

Использование приемов(тычок, примакивание, мазок)

  • начальный уровень — дети неумело используют приемы, им тяжело их воспроизвести даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети могут использовать приемы только при дополнительном показе взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети самостоятельно используют приемы.

Использование классических техник

  • начальный уровень — дети не могут правильно использовать классические техники даже с помощью взрослого, нарушают их последовательность;
  • базовый уровень — дети с помощью взрослого используют отдельные художественные техники, отдавая предпочтение знакомым;
  • прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно использовать классические художественные техники.

Использование неклассических техник

  • начальный уровень — дети не могут даже с помощью взрослого подобрать для своей работы неклассические техники;
  • базовый уровень — дети используют неклассические техники только после подсказки взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети самостоятельно подбирают для работы неклассические техники.

Содержание художественно-выразительного образа

Соответствие содержания образа теме

  • начальный уровень — дети не могут отобразить в работе свой замысел даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети передают образ с помощью взрослого, его содержание примитивно и отдаленно напоминает реальный объект;
  • прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно передать выразительными средствами содержание образа.

Способность передавать через образ эмоциональное состояние

  • начальный уровень — дети не могут передать настроение образа даже с помощью взрослого;
  • базовый уровень — дети могут передать настроение образа только при подсказке взрослого;
  • прогрессивный уровень — дети могут самостоятельно передать доступными средствами настроение образа.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Указанные материалы и их количество, требующееся для каждого ребенка на учебный год, а также различные инструменты, необходимые каждому ребенку для творческой работы.

  1. Бумага для акварели (формат А4, формат А3);
  2. Бумага для рисования (чертежная, формат А4, формат А3);
  3. Бумага (ватман);
  4. Бумага цветная;
  5. Краски гуашевые (12 цветов);
  6. Краски акварельные медовые (12 или 24 цвета);
  7. Карандаши грифельные (твердо – мягкие ТМ/НВ, мягкие М/В, очень мягкие 3М/3В);
  8. Карандаши цветные (лучше акварельные, 18 или 24 цвета);
  9. Ручка гелевая черная (1 шт.);
  10. Пастель (масляная, 25 цветов; сухая мелковая, 20 цветов);
  11. Фломастеры (10-12 цветов);
  12. Цветные восковые мелки
  13.  Кисти синтетические (кисти: № 2,4,7);
  14.  Кисти белка(пони) (кисти: № 3, 5, 8)
  15. Клей – карандаш;
  16.  Клей ПВА с носиком – дозатором;
  17.  Зубные щетки;
  18. Соломинки для коктейля;
  19.  Салфетки бумажные и влажные;
  20. Пластилин;
  21.  Губка поролоновая;
  22.  Палитра;
  23.  Стакан для воды пластмассовый;
  24.  Подставка для кистей.

Оснащение помещения для творческих занятий с детьми

  1. Мольберт демонстрационный двусторонний.
  2. Демонстрационный стол (используется на занятиях по рисованию с натуры, а также для того, чтобы дети могли обследовать предметы, которые им нужны для создания композиций).
  3. Динамические таблицы (используются при показе этапов выполнения работы).
  4. Ноутбук
  5. Картотека аудио и видео презентаций.
  6. Детские столы и стулья.

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И

СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

№ п/п

Наименование

Количество

1

Парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» С.В. Погодина – М., 2016

1

2

С.В. Погодина «Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы» - М., 2016

1

3

С.В. Погодина «Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Животный мир»»  - М., 2016

1

4

С.В. Погодина «Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Растительный мир»» - М., 2016

1

5

С.В. Погодина «Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Неживая природа»» - М., 2016.

1

6

С.В. Погодина «Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Мир человека» - М., 2016.

1

7

Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2007.

1

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование

Количество

1

Иллюстрация «Вербы»

1

2

Схемы – работ

1

3

Иллюстрации рыб, экзотических рыб

1

4

Пейзаж Арктики

1

5

Николай Рерих «Этюды Севера»

1

6

Иллюстрация осьминог

1

7

Иллюстрация Н.В.Григорьева «Снегири»

1

8

Иллюстрации птиц (синичка, воробей, голубь, калибре, фламинго и др.)

1

9

Иллюстрация пижмы

1

10

Иллюстрация Панова А. «Ромашковое поле»

1

11

Иллюстрация И.Шишкин «Пшеничное поле»

1

12

Фотография «Ракета»

1

13

Иллюстрация медузы

1

14

Иллюстрация краба

1

15

Иллюстрация мельницы

1

  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

Программа рассчитана на 1 год обучения, участники-дети средней группы, реализуется в форме кружковой работы. Работа с детьми в этом кружке строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.

Для реализации данной программы в МБДОУ созданы необходимые условия: пособия, оборудование, изобразительный материал.

Данная программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-5 лет и разработана на основе парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» С.В.Погодина, «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Давыдова Г.Н.

Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография, рисование акварельными карандашами и др.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Цель программы –создание оптимальных условий для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного творчества средствами художественных эталонов.

Основные задачи Программы:

  1. Способствовать формированию у детей эстетических потребностей: созерцать красоту окружающего мира, отображать её с помощью доступных художественных эталонов.

2.Развивать у детей умение экспериментировать с цветом в процессе работы над художественным образом (выделять цвета и оттенки, смешивать цвета для получения оттенков, сравнивать их, сопоставлять, составлять из них композиции).

  1. Знакомить детей с разными нетрадиционными материалами и учить применять их в своей работе.
  2. Способствовать формированию у детей способности наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок и применять их в своей работе с помощью нетрадиционных способов рисования.
  3. Создать условия для формирования индивидуального изобразительного стиля.
  4. Способствовать формированию у детей интегративных качеств: творческую активность, самостоятельность, старательность в работе, целеустремленность, дружелюбие, уступчивость, способность радоваться успехам других детей.
  5. Способствовать приобщению детей к произведениям искусства средствами художественных эталонов, познакомить их с различными видами и жанрами искусства.
  6. Развивать у детей умение передавать форму, строение предмета и его частей, учить соподчинять формы для создания выразительного образа.
  7. Развивать у детей композиционные умения в различных видах изобразительного творчества.
  8. Создавать условия для овладения разнообразными художественными техниками (классическими и неклассическими).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.

  1. Продолжать знакомить детей с изобразительными материалами (соус, сангина, уголь, гелиевые ручки и др.), инструментами (поролоновые тампоны, растирки), художественными техниками (рисование пищевыми красками, рисование сухой гуашью, рисование карточками, линотипия, рисование мятой бумагой и фольгой и др.),  приемами (лессировка).
  2. Закреплять у детей умение работать с различными изобразительными материалами, используя различные инструменты и художественные техники.
  3. Развивать умение выполнять рисовальные движения, имеющие формообразующий характер.
  4. Познакомить с цветами и оттенками, имеющими двойное название (жёлто – зелёный, красно – оранжевый и т.п.).
  5. Продолжать закреплять у детей умение смешивать цвета разными механическими способами (наложение, вливание, разбеливание), соотносить полученные оттенки с цветовым кругом.
  6. Развивать умение с помощью цвета передавать характер образа, подбирая необходимые оттенки.
  7. Развивать умение дорисовывать пятно до образа, используя различные материалы, инструменты и художественные техники.
  8. Продолжать развивать умение изображать различные линии, передавать их характер и изображать с помощью линий знакомые предметы и объекты.
  9. Развивать у детей умение выделять в работе композиционный центр и соотносить тип композиции с выбранным положением линии горизонта.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и оригинальны, они обладают определенной ценностью для самого ребенка и для его близких. Сам процесс детского творчества тоже ценен, поскольку позволяет взрослым увидеть внутренний мир детей, узнать об их впечатлениях, переживаниях, проблемах и об их отношении к окружающему миру.

Принцип наглядности.В процессе творчества детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать.

Принцип индивидуальности. Осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к развитию детского художественного творчества, который заключается в подборе разноуровневых заданий, соотносимых с возможностями и половой принадлежностью детей.

Принцип вариативности. Необходимо давать детям свободу выбора и возможность варьирования материалов, художественных эталонов и содержания работы.

Принцип систематичности и последовательности предполагает строить работу с детьми по ознакомлению с различными техниками рисования в определенном порядке, по системе.

Принцип перспективности. Целесообразность освоения детьми программы посредством разнообразных образовательных комплексов, учитывающих степень сложности, уровень общего и творческого развития воспитанников.

Принцип полифоничности. Включение произведений различных эпох, стилей и направлений в качестве стимулирующего материала в педагогический процесс, направленный на развитие детского художественного творчества.

Принцип мобильности. Можно менять образовательный комплекс, темп, характер, форму организации детей, дидактический материал.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.

- промежуточнаяосуществляется в форм организации ежемесячных творческих занятий  с целью анализа уровня сформированности изобразительных навыков у детей.

- итоговая оценка результативности программы проводится на основе диагностических заданий в мае месяце.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Учебный план реализации программы

№ п/п

Разделы программы

1 год обучения

Всего

Теор.

Практ.

Рисование восковой стружкой

1

1

Рисование в технике акватипии

1

1

Техника рисования «по сырому»

5

1

4

Рисование пищевыми красителями

1

1

Рисование с опорой на эскиз

1

1

Рисование штампом и ватными палочками

1

1

Рисование восковыми мелками и акварельной краской

3

3

Рисование пятном

1

1

Монотипия

1

1

Рисование густыми мазками

2

2

Рисование в технике «пластилинографии»

1

1

Стилизованный рисунок

1

1

Кляксография

2

2

Рисование зубной щёткой

1

1

Рисование в монохроматической гамме

1

1

Рисование по выбору детей (диагностическое занятие)

8

8

Рисование в технике пальцеграфия

1

1

Итого:

32

Приложение 2

Календарный учебный график

Начало учебного года

1 октября

Количество учебных недель

32

Объём недельной нагрузки

1 занятие

Продолжительность занятия

20 минут

Окончание учебного года

31 мая

Сроки проведения мониторинга

Третья – четвертая неделя мая

Приложение 3

Технологическая карта для детей 4-5 лет.

Карта творческого роста______________________________________ (Ф. И. ребенка)

Показатели

творческого развития

Уровень освоения программы

начальный

базовый

прогрессивный

Эмоционально – волевая сфера

Наличие интереса

Активность

Владение цветом

Выделение цветов

Смешение цветов

Соотнесение цветов

Составление растяжки оттенков

Отображение ощущений через цвет

Владение формой

Выделение геометрических фигур

Соотнесение геометрических фигур

Преобразование пятна в образ

Использование точки, линии, пятна

Изображение плоских фигур

Использование штриховки

Владение композицией

Выполнение фона

Использование линии горизонта

Уравновешивание композиции

Ориентировка в пространстве

Владение художественными техниками

Использование техники «по-сырому»

Использование приемов

Использование неклассических техник

Использование готовых форм

Содержание образа

Соответствие содержания образа теме

Передача настроения образа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская комплексная дополнительного образования программа «Капельки» по предметам: хор, сольфеджио, ритмика в группах дошкольного возраста

Срок реализации данной авторской программы составляет два года. Группы формируются по 6-8 человек.  Занятие проводится:- хор (2 раза в неделю)- сольфеджио (1 раз в неделю)- ритмика(1 раз в неделю...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька" (для детей от 5 до 6 лет)

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию у детей художественных способностей "Капелька"  (для детей от 5 до 6 лет)...

Программа дополнительного образования "Разноцветные капельки"

Программа дополнительного образования "Разноцветные капельки"...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей по хореографии «Капельки»

приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообраз...

Дополнительная образовательная программа развивающих занятий «Капельки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа дополнительного образования «Капельки» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для занятий педагога с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возра...

Дополнительная образовательная программа по экологическому развитию для детей 4-5 лет «Капелька»

Парциальная программа «Капелька» имеет экологическую направленность, ее целью является формирование целостного взгляда на природу и роль человека в ней. Возрастная категория детей 4-5 лет....

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста группы «Ягодка» нетрадиционным приемам рисования «Веселые капельки».

Практическая значимость программыНетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возника...