"Роспись сарафана русским узором"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Роспись сарафана русским узором»
Программное содержание.
Учить детей создавать оригинальную композицию орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле.
Развивать чувство композиции, ритма при изображении орнамента.
Упражнять в расположении элементов орнамента на ограниченной плоскости листа.
Упражнять в технике работы кистью: кончиком ворса, плашмя.
Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.
Материал к занятию.
Макет русской избы, плоскостные фигуры героев русской народной сказки «Морозко» (дед, баба, дочка, падчерица).
Контурные изображения сарафана, кисти, гуашь (на каждого ребёнка)
Рисунки детей по сказке «Морозко».
Полосы с образцами орнамента.
Предварительная работа.
Чтение русской народной сказки «Морозко».
Рассматривание иллюстраций В.Лукьянец.
Рисование с детьми рисунков по сказке.
Знакомство с русским народным костюмом.
Словарная работа.
Падчерица, ярмарка, оберег, символ, орнамент, чередование, подол сарафана.
Ход занятия:
Воспитатель: - Любите ли вы сказки? Конечно, любите. Уверена, нет такого мальчика или девочки, мамы или папы, дедушки или бабушки, которые не любили бы сказки.
Сегодня с помощью одной русской народной сказки мы отправимся в засыпанную снегом деревню, в избу, где живут старик, старуха, её падчерица и родная дочка.
(Звучит мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла», дети садятся на ковёр. Перед ними - макет русской избы.)
Воспитатель: - Итак ... Живало - бывало ... Жил дед (выставляется плоскостная фигура деда), да овдовел - жена у него померла. И женился он на другой. У деда была дочка, и у бабы была дочка ( выставляются поочерёдно фигуры бабы, падчерицы, родной дочки).
И невзлюбила баба старикову дочку, свою падчерицу. Ничем старухе не угодишь: всё не так, всё худо.
- Ну что, ребята, вспомнили эту сказку? (ответы детей).
Да, это русская народная сказка «Морозко».
Дети, когда мы читаем какую-либо сказку, все вы очень любите смотреть иллюстрации художника.
И наши дети нарисовали такие прекрасные иллюстрации к сказке «Морозко».
Давайте попросим наших художников вспомнить и рассказать нам о своих рисунках.
(рисунок 1. Падчерица носит с речки воду.
Рисунок 2. Подарки Морозко падчерице.
Рисунок 3. Старухина дочь сердится на Морозко.)
(рассказы детей о своих рисунках)
Воспитатель: - Вот мы и вспомнили с вами сказку «Морозко».
Ребята, а о ком из героев сказки вам хотелось бы поговорить в первую очередь?
(Две девочки берут в руки плоскостные фигурки падчерицы и дочки.)
1-я девочка: - Падчерица была такая умница, такая рукодельница, всё успевала, всё у неё спорилось. И душа у неё была добрее доброго: и странника приветит, и пить подаст, и словом никого не обидит.
2-я девочка: - Совсем другая старухина дочка: ленива да зла, а уж на язык-то дерзка да груба. Всем от неё доставалось, даже матери родной. Делать по дому она ничего не делала, только спала да кушала.
Воспитатель: - Да, разные были сёстры, но посмотрите какие они обе красивые,
стройные, так и хочется изменить конец сказки. Давайте представим, что наши сёстры - красавицы подружились и решили вместе пойти на ярмарку.
Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду.
- Что это за одежда? (рубаха, сарафан)
Ребята, давайте для наших красавиц украсим праздничные сарафаны.
Проходите в нашу мастерскую.
(Дети проходят за столы, где уже прuготовлены силуэты сарафанов, гуашь, кисти и пр.)
Воспитатель: - Посмотрите, перед вами лежат сарафаны, которые мы будем украшать.
- Вспомните, как украшал ась одежда у русского народа? (узорами, вышивкой, яркими полосками ткани)
- В каких местах на сарафане вышивали узоры?
(на передней планке и на подоле)
- Какие знаки вышивали мастерицы? (ромбы, кресты, цветы, круги)
И ведь не случайно вышивали именно эти знаки-символы.
Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые узорные полосы (показывает образцы узорных полос).
- Что означают эти волнистые линии? (символ воды)
- А что означают на вышивке красные круги?
(символы солнца)
Каким знаком ещё изображали солнце? (равносторонним крестом)
- Что означают ромбы? (символ земли, плодородия)
Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своё значение:
красный - благополучие,
желтый - тепло и ласка,
синий - радость,
чёрный - богатство.
Воспитатель: - Ребята, а для чего вышивали символы? (они оберегали человека)
Поэтому их называли оберегами.
- Расписывая свои сарафаны, каждый из вас «вышьет» кисточкой такие обереги, какие ему больше нравятся.
Давайте вместе вспомним, с чего мы начнём работу. (Найдём середину передней полосы, затем середину верхней части и середину нижней части. Так же разделим пополам подол, поставим точку, затем найдём середину левой части и середину правой части.) Теперь узор будет распределён ровно.
- Что ещё надо помнить, рисуя орнамент? (чередование, повторение)
Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент.
- Какие цвета мы будем использовать в работе? ( красный, желтый, синий, зелёный)
Покажи, Яна, как методом примакивания ты будешь изображать цветы (показ у доски).
Что мы будем рисовать кончиком кисти? ( волнистые линии, крестики, точки)
Как будем рисовать круг?
(концом кисти, не отрывая руки)
( В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью.
Готовые работы вывешиваются на ширме в форме хоровода.
Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые сарафаны у вас получились.
Все сарафаны разные, у каждого свой узор. Представьте себе, девочки, что вы вместе с сёстрами-красавицами собираетесь на ярмарку.
Какой из сарафанов вы бы выбрали? Почему? ( ответы нескольких девочек)
А в каком из этих сарафанов, мальчики, вы хотели бы увидеть наших девочек?
(ответы 2 - 3 мальчиков)
Воспитатель: - Да, ребята, все работы очень красивые, яркие.
Недаром в народе говориться:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
Спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором»
Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором» ...
Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: "Роспись чайника гжельским узором"
Конспект НОД в подготовительной группе.Тема: «Роспись чайника гжельским узором»Цель:Продолжать знакомить с гжельскими мастерами, их творчеством. Учить детей приёмам рисования гжельской розы. Зак...
Роспись игрушки дымковским узором
ООД по художественному творчеству в подготовительной группе на тему: "Роспись игрушки дымковским узором"...
Роспись сарафана русским узором
Учить детей создавать оригинальную композицию орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле....
"Роспись доски городецким узором"
Конспект занятия "Роспись доски городецким узором"...
Тема: «Роспись досок Городецким узором»
Образовательная задача: 1.Совершенствовать- изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности в передач...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию детей в подготовительной группе на тему "Роспись сарафана русским узором"
Полученные умения и навыки в данной непосредственно –образовательной деятельности в дальнейшем могут быть использованы детьми :- в театрализованной деятельности;-в самостоятельной игровой деятельности...