Методы и приемы обучения изобразительной деятельности или первые шаги в рисовании
статья по рисованию

Дмитриева Ирина Евгеньевна

Дети по своей природе художники, но чтобы развить их способности нужно без принуждения, постепенно шаг за шагом, открывать им мир изобразительного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_obucheniya_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности

или первые шаги в рисовании.

В первую очередь нужно разобраться, что такое метод и что такое приемы обучения и чем они отличаются друг от друга.

  • Метод обучения - это путь достижения цели; способ передачи и усвоения знаний, умений и навыков напрямую связанный с целью занятия.
  • Прием обучения - составная часть или отдельная сторона метода направленна на решение узкой (вспомогательной) задачи.

Традиционная классификация методов (по источнику знаний)

  • Наглядный (образ):
  • Наблюдение
  • Образец
  • Рассматривание отдельных предметов
  • Показ приемов изображения
  • Рассматривание картин, репродукций
  • Тестовые рисунки
  • Моделирование
  • Показ детских работ в конце занятия

  • Словесный (слово)
  • Беседа
  • Использование образов худ литературы
  • Указания и пояснения
  • Вопросы
  • Напоминание
  • Объяснение

  • Практический(опыт)
  • Упражнения
  • Совместные действия («рука в руке»)
  • Экспериментирование
  • Игровые методы

При выборе метода необходимо учитывать: цели и задачи обучения, возрастные особенности и знания детей. Специфику вида деятельности.

Принципиальные отличия одних методов и приёмов от  других,  их положительные и отрицательные стороны.

Занятия для детей 2-3 лет значительно отличаются от занятий с детьми других возрастных групп, так как в этом возрасте существуют жесткие ограничительные рамки по возрасту. В этом возрасте дети еще не умеют держать карандаш, кисточку, поэтому помощь педагогу нетрадиционные техники рисования.

Примеры техник рисования

Ожидаемый результат

Пальчиковые краски, оттиски ладошек или стоп

Осознанное отношение к собственному телу.

Тычки, примакивание, оттиски

Развитие воображения и мелкой моторики.

Создание эскизов и рисунков традиционным способом

Целенаправленное развитие художественных навыков.

Важно не только заинтересовать ребенка рисованием, но и правильно организовать рабочий процесс. Кроме того, обучение должно быть последовательным. Нельзя ставить перед ребенком сложные задачи без детального объяснения инструкций к ним. Оптимальный вариант сочетания приемов – это начало движения от простых, интуитивно понятных движений в зарисовках к более сложным, помогающим изобразить объемные элементы.

Пальчиковые краски – альтернатива гуаши и акварели

Во время первых занятий следуют ограничить количество цветов, предлагать 1-2 краски. Первые занятия не должны длиться более 10 мин. Вариантами изображения могут быть отпечатки рук, проведение линий пальцем.

Восковыми мелками, карандашами

Чтобы научиться работать с ними, понадобится освоить определенные навыки. Желательно выбирать трехгранные карандаши среднего диаметра.

Необходимо правильно подобрать сюжет для рисунка, чтобы ребенок смог увидеть результат работы.

Рисование тычком

Метод тычка – это нетрадиционная техника рисования, которая получила широкое распространение при работе с детьми 2-3 лет. Для занятий подбирают простейшие сюжеты и объясняют поочередность действий ребенку.

Чтобы нарисовать солнышко, понадобится альбомный лист, ватные палочки и желтая краска. Сначала педагог намечает на листе овал, который нужно закрасить, затем методом демонстрации, когда рука ребенка находится в руке взрослого, показывает, что нужно делать.

Палочку обмакивают в краску и короткими тычками-точками заполняют поле. По мере того, как ватная палочка теряет рабочие качества, ее меняют на новую палочку.

Примакиванием

Примакивание – еще одна нетрадиционная техника, которая хорошо подходит для занятий с детьми возрастной группы от 2 до 3 лет. К ней можно приступать после того, как ребенок получил первые знания о красках и держании кисти в руке.

Процесс состоит из нескольких этапов:

Сначала кисть обмакивают в баночку с краской.

На кончик кисти аккуратно набирают краску.

Кисть прислоняют к бумаге, но не проводят линию, а сразу убирают кисть в сторону.

Результатом работы становится след от кисточки. С помощью взрослого педагога ребенок 3 лет может самостоятельно заполнить такими следами предоставленный ему эскиз. Каждый след получается разным, это зависит от количества набранной на кисточку краски.

Штампами, отпечатками пальцев и ладоней

Штампы и отпечатки – это интересный подход к рисованию, который нравится всем детям без исключения. Он не требует особых навыков работы с кистями или карандашами. Для осуществления задачи понадобится любой материал, способный оставить отпечаток на бумаге.

Штампы можно сделать самостоятельно. Фактурный след на бумаге оставляют кусочки дерева, половинки фруктов или овощей, текстильные материалы. Сначала нужно подготовить материалы для занятия. . Обычно штампирование или создание отпечатков так нравится малышам, что взрослому человеку остается только наблюдать за процессом и помогать устранять мелкие нарушения.

Рисование с малышами – полезное и увлекательное занятие. Для детей в возрасте от 2 до 3 лет рисование выглядит как один из приемов игры. Малыши еще не готовы воспринимать творческую деятельность как обучение, но при этом они с радостью осваивают основные навыки рисования и овладевают новыми умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.

План Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника.  Классификация методов обучения.  Методика использования приемов обучения в разны...

Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха...

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как впрочем и любого другого, во многом зависит от удачного использования методов и приемов. В связи с этим обратимся в данном параграфе к рассм...

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как впрочем и любого другого, во многом зависит от удачного использования методов и приемов. В связи с этим обратимся в данном параграфе к рассм...