Конспект занятия "Золотая хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Широкова Марина Сергеевна

Для того, чтобы вызвать интерес к различным видам народного декоративно-прикладного искусства, необходимо выбрать соответствующий материал. «Золотая хохлома» рисование в старшей группе — это урок, который воспитывает эстетическое отношение к бытовой культуре и не только. Детей с раннего возраста нужно учить замечать художественные элементы для определения специфики «Золотой хохломы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohloma.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: «Золотая хохлома».



Цель: продолжать знакомить с Хохломской росписью.

Задачи:

Образовательные: учить видеть элементы узора (листок, ветка, ягода, травка). Учить различными приемами кисти рисовать растительные декоративные элементы хохломской росписи.

Развивающие: развивать цветовое восприятие, чувства ритма, творческое восприятие, наблюдательность, способность замечать характерные особенности росписи.

Воспитательные: воспитывать в детях любовь к народному творчеству.

Оборудование: натуральные предметы, вода, баночки, гуашь, кисти, тряпочки, шаблоны, иллюстрации.

Ход: Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю Вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову Вас я?

- Дети, перед вами на столе предметы. Нужно расставить их по росписям (Гжель, городец, дымка, хохлома).

- Почему вы так их соединили? (Дымка сделана из глины, на белом фоне узоры – круги, волнистая линия, точки. Гжель – фарфор. На белом фоне голубой краской).

- А это что за предметы? (Ковш, миски, ложки).

- Из какого материала они сделаны? (Из дерева).

- Какого цвета фон? (Черный, красный, желтый или золотой).

-Почему их используют? (Красный – предает мягкость и красоту. Желтый – золото. Черный – усиливает сияние).

- Как называется центральная линия? (Завиток).

- Что располагается на завитке? (Цветы, листья, ягоды).

- Что потом? (Оживка).

- Как называется эта роспись? (Хохломская роспись).

- Вы хотите узнать откуда пришла к нам эта роспись? (Да).

- Тогда послушайте

Хохлома – это маленькая деревушка. Жил в этом селе мастер на берегу реки Хохломки и делал посуду. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня нет такой посуды? Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько не искали, не смогли найти чудо – мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе засверкали «золотом» чашки и ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая Хохлома».

- Так готовили посуду в давние времена. Сейчас готовят изделия по-другому, но все равно это самая красивая роспись.

- Сначала мастер вырезал из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется. Вместо дорого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисуют затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, нарядной, с красочным рисунком.

- Сегодня мы с вами будим рисовать узоры хохломской росписи. Но сначала нам надо немножко отдохнуть.

Физминутка: (следуя словам выполняем движения)

Раз – поняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

- У каждого из вас есть посуда, я предлагаю вам расписать ее своими близкими сердцу узорами. Это будит настоящее творчество. Как правильно рисовать. Кисть держим тремя пальцами почти вертикально; затем рисуем слегка изогнутую ветвь; на ней рисуем листочки и ягодки; после – травку, завитки.
- Назовите главное правило при составлении узора? (Элементы узора должны располагаться ритмично. На одинаковом расстоянии, повторяя элементы ритмично).

Дети рисуют.

- Какие получились замечательные работы.

- Какую роспись мы рассматривали?

- Какие цвета используют мастера?

- Как называется центральная линия?

- Повторите главное правило при составлении узора?

- Какое настроение вызывает хохломская посуда?

Наше занятие закончено. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Хохлома"

Цели: актуализировать знания учащихся о хохломской росписи; научить рисовать элементы хохломской росписи, формировать понятия об орнаменте; развивать образное представление; воспитывать патриоти...

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...