Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5
Методы и приемы обучения
изобразительной деятельности в ДОУ
Выполнила воспитатель
Рогулина Н.Н.
Солнечногорск
"Я могу рисовать как Рафаэль,
но мне понадобится вся жизнь,
дабы рисовать так,
как рисует ребeнок"
Пабло Пикассо
Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как впрочем и любого другого, во многом зависит от удачного использования методов и приемов. Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, я считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Это направление в развитии детей мне очень близко, так как я сама художник и в душе тоже. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.
Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей. Прежде всего, изучила литературу, освещающую использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности дошкольников.
Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением и если их не развивать, то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщению к изобразительному искусству.
Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Поэтому целью моей работы является: развитие изобразительной деятельности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
Развитию изобразительной деятельности в детском саду отводится большая роль. Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционные способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Основой опыта являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направленные на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
В своей работе использую программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:
- принцип сезонности;
- принцип системности и последовательности;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности;
- принцип интереса;
- личностно – ориентированного подхода к ребенку;
- активности, контролируемости, индивидуального подхода.
Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, у ребенка формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в получении хорошего результата.
НОВИЗНА ОПЫТА
Предлагаемый опыт направлен на формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду средствами нетрадиционных техник рисования.
Подобрала и изучила литературу, содержащую нетрадиционные виды деятельности. Составила план работы, взяв за основу разработки нетрадиционного рисования Р. Г. Казаковой. Занятия стали интересны и полезны, потому что происходят в необычной обстановке.
Изобразительная деятельность детей с нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние, способствуя активизации творческого воображения дошкольников.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель: развивать изобразительную деятельность дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
•Знакомить детей с современными нетрадиционными материалами и их возможностями в изобразительной деятельности.
•Формировать умения и навыки детей в использовании необычных материалов для создания выразительных художественных образов и композиций.
•Развивать у детей цветовосприятие, воображение, чувства ритма и композиций.
Для успешного развития изобразительной деятельности создала эстетическую развивающую среду, постепенно включаю в этот процесс ребят.
Приобретаем изобразительные материалы, собираем «бросовый» материал, обогащаем наглядными пособиями.
Формы работы с детьми:
Основной формой работы является:
- подгрупповые занятия,
- индивидуальная деятельность,
- общая организационная деятельность,
- свободная.
С детьми младшего возраста использовала техники:
- рисование пальчиками,
- оттиск печатками,
- рисование ладошками,
- рисование жесткой полусухой кистью,
- рисование манкой и др. крупами.
С детьми среднего возраста:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном,
- печать пробками,
- восковые мелки + акварель,
- свеча + акварель,
- отпечатки листьями,
- рисунки из ладошки,
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают более трудные методы и техники:
- рисование песком, солью,
- мятой бумагой,
- кляксография с трубочкой,
- монотипия обычная,
- монотипия пейзажная,
- пластилиновая живопись,
- витражными красками на пленке, на стекле,
- перламутрового акрила и теста,
- граттаж,
- использование смешанных техник.
В своем опыте использую игры с пластикой форм:
- цвет (теплый, холодный; светлый, темный,
- линия (ломаная, прямая и др.,
- контраст (по тону, цвету,
- ритм (линии, штрихи) .
На занятии важно активизировать внимание:
- сюрпризный момент (приходит герой, отправиться в путешествие) .
- просьба о помощи,
- музыкальное сопровождение,
- сказки, стихи, загадки.
Содержание
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.
Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных технологий, которые мы с детьми постепенно осваиваем.
Развивая изобразительную деятельность современными нетрадиционными средствами у детей развиваются:
- мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- пространственное ориентирование на листе бумаги;
- внимание и усидчивость;
- изобразительные навыки и умения: наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость;
- формируются навыки контроля и самоконтроля.
Основные этапы изобразительной деятельности
На 1 этапе – знакомлю детей с данным материалом.
На 2 этапе - практическом ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом.
На 3 этапе – анализ результатов.
Перед нашим детским учреждением стоит задача: вырастить не только здоровыми и крепкими людьми, но и – обязательно – инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу, за которое бы они взялись. Главное не тормозить развитие, а помогать детям раскрывать изобразительные способности.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Организация совместных творческих выставок – конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.
В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами :
7
-повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников;
-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;
-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
-могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;
-дают оценку результатам своей деятельности;
-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.
Маленькие школьники часто отказываются рисовать, объясняя свое настроение простой фразой: «Я плохо рисую». Взрослым стоит задуматься, почему 7-8-летний ребенок уже вынес самому себе такой приговор. Виной всему правила обучения, которые с раннего возраста сопровождают ребенка, и сравнения с другими, лучшими работами сверстников. «Держи карандаш правильно», «Не размазывай краски», «Почему ты вылез за черту»,
«Посмотри, как у Алеши хорошо, а у тебя плохо» – так формируется комплекс неполноценности и неуверенность в себе.
Но рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.
Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и кофе. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы.
Список использованной литературы
1.Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-108с.,ил.,цв.вкладка.
2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.
3. Иванова О.Л. , Васильева И.И.. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с. — (Вместе с детьми).
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
6. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
7. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приемов ТРИЗ в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
В статье показана роль теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста, охарактеризованы основные приемы, применяемые в работе с дошкольниками...
: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.
План Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника. Классификация методов обучения. Методика использования приемов обучения в разны...
Методы и приемы театрализованной деятельности
Театр поучает так,как этого не сделать толстой книге.Вольтер Театрализованная деятельность является важнейшим средством р...
Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду
консультация для молодых специалистов "Методы и приемы проведения НОД по рисованию "1. Виды НОД по рисованию: предметное рисование; сюжетное рисование.2. Примерный план конспекта НОД по рис...
Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."
Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии данных процессов....
Педагогический совет «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ».
laquo;МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ»...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ...