«Художественно-эстетическое развитие как важный аспект воспитания от дошкольного возраста к школе»
материал по теме

Прокофьева Наталия Владимировна

Доклад на районном методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozhestvenno-esteticheskoe_vospitanie.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Художественно – эстетическое воспитание

   Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

   Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию , которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

    Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования.  

    Целенаправленная и согласованная деятельность всех педагогов в области художественно – эстетического образования достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.  

   Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, развитию навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

   Наша группа эстетически оформлена, имеются театральный, игровой уголки, уголок по изобразительной деятельности. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал; для театрализованной деятельности костюмы, театральные реквизиты, различные виды театра. Эффективно используются раздевалка в групповой комнате и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей,  поделок из природного материала.  

    Вместе с детьми ежегодно создаем на участке детского сада снежные фигуры, которые создают у детей чувство радости, ожидания чуда, приближение новогодних праздников.

     Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях: 

  1. специально организованное обучение;  
  2. совместная деятельность педагогов и детей;
  3. самостоятельная деятельность детей. 

    Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:  

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники,  
  • развлечения,   
  • дидактические игры,  
  • выставки рисунков и поделок,
  • занятия в библиотеке,(метод. кабинете)
  • создание рукописных книг,
  • участие в  конкурсах детского изобразительного творчества;                   

   

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

 В детском саду организована работа дополнительных услуг  художественно - эстетической направленности

- "Добрые руки" – кружок по изобразительной деятельности (руководитель - педагогог),

     В ДОУ функционируют танцевальные кружки, которые способствуют развитию   музыкально - ритмических способностей  детей (руководитель Гончаренко Л.М.)

 

Считаем, что имеется больше возможностей развития одаренных детей, если и дальше будем развивать систему кружковой работы. Уверенны, что создание дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении, на основе желания и запросов родителей будет способствовать развитию одаренных и талантливых детей.   

     

В ДОУ организуются  музыкальные праздники и развлечения («Новогодние приключения», «Мамин праздник», «День защитника Отечества» и др.).  

     Традицией в учреждении стало проведение праздника «Масленица»

 

    В дошкольном учреждении имеются конспекты занятий, сценарии досугов и праздников; дидактические музыкальные игры, по изобразительной деятельности; библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства. 

    Реализация программы по направлению художественно-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

   Она осуществляется в нескольких направлениях: 

  • повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы («Искусство и дети», «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»),
  • мастер – классы («Нетрадиционные методы рисования», «Шаги творчества»)
  • семинары – практикумы,
  • консультации,
  • открытые занятия,
  • смотры – конкурсы.

     Каждый год один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности,  педагоги ежегодно посещают мастер – классы в  доу нашего района.В ДОУ проводятся  дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.

    Педагоги в ДОУ участвуют в методических мероприятиях различного уровня по художественно эстетическому развитию детей, представляют свой опыт на районных объединениях воспитателей.

    Педагоги согласуют усилия дошкольного учреждения и семьи в вопросах художественно – эстетического развития детей. Сотрудничество с семьей осуществляется в двух аспектах:

- для вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Чудо чудное, диво дивное", "Умелые руки моей мамочки…" и др.); участие в праздниках, театральных спектаклях, в изготовлении костюмов и театральных атрибутов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, анкетирование и беседы.

 

   ДОУ активно сотрудничает со школой №21, Люберецким ДК. Воспитанники и сотрудники  учреждения принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в ДК. Дети  участвуют в концертах, посвященных  различным датам, выборам Президента России, Государственной думы и т.д.

    Детский сад является постоянным участником конкурса по изготовлению новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза».

    Традицией детского сада стало участие в фестивале песен, посвященных ВОВ,  в  конкурсе «Капель»

     Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей  посещают кружки, музыкальную школу (класс по декоративно – прикладному искусству). Коллектив всегда стремится работать, используя современные достижения педагогической науки и,  в большинстве, делает все возможное для своего активного развития. В целом организационная работа в соответствии с требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольном образовательном учреждении, дала положительные результаты, помогла выявить слабые места, наметить пути решения проблем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Испечем мы колобки» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей с тестом как с художественным материалом.Задачи:- создать условия для экспериментального узнавания пластичности, как...

Самообразование Тема: «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста»

Самообразование Тема: «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...

Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте

В статье приводятся определения терминов «труд», трудовая деятельность», рассматриваются основные виды труда, в которые включается дошкольник, характеризуется влияние трудовой деятел...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.Предлагаемая программа кружка ...

Семинар «Формирование художественно-эстетических способностей дошкольников в условиях продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность) «СКАЗОЧКА» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Дополнительная образовательная программахудожественно - эстетической направленности (театрализованная деятельность)  «СКАЗОЧКА»для детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...