Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ
статья

Рогулина Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5

Методы и приемы обучения

изобразительной деятельности в ДОУ

                                                                                       Выполнила воспитатель

                                                                                       Рогулина Н.Н.

                                                                                       

Солнечногорск

"Я могу рисовать как Рафаэль,

 но мне понадобится вся жизнь,

дабы рисовать так,

как рисует ребeнок"

Пабло Пикассо

          Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как впрочем и любого другого, во многом зависит от удачного использования методов и приемов. Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, я считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое  воспитание. Это направление в развитии детей мне очень близко, так как я сама художник и в душе тоже. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.

           Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей. Прежде всего, изучила литературу, освещающую использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности дошкольников.

          Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

            Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.

В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей;

- развитие детского творчества;

- приобщению к изобразительному искусству.

           Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Поэтому целью моей работы является: развитие изобразительной деятельности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

      Развитию изобразительной деятельности в детском саду отводится большая роль. Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционные способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

         Основой опыта являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направленные на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

В своей работе использую программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:

- принцип сезонности;

- принцип системности и последовательности;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности;

- принцип интереса;

- личностно – ориентированного подхода к ребенку;

- активности, контролируемости, индивидуального подхода.

Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, у ребенка формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в получении хорошего результата.

НОВИЗНА ОПЫТА

        Предлагаемый опыт направлен на формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду средствами нетрадиционных техник рисования.

         Подобрала и изучила литературу, содержащую нетрадиционные виды деятельности. Составила план работы, взяв за основу разработки нетрадиционного рисования Р. Г. Казаковой. Занятия стали интересны и полезны, потому что происходят в необычной обстановке.

        Изобразительная деятельность детей с нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние, способствуя активизации творческого воображения дошкольников.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель: развивать изобразительную деятельность дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

•Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.

•Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов и композиций.

•Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.

      Для успешного развития изобразительной деятельности создала эстетическую развивающую среду, постепенно включаю в этот процесс ребят.

Приобретаем изобразительные материалы, собираем «бросовый» материал, обогащаем наглядными пособиями.

Формы работы с детьми:

Основной формой работы является:

- подгрупповые занятия,

- индивидуальная деятельность,

- общая организационная деятельность,

- свободная.

С детьми младшего возраста использовала техники:

- рисование пальчиками,

- оттиск печатками,

- рисование ладошками,

- рисование жесткой полусухой кистью,

- рисование манкой и др. крупами.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1393581885.jpg                       http://www.maam.ru/upload/blogs/c3617f8fc7b19cc4104ffe1bce7052e4.jpg.jpg

С детьми среднего возраста:

- тычок жесткой полусухой кистью,

- печать поролоном,

- печать пробками,

- восковые мелки + акварель,

- свеча + акварель,

- отпечатки листьями,

- рисунки из ладошки,

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают более трудные методы и техники:

- рисование песком, солью,

- мятой бумагой,

- кляксография с трубочкой,

- монотипия обычная,

- монотипия пейзажная,

- пластилиновая живопись,

- витражными красками на пленке, на стекле,

- перламутрового акрила и теста,

- граттаж,

- использование смешанных техник.

http://inza-sad4.ucoz.ru/img/Kartinki/vospitateli/risovanie.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-226146-1408012752.jpghttp://img4.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-07-08/12366.jpg

В своем опыте использую игры с пластикой форм:

- цвет (теплый, холодный; светлый, темный,

- линия (ломаная, прямая и др.,

- контраст (по тону, цвету,

- ритм (линии, штрихи) .

На занятии важно активизировать внимание:

- сюрпризный момент (приходит герой, отправиться в путешествие) .

- просьба о помощи,

- музыкальное сопровождение,

- сказки, стихи, загадки.

Содержание

     Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.

       Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных технологий, которые мы с детьми постепенно осваиваем.

Развивая изобразительную деятельность современными нетрадиционными средствами у детей развиваются:

- мелкая моторика рук и тактильное восприятие;

- пространственное ориентирование на листе бумаги;

- внимание и усидчивость;

- изобразительные навыки и умения: наблюдательность, эстетическое     восприятие, эмоциональная отзывчивость;

- формируются навыки контроля и самоконтроля.

Основные этапы изобразительной деятельности

На 1 этапе – знакомлю детей с данным материалом.

На 2 этапе - практическом ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом.

На 3 этапе – анализ результатов.

      Перед нашим детским учреждением стоит задача: вырастить не только здоровыми и крепкими людьми, но и – обязательно – инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу, за которое бы они взялись. Главное не тормозить развитие, а помогать детям раскрывать изобразительные способности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

       Организация совместных творческих выставок – конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.

В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами :

7

-повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;

-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;

-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;

-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;

-могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;

-дают оценку результатам своей деятельности;

-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.

      Маленькие школьники часто отказываются рисовать, объясняя свое настроение простой фразой: «Я плохо рисую». Взрослым стоит задуматься, почему 7-8-летний ребенок уже вынес самому себе такой приговор. Виной всему правила обучения, которые с раннего возраста сопровождают ребенка, и сравнения с другими, лучшими работами сверстников. «Держи карандаш правильно», «Не размазывай краски», «Почему ты вылез за черту»,

«Посмотри, как у Алеши хорошо, а у тебя плохо» – так формируется комплекс неполноценности и неуверенность в себе.

Но рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.

Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и кофе. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы.

Список использованной литературы

1.Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Наглядно-методическое пособие для практических  работников ДОУ и родителей.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-108с.,ил.,цв.вкладка.

2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.

3.  Иванова О.Л. , Васильева И.И.. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с. — (Вместе с детьми).

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

6. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

7. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов ТРИЗ в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье показана роль теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста, охарактеризованы основные приемы, применяемые в работе с дошкольниками...

: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.

План Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника.  Классификация методов обучения.  Методика использования приемов обучения в разны...

Методы и приемы театрализованной деятельности

Театр поучает так,как этого не сделать толстой книге.Вольтер          Театрализованная деятельность является важнейшим средством р...

Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду

консультация для молодых специалистов "Методы и приемы проведения НОД по рисованию "1. Виды НОД по рисованию: предметное рисование; сюжетное рисование.2. Примерный план конспекта НОД  по рис...

Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."

Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии  данных процессов....

Педагогический совет «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ».

laquo;МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ДЕТСКОМ САДУ»...