Проект "Русские мотивы"
проект по рисованию (подготовительная группа)

Проект "Русские мотивы направлен на развитие изобразительного творчества и патриотическое воспитание дошкольников в ходе знакомства с русским народным костюмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Русские мотивы"639.68 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Октябрьского района

«Детский сад № 498 комбинированного вида»

🖂 630126 г. Новосибирск, ул. Выборная 101/4     🕿 тел. и факс  269-20-05

Детско-родительский проект

Авторы:

воспитатель ИЗО высшей

квалификационной категории:

Переманова Н.И.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/110/46/110046315______14.png

музыкальный руководитель первой квалификационной категории:

Межевых Н.В.

воспитатель высшей

квалификационной категории:

Быстрова Т.П..

воспитатель высшей

квалификационной категории:

Басангова Е.М.

воспитатель первой

первой категории:

Артымук Я.А.

воспитатель:

Большакова О.М.

г. Новосибирск, 2020 г.

Паспорт проекта

Вид проекта

Патриотический, творческо-познавательный

Тип проекта

Педагогический

Участники

Дети старшей группы "Медвежата", подготовительной группы "Тигрята", родители, педагоги

Место реализации проекта

МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 498» города Новосибирска

Продолжительность

3 месяца

Сроки реализации

Декабрь 2019 - март 2020г.

Условия реализации

Детский сад как открытая, развивающая, доброжелательная, эмоционально-комфортная, увлекательная образовательная среда, построенная на уважении к личности ребенка и на демократическом, партнерском взаимодействии с ним, с другими педагогами и родителями, обеспечивающая становление личности ребенка.

Среда реализации

РППС, развивающие виды деятельности, культурно-образовательные площадки города, семейное развивающее образовательное пространство

Направления деятельности

• организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей) на основе ФГОС ДО;

• развитие конструктивного взаимодействия педагогов и родителей: повышение заинтересованности в общем деле, развитие творческой, познавательной  активности;

• совершенствование творческого взаимодействия родителей и детей.

Приоритетная образовательная область

Художественно-эстетическое  развитие, познавательное развитие.         

Интеграция образовательных областей

Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественнол-эстетическое развитие, речевое развитие.

Выход

  • Музыкальное развлечение "Весёлая ярмарка";
  • Детские мини-проекты "Русский костюм - это..";
  • Выставка творческих работ "Русские мотивы".

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. - ООН 1990 г.

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013грегистрационный № 30384).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20.05.2015г.).

  • Программа воспитания  и обучения в детском саду "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М., 2014г.

  • Устав МКДОУ д/с № 498

Используемые технологии:

                        1. Технология проектной деятельности;

                        2. Информационно - коммуникативные технология;

                        3. Технология предметно-развивающей среды;

                        4. Технология интегрированного обучения;

                        5. Личностно- ориентированные технология;

                        6. Игровая технология.

Структура проекта

1. Постановка проблемы

2. Актуальность

3. Мотивация

4. Цель проекта

5. Задачи проекта

6. Ожидаемый результат

7. I этап. Выбор темы

8. II этап. Сбор сведений

9. III этап. Выбор проекта

10. IV этап. Реализация проекта

11.Результаты работы

13.Методическое обеспечение проекта

14. Приложения

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства

Мария Мерцалова 

Постановка проблемы

        В современном российском обществе сегодня, к сожалению, наблюдается разрушение сформированных предыдущими поколениями ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство.

        Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. Молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы.

         Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России – разрушение культурного пространства.        

        Поэтому воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения – одна из актуальных проблем государства.

Актуальность

        Для развития чувства гордости за свой народ, его историю, для формирования духовного облика нации, для сохранения национального генофонда необходимо познание истоков национальной культуры.        

        Важность этого процесса отражена в федеральном законе об образовании в Российской федерации, во ФГОС ДО , а также в Указе президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегией национальной безопасности Российской Федерации"и отнесена к стратегическим национальным приоритетам.                

        С чего начинается Родина для маленького ребенка? С нежных маминых рук, ее колыбельной песни? А может быть со старого прабабушкиного сундука с дивной одеждой, с полюбившегося мультфильма  про медведя и Машу в распрекрасном  русском сарафане,?

        Во всем этом скрыты сакральные и особые культурные ценности наших предков. Заключаются они в характерных чертах нации, искусстве  традициях, и , конечно, в национальном костюме.        

        Традиционная русская одежда, по словам Д.С. Лихачева, - это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.

         Знакомство с русским костюмом, с его историей, со связанными с ним традициями и народными праздниками позволяет создавать единое культурное пространство поколений, даёт шанс детям стать его частью, зажигает искорку патриотизма в их душах, что на сегодняшний становится первостепенным.

Мотивация

        Во время подготовки новогоднего праздника, готовя костюм одного из персонажей, воспитатель привезла от бабушки из деревни старинную русскую женскую рубаху, пожелтевшую от времени,  с вышитыми крестиком узором на рукавах и украшенный лентами длинный старинный сарафан.

        Как только она развернула пакет и достала содержимое, приложив к себе перед зеркалом, дети сразу же обратили на это внимание, обступив, ощупывая удивительную и необычную одежду. После минутного затишья посыпались вопросы:" Это одежда из сказки? Почему она такая старая? Откуда она у Вас? Можно померить?".

        Пришлось объяснить, что раньше на Руси женщины так одевались. "А что носили мужчины и дети и куда они в ней ходили?", - заинтересовались ребята. "А вам интересно узнать об этом побольше?", - спросила воспитатель и получила утвердительный ответ.

        Так возникла идея начать реализацию нашего проекта "Русские мотивы".

        

Цель:

Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе знакомства с русским костюмом и традиционными народными праздниками.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • формировать патриотические чувства дошкольников;
  • формировать интерес дошкольников к русской национальной культуре;
  • формировать представление о русском костюме;
  • формировать представление о народных праздниках (Новый год, Святки, Масленица, Сорок-сороков, Вербное воскресенье, Пасха) и традициях праздничного народного костюмы;
  • знакомить с произведениями народного, изобразительного, музыкального искусства, связанными с изображением народного костюма и традиций.

Развивающие:

  • развивать самостоятельность, инициативу, творческую, познавательную активность;
  • развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на произведения музыкального, изобразительного, народного искусства;
  • совершенствовать умения в изобразительной, музыкальной деятельности;
  • развивать художественно-творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине;
  • воспитывать интерес к культуре русского костюма и народным праздникам, связанным с традицией ношения праздничного русского костюма;
  • воспитывать коммуникативные навыки.

Задачи для родителей:

  • повысить компетентность родителей по данному вопросу;
  • направить педагогический потенциал родителей на решение данной проблемы;
  • развивать творческие возможности родителей, их инициативу;
  • формировать партнерские отношения родителей с педагогами, семьями, воспитанниками в вопросах воспитания и образования детей.

Задачи для педагогов:

  • поддерживать детскую инициативу, создать атмосферу ее принятия и поддержки;
  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач в ходе организации учебно-воспитательного процесса;
  • создать условия для формирования взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей;
  •  развивать конструктивные взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • повышать педагогическую компетентность;
  • пополнять и обогащать РППС.

Ожидаемый результат

Показатели развития на этапе завершения проекта:

Дети:

  • обладают представлениями о русском национальном костюме и народных праздниках, связанных с традицией ношения праздничной, национальной одежды;
  • проявляют патриотические чувства;
  • эмоционально открываются на произведения изобразительного, музыкального искусства, художественной литературы, где присутствует образ русского костюма, называет их авторов
  • приобрели новые умениями в изобразительной, музыкальной деятельности, способны творчески подходить к изображению характерных художественные признаков предметов русского костюма в продуктивных видах деятельности, создают художественные образы, соответствующие  русским национальным костюмированным традициям, с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука;
  • обладают более высоким творческим потенциалом;
  • проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность в познавательно - творческой деятельности;
  • активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
  • обладают более высоким уровнем коммуникативных навыков.

Педагоги:

  • приобрели более высокий уровень компетентности в вопросе истории русского национального костюма и его связи с народными традициями;
  • обогатили педагогический опыт, произошёл рост профессионального мастерства;
  • проявляют рост творческой активности, инициативы в ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса;
  • обогатили РППС;
  • обогатили систему форм взаимодействия с семьёй в вопросах воспитания патриотических чувств дошкольника в ходе знакомства с русским костюмом и традициями народа.

Родители:

  • осознают важность формирования патриотических чувств у детей;
  • обладают более высоким уровнем культурно-исторических знаний по вопросам истории русского костюма, традиций народных праздников, а также обогащенным художественно-эстетическим восприятием;
  • способны транслировать и творчески передавать детям приобретенные знания.
  • проявляют  более высокую активность в воспитательно-образовательном процессе , желание быть активными его участниками.

I этап

Выбор темы

Задача:

- определиться с выбором тем для их исследования, изучения;

- составить план действий.

Что знаем

Что хотим узнать

Как можем узнать

- Была другая одежда;

- носили валенки, шубы, футболки, платья почти как сейчас, летом ходили босиком, плели косы;

- был Новый год, Масленица;

- отмечали за столом, пекли блины на Масленицу, ставили елку на Новый год, ходили за ней в лес;

- наряжались в нарядную одежду на праздники;

- делали прически.

- в чем еще ходили девочки и мальчики, взрослые;

- был ли на Новый год Дед Мороз и Снегурочка;

- какие еще есть праздники;

- как их встречали;

- где покупали одежду;

- почему сейчас такую одежду не носят;

- как сделать ее можно самим;

- где можно её увидеть.

- в книжках;

- в интернете;

- у бабушек;

- у родителей;

- у воспитателей;

- у заведующей.

II этап

Сбор сведений

Задача:

- создать условия для реализации познавательной деятельности, художественно-эстетического, социально - коммуникативного развития детей.

        Для этого была создана совместными усилиями родителей , детей и педагогов насыщенная развивающая предметно-пространственную среда:

- удовлетворяющая потребностям ребенка в познании, общении, духовном развитии в рамках реализуемого проекта;

-обеспечивающая его активность и инициативность в поиске информации;

- способствующая становлению его активной жизненной позиции, развитию творческих проявлений.

Всеми участниками образовательного процесса были подобраны и подготовлены:

1. Художественная литература:

  • Е.А.Алябьева "Сказки о старинной русской одежде", "Сказки о старинных русских праздниках";
  • Е.Осетров "Краса ненаглядная", рис.Е.Поповой;
  • Книги с иллюстрациями, изображающими героев в русском народном костюме:

рис.И.Билибина: "Морозко", "Снегурочка","Сестрица Алёнушка и боратец Иванушка", "Василиса Прекрасная", "Пёрышко Финиста Ясна-Сокола";

 рис.Е.Рачёва: "Колобок", "Журавль и цапля", "Лиса и волк", "Маша и медведь", "Рукавичка", "Петушок - золотой гребешок";

рис. В.Конашевича: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане", А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и 7 богарырях";

рис. Ю.Васнецова: "50 поросят", "Три медведя", "Лиса и петух"; "Ладушки", "Заюшкина избушка", "Волк и козлята";

рис. Т.Марфиной: рус.нар.сказка "Иван Царевич и серый волк", "Морской царь", "Заколдованная королевна", "Иван Быкович", "Волшебная рубашка"; "Птичий язык"; Ю.Коваль "Дождь в марте", "Два слова";

рис. Э. Булатова: рус.нар.сказка "Рукавичка";

рис. А. Савченко: рус. нар. сказка "Гуси - лебеди", рис. А. Савченко;

рис, Т.Шеваревой: рус.нар. сказка "Василиса Прекрасная";

рис.В.Бритвина: А.С.Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде",

рис.Л.Двининой: рус.нар. сказка "Лиса и лапоть";

рис.А Богинской: рус.нар.сказка "Пузырь, соломинка и лапоть", "Три дровосека";

  • Стихи: Н.Фомичёва "Руский костюм", А.Боане "Дедушка Мороз",А.Усачев "Масленица", В.Степанов "Масленица", Т.Лаврова "Русоволоска масленица добрая", В.Берестов "Святки", А.С.Пушкин "Птичка", А.Блок "Вербочки", А.Майков "Христос воскрес", подборка стихов про рукавичку (приложение 6), стихи о русском платке: О.Моисеева "Мамин платок", О.Чухонцев  "У посада, у посада..", Т.Подцветова "Платок"; стихи про ярмарку (приложение 7);
  • Загадки, частушки, заклички (приложение 2);
  • Пословицы и поговорки (приложение 3)

2. Репродукции картин:

В.М.Васнецов "Снегурочка"; "Иван Грозный", " Алёнушка", "Царевна - лягушка",

"Кащей бессмертный","Три царевны подземного царства", "Спящая красавица", "Иван царевич и серый волк", "Три богатыря";

В.Нагорнов: подборка репродукций "Русские красавицы";

Ф.Сычков: "Катания на масленицу"; "Русские девочки", "Варька", "Молодые ткачихи", "Дети с подсолнухами", "У церкви на пасху";

Б. Кустодиев:  "Масленица", "Ярмарка", "Катания на масленицу", "Ярмарка. Балаганы";

А. Брусилов "Девушка в узорном платке";

М. Врубель "Царевна Лебедь"

О.Денисенко "Вербное воскресение"

П.Попов "Сергей Есенин"

Н.Чуйков "Портрет сына";

П.Волков "Боярыня на санях";

Б.Ольшанский "Царевна Зима";

Н.Е.Сверчков "Выезд Ивана  Грозного";

К.А.Васильев "Садко и владыко морской";

В.И.Суриков "Взятие снежного городка";

Н.П.Богданов-Бельский "Устный счет".

3. Наборы художественных открыток :

А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богарырях", рис.Г Куркина;

Былина "Садко", рис.В.Фокеева;

Альбом "Русская народная игрушка", авторы Г.Л.Дайн, Т.Я.Шпикалова;

Альбом "Старинные открытки Сергея Соломко".

4. Книги о народных праздниках:

Л.Михеева "Русские народные праздники";

В.Г.Дмитриева "Большая книга российских праздников".

5.Книги раскрасок 

"Праздники в цвете" (Святки, Масленица, Сорок сороков, Вербное воскресенье, Пасха);

6. Дидактические игры (приложение 5);

7. Были созданы:

условия для самовыражения средствами искусства:

- материалы и оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности;

- материалы, оборудование для самостоятельной музыкальной деятельности, русские костюмы для занятий актерским мастерством, танцами;

- технические средства: телевизор, фотоаппарат, ноутбук, магнитофон.

III этап

Выбор проекта

Задача:

- помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять.

        В ходе обсуждения детьми были предложены следующие проектные решения:

  • Музыкальное развлечение "Весёлая ярмарка";
  • Детские мини-проекты "Русский костюм - это..";
  • Выставка творческих работ "Русские мотивы".

Методы и формы исследования:

- поисковая деятельность;

- моделирование проблемных ситуаций;

- обсуждение;

- наблюдение;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, открыток и другого информационного материала;

- просмотр мультфильмов, диафильмов, презентаций;

- продуктивная, музыкальная, игровая деятельность;

- экскурсии.

IV этап

Реализация проекта

Совместная деятельность педагогов и детей

Тема

РППС, созданная участниками проекта

Изо

деятельность,

Музыкальная деятельность

Художественная литература

(с упоминанием, изображением одежды и праздников по теме)

Мультфильмы, диафильмы

(с упоминанием, изображением одежды и праздников  по теме)

Познание

1-неделя

Шуба наша хороша,

не замерзнет в ней душа!

1.Выставка новогодних открыток с Дедом Морозом и Снегурочкой;

2. Выставка игрушечных Дедов Морозов и Снегурочек.

3. Мини-вернисаж:

.В.М.Васнецов.

 "Снегурочка";

"Иван Грозный;

П.Волков "Боярыня на санях";

Б.Ольшанский "Царевна Зима";

Н.Е.Сверчков "Выезд Ивана  Грозного";

4. Выставка книг по теме в книжном уголке.

5. Д/и "Разрезные новогодние открытки".

1. Рисование

по русской народной сказке "Морозко".

Полихудожественный проек:

1.В.М.Васнецов "Снегурочка";

2.Н.А.Римский-Корсаков, ария Снегурочки из оперы "Снегурочка".

1."У тебя, Дед Мороз", сл. и муз. А.А. Чугайкина;

2. «Дед мороз и валенки» сл. и муз. Л. Хисматулина;

3. «Зима пришла», сл. и муз. Л. Олиферовой;

4. Русская народная плясовая Барыня»;

5. Русская народная игра «Валенок».

1. Рус.нар.сказка "Морозко", "Снегурочка", рис.И.Билибина;

2.А.И.Одоевский "Мороз Иванович", рис. В.Конашевича.

1. "Когда зажигаются ёлки";

2. "Снегурочка"музыкальная сказка по А.Н.Островскому.

1. Беседа о традиции празднования Нового года на Руси;

2. Просмотр презентации "Что носили на Руси зимой".

2-3 неделя

Калядки в гости к нам спешат, наряжаться всем  велят

(Кокошники, косоворотки).

1. Мини-вернисаж:

В.Нагорнов "Русские красавицы";П.Попов "Сергей Есенин", Н.Чуйков "Портрет сына";

2. Выставка книг по теме в книжном уголке.

3. Д/и "Собери узор", домино "Русские промыслы", "Разложи одежду на праздничную и будничную".

1.Рисование "Кокошник", "Косоворотка" для украшения своего костюмы на Колядки.

Полихудожественный проект:

1. К.Маковский- "Боярыня у окна", П.Попов "Сергей Есенин";

2.Н.Кузнецов"Грустная минутка";

3. Н.Переманова "Вот девица у окна..." (приложение 1).

1. Слушание «Каляда», из репертуара группы «Ивана Купала»;

2.Разучивание колядок;

3.Русская народная игра «Шел козел по лесу»;

4. Русская народная плясовая «Барыня»;

5. Русская народная игра «Баба-Яга».

1. Н Фомичёва "Русский; костюм";

2.Рус.нар.сказка "Колобок", "Журавль и цапля", "Лиса и волк", "Маша и медведь", рис.Е.Рачёва

(рассматриваем кокошники, косоворотки);

3. Е.А.Алябьева "Сказки о старинной русской одежде", "Сказки о старинных русских праздниках".

1.Мультфильмы из серии   "Три богатыря";

2. "Вовка в тридевятом царстве".

1. Беседа о Калядках, традициях ношения праздничной одежды;

2. Презентация детского мини-проекта "Кокошник с секретом";

3. Беседа по истории косоворотки, кокошника,

традиции их ношения (новая рубаха в 3 года, косой ворот -чтобы крестик не выпадывал, кокошник -после замужества);

4. Традиция использования элементов Дымки, Хохломы в украшениях одежды.

5. Викторина "Узнай промысел".

4 неделя

Варежки чудесные, на Руси известные

1.Выставка варежек , рукавичек и перчаток "Варежки чудесные на Руси известные";

2. Выставка книг по теме в книжном уголке;

3. Д/и "Кто быстрее соберет пары варежек";

4. Д/и "Сложи варежку".

1. Рисование по рус.нар.сказке "Руковичка";

2. Аппликация из бумаги "Красивые варежки";

3. Аппликация из ватных дисков "Чудесные рукавички";

4. Перчатки "Митенки", (вырезание, раскрашивание).

1. Слушание: песня "Варежки", сл.Е.Шаламонова, муз. И. Черепица;

2. Русская народная игра «Поймай варежку»;

3. Игра «Волшебная рукавица».

1.Рус. нар. сказка "Рукавичка", рис. Е.Рачёва;

2. .Рус. нар. сказка "Рукавичка", рис. Э. Булатова;

3. Стихи  (М.Мишаковой, Н.Чупурровой, С.Пригоцкой, О.Оглановой, К.Кудлачёва, Ю.Симбирской о варежках

1. Беседа о истории варежки, рукавички, перчатки. Знакомство с традицией вязания девушками - невестами варежек для семьи жениха, Причем для каждого члена семьи варежки должны были быть с разными узорами и изготовлены из разного материала.

2. Просмотр презентации

5-6  неделя

На Масленицу встречаемся, красиво наряжаемся

(Платки, кушаки).

1.Выставка "Русский платок";

2. Выставка книг по теме в книжном уголке;

3. Фотовыставка "Девицы красавицы"- портреты девочек в русских платках;

4. Мини-вернисаж: А. Брусилов "Девушка в узорном платке"; М. Врубель "Царевна Лебедь"; Сергей Соломко: старинные  открытки с кушаками ; Ф.Сычков "Катания на масленицу"; Кустодиев "Масленица"

5. Выставка матрёшек.

6. Д/и : Домино "Русский костюм", "Оденем куклу в русский народный костюм", "Сложи узор".

1. Рисование по ткани "Все ребята в кушаках, а девченочки в платках";

2. Прикладное творчество, работа с тканью. "Бахрома", обработка края платка и кушака бахромой;

3.Рисование  "Царевна-лебедь";

4. Рисование "Городецкие матрешки". Полихудожественный проект:

1. А. Брусилов "Девушка в узорном платке";

2. З. Морская

"Я шали люблю
носить на плечах....";
3. Г.Пономаренко, музыка к песне
"Подари мне платок" .

* * *

1. М. Врубель "Царевна Лебедь";

2. А.С.Пушкин, отрывок из "Сказки о царе Салтане";

3. Н.А.Римский-Корсаков , 3-ье чудо - Царевна-Лебедь из оперы "Сказка о царе Салтане".

1. Русская народная игра «Гори-гори ясно»;

2. Парный танец «Хлоп правой-хлоп левой» русская народная мелодия «Подгорка»;

3."Бабушка, испеки оладушки", сл. и муз. И. Конвенан;

4. «Пришла к нам Масленица», на мотив русской народной мелодии «Ой, вставала я ранёшенько»;

5. Слушание

«Ой, блины», русская народная мелодия.

1.Рус. нар. сказка "Гуси - лебеди", рис. А. Савченко.;

2. А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане", рис. И.Билибина, В.Конашевича;

2. Стихи о платках: О.Моисеева "Мамин платок", О.Чухонцев  "У посада, у посада..", Т.Подцветова "Платок".

1. Мультфильм "Сказка о царе Салтане", "Царевна - лягушка"

1. Беседа "Русский платок, золотой завиток" по истории русского платка, знакомство с традиция ношения платков замужними женщинами и девицами. Первый небольшой платок-косынку  дарил отец примерно в 7 лет;

2. Беседа " молодцу собраться - только подпоясаться". Традиция ношения кушака, пояса мужчинами как символа чести и достоинства, разъяснение выражения "распоясался".

3. Викторина "Растолкуй пословицу"("По одёжке встречают, по уму провожают", "На чужой роток не накинешь платок", "Батюшка Покров, покрой землю платком, меня молоду платком", "Бабы бранятся, так платки с голов валятся" и др.(Приложение 3);

4. Презентация "Масленица", традиция водить хороводы, знакомство с пословицами: "Не всё коту масленица, будет и Великий пост", "Не житьё, а масленица", "Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны";

7 неделя

Кафтаны, сарафаны на Руси для всех желанны

(Кафтан, сарафан, женская рубаха, картуз, ярмолка, чёботы, порты)

1. Мини - вернисаж: В.Васенецов "Алёнушка", "Царевна - лягушка",

"Кащей бессмертный",

"Три царевны подземного царства", "Спящая красавица", "Иван царевич и серый волк", "Три богатыря";

2. Выставка в книжном уголке книг с иллюстрациями И.Билибина;

3. Открытки "Садко", рис.В.Фокеев;

4. Открытки А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богарырях", рис.Г Куркина.

4. Фотовыставка "Добры - молодцы";

5. Д/и "Подбери головной убор к сарафану", "Подбери ярмолку к кафтану".

1. Рисование по рус.нар. сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка";

2. Рисование сказке П.Д.Телешова "Крупеничка".

Полихудожественный проект:

1. В.Васнецов " Алёнушка";

2. П.И.Чайковский "Октябрь";

3. А.Кольцов "Что, дремучий лес, призадумался...".

1. Русская народная игра «Челнок», («Веселая ткачиха»);

2. Русская народная игра «Дударь»;

3. Русская народная песня «Ай лю-ли, гости к Дашеньке пришли».

1.Рус. нар. сказка "Сестрица Алёнушка и боратец Иванушка", "Василиса Прекрасная"(завеса), рис. И.Билибина, Т.Шеваревой;

2. А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и 7 богарырях", рис.В Конашевича.

1. "Садко" диафильм;

2. "Как Садко гусляр гостей созывал";

3. "Вещий сон" ( о сапогах-скороходах)

1.Беседа "Из истории костюма",

Традиция "впрыгивания" в сарафаны, юбки-панёвы, порты;

2. Презентация детского мини-проекта "Русский сарафан";

3. Презентация детского мини-проекта "Древняя обувь";

4. Просмотр презентации "Куклы - мотанки";

5. Отгадывание загадок про предметы русского костюма (приложение 2).

8 неделя

Девице и молодцу украшения к лицу

1. Мини - вернисаж "Русские красавицы", Владислав Нагорнов;

1. Рисование. Портрет "Моя мама - русская красавица";

2. Лепка из соленого теста "Бусы в подарок";

3. Прикладное творчество, "Перстенёк из фольги ".

Полихудожественный проект:

1. В.Нагорнов "Русская красавица";

2. Г.Пономаренко "Я назову тебя зоренькой";

3.Н.Переманова "Русская красавица, дивная краса.." (приложение 1).

1. Русская народная игра «Клубок ниток»;

2.Русская народная хороводная игра «В сыром бору тропина».

1. Н.Абрамцева "Бусы";

2. Б.Петров "Сказка про три сережки";

3. И.Юрская "Сказка про кошечку";

4. Л.Фомичева "Стихи про русский костюм".

1.Диафильм  "Чудодейное колечко"

1. Презентация детского мини-проекта "Старинные украшения;

2."Просмотр презентации "История украшений на Руси";

3. Конкурс загадок об одежде.

9 неделя

Весну встречаем, наряды обновляем!

(Юбка-понёва, фартук-завеса)

1. Книжный уголок: Ю.Васнецов "Три медведя", "Ладушки", "Заюшкина избушка", "Пятьдесят поросят", "Волк и козлята";

2. Выставка дымковских барышень и кавалеров, фотографий с их изображением;

3. Д/и «Разложи последовательно (мужская и женская одежда)». "Домино народные промыслы"

1. Рисование. Дымковская барышня;

2. Рисование "Дымковская ярмарка"(барышни, кавалеры);

4. Рисование по ткани "Фартуки", "Кушаки".

Полихудожественный проект:

1. И.Широкова "Мастерица Дымковской игрушки";

2. П.И.Чайковский  "Декабрь";

3. Н.Переманова "В Дымково" (приложение 1).

1. Русская народная игра «Прянична доска»;

2 Русская народная игра “У

Маланьи, у старушки»;

3. Заклички весны «Ой кулики, жаворонушки».

1.Рус.нар.сказка "Пёрышко Финиста Ясна-Сокола"(панёва, фартук), рис.И.Билибина;

2. Е.Осетров "Краса ненаглядная", рис.Е.Поповой;

3. Рус.нар.потешки, песенки, рис. Ю.Васнецова

1.М/фильм "Вернулся служивый домой", персонажи в стиле дымковских игрушек.

1. Беседа о весеннем празднике "Сорок сороков", традиции выпекания жаворонков, пения весенних закличек; традиции водить хоровод;

2. Беседа по истории фартука, юбки - панёвы, традиции "впрыгивания" в юбку;

3. Традиция лепки игрушек в слободе "Дымково" по мотивам народной одежды

10  неделя

Вербное воскресенье. Пасха.

(Лента - очелье)

1. Книжный уголок: выставка иллюстраций Т.Марфиной;

2.Мини - вернисаж: Ф.Сычков "У церкви на Пасху", О.Денисенко "Вербное воскресение";

3. Д/и "Угадай костюм по описанию", "Разложи одежду последовательно", "Кто больше назовёт предметов одежды по репродукции О.Денисенко "Вербное воскресение", Ф.Сычкова "У церкви на Пасху".

1. Рисование по стихотворению А.С.Пушкина "На волю птичку отпускаю"(лента-очелье);

2. Аппликация "Очелье";

3. Пластилинография  "Праздничный кулич";

Полихудожественный проект:

1.Рис. Б.Гущина к диафильму "Детство Пушкина";

2.Н.Сапрыкин "Родина", орк.рус.нар.иструментов;

3. А.С.Пушкин "Птичка";

***

1. О.Денисенко "Вербное воскресение";

2. А.Блок"Вербочки";

3. М.Минков "Мальчики да девочки".

1 Русская народная хороводная игра «Змейка с воротиками»;

2. «Со вьюном я хожу» русская народная хороводная песня;

3.Хоровродная игра «Мак-маковистый»;

4. Слушание

«Лапти, да лапти» русская народная песня.

1.Е.А.Алябьева "Сказка о старинных русских праздниках";

2. Рус.нар.сказка "Странствия Вавилы-скомороха", "Иван Быкович", "Иван-Царевич и серый волк", рис. Т.Марфиной;

3. Л.Фомичева "Стихи про русский костюм".

1. Беседа о традиции отпускать птиц на волю в праздник Пасхи, традиция нарядно одеваться, праздновать вербное воскресенье;

2. Презентация детского мини-проекта "Головные уборы на Руси".

11-12 неделя

Ярмарка к нам идет , всем веселие несёт!

мурмолка, лапти, чеботы

1. Мини вернисаж Б.Кустодиев "Ярмарка", "Масленица", "Ярмарка. Балаганы", Л.Русов "Скоморохи", В.ВАснецов "В костюме скомороха;

2. Д/и коврограф "Веселая полянка" с элементами народного костюма, "Домино. Русский костюм", "Оденем куклу в русский костюм",

" Раскрась костюм по своему"

1. Рисование "Весёлые скоморохи"(мурмолка с бубенцами, лапти);

Полихудожественный проект:

1.Б.Кустодиев "Ярмарка. Балаганы";

2.Рус.нар."Коробейники";

3. Л.Арвачёва "Ярмарка" (Приложение 7).

1. Русская народная игра «Золотые ворота»;

2.Разучивание песни «На ярмарке», сл. и муз. Е. Шаламоновой;

3. Слушание «Камаринская», русская народная мелодия;

4.«Ярмарка», исполняет Фолк-группа "Мирослава».

1. Стихи о ярмарке (Приложение 7);

2 А.С.Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде", рис.В.Бритвина;

3. Р/н интерактивная сказка "Лиса и лапоть", Рис.Л.Двининой, "Пузырь, соломинка и лапоть", рис.А Богинской,  "Три дровосека";

4. С.Левтова "Пляши, скоморох".

1. Мини-спектакль "Сказка про скомороха и немца";

2.Диафильм "Пляши, скоморох"

3.Диафильм "Чудесные лапоточки"

4.Диафильм "Чудесные лапоточки"

5.Мультфильм "Три панька на ярмарке".

1. Презентация "Ярмарка на Руси", традиция проведения ярмарок,;

2. Традиция на ярмарке играть в народные игры (приложение 8);

3. Знакомство с профессией "Коробейник";

4. Презентация детского мини-проекта "Лапти-лапоточки"

5.Просмотр презентации "Эх, лапти мои", знакомство с пословицами и поговорками о лаптях;

5. Д/ф "Русские народные городские увеселения XIX века" (ярмарка..)

Развлечение "Весёлая ярмарка"

Самостоятельная деятельность детей:

- самостоятельная музыкальная, продуктивная, театрализованная деятельность детей в уголке изобразительной (в том числе раскрашивание раскрасок), музыкальной, театрализованной деятельности;

- рассматривание информационных материалов, выставок, экспозиций;

- наблюдения;

- обсуждения;

- организация дидактических игр.

Совместная деятельность педагогов и родителей

- анкетирование родителей (приложение 9);

- информирование родителей о ходе проекта;

- индивидуальные беседы о ходе проекта;

- консультирование по изготовлению мини-проектов;

- организация и проведение мастер-классов "Дед Мороз. Лепка из соленого теста", "Русская кукла - мотанка", "Масленица. Пластилинография";

- организация экскурсии в "Музей сказок";

- организация экскурсии в Новосибирский государственный художественный музей;

- консультации для родителей:

         "Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их к историческим и культурным ценностям";

        "Русский праздник Новый год. Русский костюм в традиции празднования Нового года",

        "Знакомим детей с народными праздниками. Рождество. Масленица.",

        "Праздник Сорок сороков. Лепим вместе жаворонков из солёного теста"

        "История варежки",

        "Что нужно знать о русском платке",

        "Русские украшения" (приложение 10);

- изготовление дидактических игр;

- изготовление костюмов,;

- подготовка к праздникам, участие в праздниках.

Совместная деятельность детей и родителей

- подбор информации, материалов для создания РППС;

- изготовление мини-проектов:

        "История русского костюма", "Древняя обувь", "Русский сарафан", "Кокошник", "Лапти-лапоточки", "Головные уборы на Руси", "Старинные украшения", "Фартук", "Кушак", "История варежки";

- изготовление дидактических игр;

- родительский мастер класс для детей "Чудо-варежка";

- родительский мастер класс для детей "Лепим жаворонков к празднику Сорок-сороков";

- участие в праздниках;

-организация семейных выходов в театры, кинотеатры с просмотром спектаклей, мультфильмов, художественных фильмов по теме проекта;

- организация участия в народных праздниках, организуемых на других культурно-образовательных площадках.

Результаты работы над проектом

Дети:

- усилился интерес к совместной деятельности;

- стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- стали активно анализировать, обобщать, высказывать свою точку зрения;

- проявляют патриотические чувства;

- стали более любознательны, инициативны, стали проявлять организаторские способности;

- обладают более высоким уровнем знаний о русском костюме и народных праздниках (Новый год, святки, масленица, сорок-сороков, вербное воскресенье, Пасха);

- обладают более высоким уровнем художественно-эстетического восприятия;

- обладают более высоким уровнем развития изобразительной, музыкальной деятельности и художественного творчества.

Данные результаты отражены в мониторинге (приложение 11);

- на основании материалов проекта приняли участие в творческих конкурсах:

        Зубарева Дарина - Лауреат I степени (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов",  рисунок  "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка");

        Жумабекова Сауле - Лауреат I степени (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов",  рисунок  "Моя мама - русская красавица");

        Шпехт Лера - I место (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов",  рисунок  "Дымковская слобода");

        Гонтаренко Вика - Лауреат I степени (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов",  рисунок  "Снегурочка");

        Волчихина Алиса - Лауреат I степени (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов",  рисунок  "Скоморох на ярмарке");

        Варвянская Яна - Лауреат I степени (Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Созвездие талантов",  рисунок  "Крупеничка");

        Жумабекова Сауле - I место (Всероссийский и международный дистанционный центр творчества "Конкурс-дети", образовательный портал www.konkurs-kids.ru, рисунок "По сказке "Морозко");

        Галкин Роман - I место (Всероссийский и международный дистанционный центр творчества "Конкурс-дети", образовательный портал www.konkurs-kids.ru, рисунок "По стихотворению А.С.Пушкина "Птичка");        

        Группа "Тигрята" на основании материалов проекта cприняла участие в  ХIII смотре-конкурсе художественной самодеятельности "Радуга талантов" в номинации "оригинальный жанр", проводимом ФГБОУ ОО НГПУ;

         (приложение 12).

Родители: D:\мои документы1\картинки к занятиям изо\прозрачная.png

- повысили свою педагогическую компетентность в вопросах патриотического воспитания детей;

- повысили свой культурно-исторический, художественно-эстетический уровень по вопросам истории русского костюма, традиций народных праздников;

- стали активными, инициативными участниками воспитательно-образовательного процесса;

- повысилась мотивация родителей к совместной познавательной, творческой, исследовательской деятельности.

Педагоги:

- повысилась творческая,  педагогическая активность и инициативность педагогов в ходе организации взаимодействия с детьми и родителями;

- повысилась профессиональная компетентность педагогов;

- произошло обогащение РППС;

- воспитатели группы "Медвежата" Большакова О.М. и Басангова Е.М. награждены грамотой за участие в смотре-конкурсе развивающих пособий к коврографу "Умная полянка" на основании материалов проекта;

- Музыкальный руководитель Межевых Н.В. на основании материалов проекта награждена дипломом за участие в  ХIII смотре-конкурсе художественной самодеятельности "Радуга талантов" в номинации "оригинальный жанр", проводимом ФГБОУ ОО НГПУ;

- воспитатель изобразительной деятельности Переманова Н.И. награждена на основании материалов проекта дипломами Всероссийского творческого конкурса для детей и педагогов "Созвездие талантов",  за подготовку победителей конкурса в номинации "Рисунок" и дипломами Всероссийского и международного дистанционного центра творчества "Конкурс-дети", образовательный портал www.konkurs-kids.ru, за профессиональную и качественную подготовку победителей III Международного творческого конкурса "Новогодняя сказка" и "Пасхальная радость";

- в качестве распространения педагогического опыта в газете департамента образования мэрии г.Новосибирска, ГЦРО "Дошкольный вестник" (декабрь 2019) была опубликована статья Перемановой Н.И. "Русские традиции народного костюма";

- расширились рамки возможного использования метода проектирования в воспитательно-образовательном процессе.

Вывод:

        Считаем, что погружение в русскую национальную культуру в ходе реализации проекта позволило не только активно формировать интерес дошкольников к русской национальной культуре, но и самим детям почувствовать себя более уверенно в данной теме, что позволяет им идти в детский сад с еще большей радостью и интересом в ожидании новых открытий, интересных мероприятий и своей востребованности в общем деле.

        Приобщаясь к культурно-историческим ценностям, дошкольники смогли прикоснуться к истории русского костюма, связанного с традиционными народными праздниками, стать их реальными участниками, ощутить связь времен, что внесло еще одну лепту в формирование их гражданской позиции и чувства любви к своей прекрасной Родине - России.

Методическое обеспечение проекта

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, 2015.;
  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.;
  • Н.М.Мерцалова "Поэзия народного костюма" - М.:Издательство "Молодая гвардия", 1988.;
  • О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным окружением», подготовительная группа. – М. Мозаика Синтез, 2016.;
  • Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова "Патриотическое воспитание детей 4-6 лет" - М.:Творческий центр Сфера, 2007.;
  • И.В.Богачева и др. "Мое Отечество - Россия" - М: Издательство ГНОМ и Д, 2005.;
  • В.И.Натарова и др."Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств" - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.;
  • Е.Л.Алябьева "Исторические сказки. Беседы о жизни людей в разные времена" - М.:ТЦ Сфера, 2020.;
  • Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Патриотическое воспитание дошкольников /Научно-практическая конференция [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1;
  • Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
  • Е.П.Маркова, К.А.Самолдина "Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников".- Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2007.;
  • О.А.Соломенникова «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством» - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2008.;
  • Н.А.Астафьева "Дошкольникам о художниках детской книги" - М.: Просвещение, 1991.;
  • Серия "Искусство - детям": "Городецкая роспись", "Дымковская роспись". "Хохломская роспись";
  • Н.А.Курочкина "Знакомим детей с живописью. Сказочно-былинный жанр" - Санкт-Петербург: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.
  •  Л. В. Суровяк, Н.А. Тарасевич «Заинька во садочке» - Новосибирск: Книжица. 2004.;
  •  «Календарные народные праздники» - Барнаул: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Барнаульский государственный педагогический колледж", 2015.;
  •  «Народная игра- забава, радость, красота» - Барнаул: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Барнаульский государственный педагогический колледж", 2009.;
  •  И.А.Новоскольцева, И.М.Каплунова «Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Старшая группа» - Санкт-Петербург: Издательство "Композитор", 2009;
  • И.А.Новоскольцева, И.М.Каплунова «Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подготовительная группа» - Санкт-Петербург: Издательство "Композитор", 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре. Степ - аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки "Теремок". Средняя группа.

Нетрадиционное занятие с использованием сказочного сюжета и применением современного спортивного инвентаря - степов и фитболов. Занятие  можно проводить как на физкультурных занятиях, так и в кру...

Содержание работы кружка тестопластики "Кубанские мотивы"

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения ребенка к миру декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народного творчества  способствует воспитанию у д...

Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Развлечение старший возраст "Волшебный компас" по мотивам по мотивам сказочной повести Памелы Трэверс "Мэри Поппинс"

Волшебный компас, или Путешествие вокруг света - увлекательное путешествие со сказочными героями из сказкипо  мотивам сказочной повести Памелы Трэверс "Мэри Поппинс" для детей от пяти лет....