"Роспись доски городецким узором"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
-закреплять навык смешивания красок на палитре для получения нужного оттенка;
-развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;
-развивать творческие способности, и интерес к народным традициям и обычаям;
-воспитание у детей интереса и уважения к труду мастеров, создающих красивые вещи, приобщение к народному искусству.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций изделий расписанных городецкой росписью;
• продолжаем знакомить с декоративно прикладным искусством – городецкая роспись;
• прорисовка всех элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности;
• чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушание народной музыки;
• беседа о русском быте и традициях.
Методические приёмы:
Художественное слово, предметы и иллюстрации с Городецкой росписью (слайды, русская народная мелодия)
Пальчиковая игра («Котята»)
Материалы и оборудование:
Наглядно – демонстративное пособие для показа слайдов; изделия с городецкой росписью, костюм для Хозяюшки – мастерицы, запись русской народной мелодии, схема последовательности росписи доски городецким узором, краски гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки, банки с водой; шаблоны разделочных досок для росписи.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Дети заходят в группу, оформленную в русском народном стиле. Их встречает Хозяйка в русском костюме – мастерица росписи городецкой.
Хозяюшка:
Здравствуйте, люди добрые. Очень рада видеть вас у себя в гостях.
Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг!
Правда дети, тут красиво? Ах -захватывает дух!
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на стол с предметами, расписанными великолепными узорами . Кто знает, какую роспись использовали мастера при раскрашивании этих изделий?
Ответы детей: Городецкую роспись.
Воспитатель:
Хозяюшка – мастерица, мы с ребятами хотим узнать новое и интересное о городе Городец, о его мастерах и сами хотим попробовать свои силы, расписать какое – нибудь изделие городецкой росписью.
Воспитатель:
Ребята, устраивайтесь поудобней , чтобы отправиться в путешествие в город Городец.(Включает презентацию и начинает рассказ)
На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба. Крестьяне украшали удивительной росписью свои дома .Для украшения использовали следующие предметы: ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани,детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сюжеты дополняют и украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, веточки с зелёными листиками.
Есть поверье, что в ночь на праздник Ивана Купала расцветают особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы Городецкого художественного промысла – настоящее произведение искусства.
Хозяюшка:
Ребята, я сейчас готовлю расписные доски для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы ещё много. Не поможете ли вы мне? Как говорится на Руси – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Воспитатель:
Мы с удовольствием поможем тебе, Хозяюшка. Сейчас мы все превратимся в Городецких мастеров. Садитесь за столы. (Хозяюшка помогает надеть на детей фартуки.)
Воспитатель:
Ещё раз полюбуйтесь, как красивы городецкие узоры.
Перед вами разделочная доска, наша задача расписать её городецкими узорами, создать краски, чтобы ваша работа получилась яркая, насыщенная цветом. Для чего используют люди разделочные доски?
Ответы детей: Для нарезки хлеба, фруктов,овощей
Воспитатель:
Вспомним, какие элементы используются при написании городецкой росписи?
Ответы детей: Подмалёвок, тенёвка, оживка.
Воспитатель:
Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью . Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается вверх, влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.
Разминка – пальчиковая гимнастика «Котята».
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.
У кошечки нашей десять котят( покачиваем руками, не разъединяя их.)
Сейчас все котята постукиваем соответствующими
по парам стоят: пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Воспитатель включает русскую народную мелодию, дети начинают работать.
Напоминает о правильной осанке, помогает по мере необходимости.
Напоминает пословицы: «Сделаешь наспех – сделаешь на смех», «Есть терпение – будет и умение».
Сегодня на нашей разделочной доске мы изобразим розан, купавку и листья.
Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.
Купавка— самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Приступают к рисованию
Первым наносится подмалёвок -розан, купавка, листья.
Затем в той же очерёдности наносят тенёвку.
Пока всё высыхает проводится физминутка: «Снеговик» (под музыку)
Снег руками набираем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз набираем,
Лепим, лепим ком большой.
Лепим ручки, лепим ножки,
Чтобы бегать по дорожке.
Лепим глазки, лепим бровки,
И, конечно, длинный нос.
Заканчиваем роспись нанесением оживки на цветы и листочки.
В конце непосредственно образовательной деятельности ребята рассказывают стихотворения:
***
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
***
Кто рисует Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы –
Это всё для красоты.
***
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Далее работы детей вывешиваются на мольберт, рядом с заранее приготовленной выставкой . Все вместе любуются творением.
Воспитатель:
Давайте посмотрим, получился у нас городецкий узор на разделочной доске?
Как вы думаете, справились ли вы с заданием? А что нового вы сегодня узнали?
Дети отвечают.
Хозяюшка, понравились тебе наши работы?
Хозяюшка:
Спасибо всем, доски на славу удались.
***
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Воспитатель:
А вам, ребята, понравилось у Хозяюшки – мастерицы?
Спасибо, вам за гостеприимство, нам пора собираться на прогулку.
Воспитатель:
Как говорят: «Кончил дело – гуляй смело», вот и мы пойдем на улицу гулять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором»
Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором» ...
Тема: «Роспись досок Городецким узором»
Образовательная задача: 1.Совершенствовать- изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности в передач...
Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию "Роспись доски городецким узором"
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»РИСОВАНИЕв группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)Тема: «...
Роспись доски Городецкими узорами
Фвтором представлен конспект НОД по декоротивному рисованию....
Конспект совместной дельности с детьми старшей группы по декоративному рисованию «Роспись доски городецким узором»
Конспект совместной дельности с детьми старшей группы по декоративному рисованию «Роспись доски городецким узором»...
Конспект занятия по рисованию «Роспись доски городецким узором» в старшей группе
Конспект занятия по рисованию «Роспись доски городецким узором» в старшей группе...
Рисование по теме: «Роспись разделочной доски городецкими узорами»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиРИСОВАНИЕв группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)...