Самообразование педагога
консультация по рисованию (средняя группа)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как работать раскрасками | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Раскраска как уникальное средство развития
мелкой моторики рук дошкольников
Кто из детей не любит рисовать, разрисовывая все, что попадается под руку - папины бумаги, стены, двери, себя самого.
Раскрашивание картинок – это не только интересное, но и полезное занятие. В первую очередь, раскраски предназначены для тренировки детских пальчиков, для развития мелкой моторики, раскраски помогают готовить детскую руку к письму.
Впервые, раскраски для детей появились в 1879 года в США под названием The Little Folks’ Painting Book, что дословно переводится как «Книга рисования для маленьких людей». Автором раскраски был писатель, детский иллюстратор Кейт Гринвей. В России раскраски появились в конце XIX века, это были так называемые необычные книжки с картинками, которые надо раскрасить.
Раскраска — это черно-белое графическое изображение, контур какого-либо предмета или явления.
Раскраски также помогают детям развивать дисциплинированность в себе, так как во время раскрашивания им приходится заниматься однотипной и монотонной работой. Такие занятия помогают развивать самостоятельность и аккуратность, потому что, после окончания занятий, за собой следует все убрать и разложить по своим местам.
Проанализировав раскраски и рисунки детей, я заметила, что есть существенная разница между дошкольниками, которые занимаются в дополнительных кружках по художественно-эстетическому развитию и теми воспитанниками, которые не посещают такие тематические кружки.
Ребенок занимающийся дополнительно, (в кружке) умеет пользоваться своим воображением, придумывает различные сценарии и создает свои собственные сюжеты. Дети, занимающиеся в кружке, хорошо ориентируются на листе бумаги, раскрашивают картины по контурам, четко и детально.
Работы детей, которые не посещают кружок по художественно-эстетическому развитию не доведены до конца, неравномерно раскрашены все части рисунка.
Для того чтобы выяснить и исправить данную ситуацию, я провела опрос для родителей, на тему «Определение интереса к раскрашиванию и творчеству».
По итогам опроса выяснилось, что родители вне детского сада не уделяют должного внимания творческому развитию ребенка, и не занимаются с ним дома. Зачастую, у детей нет материалов для рисования и нет свободного доступа к материалам для творчества. А также родители покупают раскраски и альбомы, не задумываясь о желании детей и не учитывая возрастные особенности ребенка.
Актуальность
Таким образом, развитие мелкой моторики рук у дошкольников является одним из важных аспектов развития ребёнка. Особое внимание необходимо уделять данному аспекту во время предшкольной подготовки, так как при низком уровне сформированности мелкой моторики рук у ребенка возникают трудности при обучении к письму.
Гипотеза
В результате целенаправленной и системной работы по развитию мелкой моторики рук с помощью раскрасок, дети приобщаются к художественному творчеству, дисциплине и в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыкам письма.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у дошкольников, с помощью раскрасок.
Задачи
- Формировать навыки ручной умелости, познакомить детей разными видами раскрасок;
- развивать навыки художественного творчества детей, вырабатывать зрительную память и внимание;
- воспитывать самостоятельность, терпение и пополнить предметно-развивающую среду.
Планируемые результаты
- Умение ориентироваться на листе бумаги, раскрашивают равномерно;
- при работе раскрашиваниями накапливается практический опыт ребенка;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды и создание многоразовых раскрасок в группе;
- родители имеют представления о пользе и выборе раскрасок;
- увеличение числа выпускников ДОУ, продолжающих обучение в кружках, учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (сентябрь)
1. Изучение методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме;
2. Разработка содержания проекта.
3. Планирование предстоящей работы
II этап – основной (октябрь – апрель)
наблюдения, рассматривание работ, беседы с родителями, выбор различных раскрасок по данной теме
1. Создание условий, способствующих развития мелкой моторику рук для детей старшей группы
2. Формирование навыков организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – завершающий
Презентация проекта, выставка работ детей. (апрель-май)
Участники проекта: дети старшей группы, родители.
Срок реализации: 1 год.
Вид проекта: информационно-творческий.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из эффективных методов для развития мелкой моторики является игры для развития мелкой моторики и выбор раскраски.
Дети любят отдавать предпочтения тематическим раскраскам, например: девочки любят раскраски для девочек, с, куколок, цветочков и т.п., а мальчики- раскраски для мальчиков, с машинками, самолетами и т.д. Девочки, раскрашивая принцесс, любимых героинь сказок и милых зверьков – учатся чувству стиля и аккуратности.
Мальчики же, с помощью раскрасок для мальчиков – изучают технику и все, что с ней связано, увеличивают свои знания об окружающем мире и пополняют словарный запас.
При занятии с раскрасками, можно также разучивать с ребенком буквы, цвета, фигуры и цифры. Раскрашивание помогает ребенку почувствовать свою ведущую руку и научиться управлять ею.
При раскрашивании важно соблюдать несколько правил:
- Спинку держим прямо, не наклоняя в какую-нибудь сторону;
- раскраска должна лежать прямо перед ребенком, в одной руке – карандаш, а другой необходимо поддерживать лист альбома;
- кисть руки, держащая карандаш, не должна быть напряжен и не должна висеть в воздухе или над бумагой.
Чем раскрашиваем? Раскрашиваем только цветными карандашами! Фломастеры не дадут нужной нагрузки для развития мелкой моторики пальцев рук. Но от 5 лет и старше, хорошими навыками раскрашивания, управляются с карандашами, красками, фломастерами, мелками.
Покупая раскраску для своего малыша, учитывайте 4 основных момента: возраст и уровень умения пользоваться карандашом и другими материалами.
Бумага должна быть белая и плотная, чтобы не протыкалось карандашом при сжатии, наличие обучающих и развивающих компонентов. И главное учитывать интерес ребенка.
Карандаш нужно держать тремя пальцами – большим и средним, придерживая сверху указательным – не слишком близко к отточенному концу. Сильно нажимать на карандаш не нужно – это приведет к быстрой усталости кисти руки от чрезмерного напряжения.
В ходе моего наблюдения можно проанализировать работы детей те, кто посещают кружки. Раскраски раскрашивают аккуратно, подбирают цвета по тематике рисунка, рисуют равномерно.
Было выявлено, что из 23 воспитанников 1 ребенок отсутствовало по состоянию здоровья.
Раскрашивает хорошо – 9 детей;
раскрашивают средне – 6 детей;
раскрашивают плохо –7 детей.
Детям, у которых хороший результат работы, интересны сложные, комплексные рисунки, состоящие из разных предметов, раскраски с заданиями, лабиринтами. Не забываю и об уровне сложности заданий.
Детям, у которых средний и ниже среднего, даем задания и раскраски, предназначенные для детей младшего возраста и четким разрисованным контуром. Важно заинтересовать каждого ребенка, помочь ему стать уверенным, самостоятельным. Хочется отметить, что раскраски с картинками, которые соответствуют интересам и увлечениям ребёнка, привлекают наибольшее внимание.
Обязательно похвалите детей в конце работы. Обсудите работу, что понравилось Вам, что понравилось ребенку, было ли трудно, что можно исправить в следующий раз.
Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Своими руками создали раскраски многоразового использования.
Сначала мы распечатали картинки по возрасту детей. Потом за ламинировали каждую страничку. Теперь можно смело рисовать и стирать рисунок. Еще мы протестировали несколько видов фломастеров и поняли, что лучше всего на этой раскраске рисовать маркерами для белой доски. Теперь рисунок можно раскрасить, если что-то не получится или не понравится стереть влажной салфеткой или специальной тряпкой. Эта раскраска получилась не только многоразовой, но и не дорогой.
В дальнейшем я хочу изучать методику Буянова Ольги., Грачева Марии. «Главную книгу мастера- фантазера»
Это не обычная книга для рисования. В ней нет контуров, которые требуется обвести, чтобы получился рисунок, здесь недостаточно просто намочить бумагу кисточкой или закрасить готовую картинку фломастерами. Чтобы рисовать в этой книге, нужно обладать воображением. И тогда ты легко превратишь гусеницу в бабочку, познакомишь симпатичное чудовище с подружкой, украсишь ёлку и пальму и сделаешь из мухи слона. Можно пользоваться не только фломастерами, карандашами и красками, но и мелками, белой замазкой.
Работа за дидактическими играми осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально.
Работа с родителями.
- Опрос для родителей «Определение интереса к раскрашиванию и творчеству»
- Советы по организации творческой работы детей дома.
- Беседа с родителями «Выбираем раскраски для детей старшего дошкольного возраста»
- Консультации и буклеты «Давайте учиться раскрашивать», «Правило раскрашивания», «Умная раскраска».
- Изготовление книжки-раскраски «Создание многоразовой раскраски»
- Обогащение центра творчества дидактическими и пальчиковыми играми.
Не секрет, что после раскрашивания раскраски, альбомы никак не используются, а просто выбрасываются, как мусор. Очень часто дети переносят свое увлечение раскраской на иллюстрации в книгах для чтения.
Может быть, отсюда западает в душу ребенка зерно небрежного отношения вообще к книгам?
Чтоб не было таких случаев, я работы детей собираю. Перед проведением родительских собраний, выставляю раскраски, альбомы, рисунки детей. По окончании учебного года, творческие работы детей передаю родителям.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада до конца учебного года, мы должны добиваться поставленной цели.
Список литературы
- Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей / Виленчик С.И.// -№3.- 2004.
- Буянова О. М., Грачева М. А. Главная книга мастера-фантазера
- Гаврилова, С.Е. Уроки для дошколят/ Гаврилова С.Е., Галанов А.С., Кларина Л.М.// – 2005.- М.:ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС». – 287с.
- Интернет ресурсы.
- Бабушкины сказки.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечек» комбинированного вида с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва.
Самообразование
Тема: «Раскраска, как уникальное средство развития
мелкой моторики рук дошкольников»
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна
Педагогический стаж:29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ»...
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....