«Как рисуют на ткани»
проект по рисованию (подготовительная группа)
Проект дает возможность понять основы росписи по ткани. Приобрести знания, умения и навыки в создании творческих работ в технике холодного батика. Он направлен на приобщение детей к ручному труду. Формирование умения проявлять познавательную и творческую инициативу. А также проект направлен на установление новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ulyana_lebedinskaya.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»
Номинация: «Лучший познавательный проект»
Проект по теме:
«Как рисуют на ткани»
Автор проекта:
Лебединская Ульяна
Руководитель проекта:
Воспитатель
Тюгаева Светлана Викторовна.
г. Нижневартовск, 2020
Содержание.
I.Аннотация………………………………………………………………………….2
1. Актуальность
2. Практическая значимость
3. Результат
II.Паспорт проекта………………………………………………………………….3
III.План работы……………………………………………………………………..4
IV.Описание работы………………………………………………………………..5
1. История возникновения батика
2. Виды батика и способы росписи ткани
3. Основные техники холодного батика
4. Создание творческой композиции. Этапы работы.
V.Конечный результат……………………………………………..........................9
VI.Список используемых ресурсов……………………………………………….10
Приложение
Аннотация.
Проект дает возможность понять основы росписи по ткани. Приобрести знания, умения и навыки в создании творческих работ в технике холодного батика. Он направлен на приобщение детей к ручному труду. Формирование умения проявлять познавательную и творческую инициативу. А также проект направлен на установление новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
Актуальность.
Наше общество развивается очень стремительно. Мы стали чаще пользоваться робототехникой, облегчая себе жизнь, и совсем стали забывать ручной труд. Мы пользуемся предметами быта, носим на себе обувь и одежду, сделанную машинами из непонятных и порой опасных материалов. Люди забывают историю своей страны, своих предков, многие не знают о промыслах и ремеслах существовавших на Руси, о людях обладающих неисчерпаемыми знаниями, умениями в изготовлении разнообразных вещей берущих свое начало от природы.
Каждый хочет быстро получить результат, например, зайти в магазин, купить подарок и подарить. И совсем не важно, понравится ли он людям или нет. Как говорится в пословице «Дареному коню в зубы не смотрят».
А ведь это совсем не так. Очень приятно создавать вещи своими руками, из натуральных материалов, придуманных не человеком, а природой. Вкладывать в них свою любовь, тепло, самые хорошие и позитивные мысли, дарить их родным и близким людям.
Практическая значимость заключается в том, что информация, представленная в проекте, систематизирована и адаптирована для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги могут использовать ее в рамках дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста.
Результатом проекта станет выставка творческих работ выполненных в технике холодный батик.
Паспорт проекта
Тема проекта | «Как рисуют на ткани» |
Образовательная область | Художественно-эстетическое развитие |
Цель | Изучить технику росписи по ткани, выяснить, в чем кроется её секрет, и попробовать изготовить творческую композицию своими руками. |
Задачи | 1.Изучить историю возникновения батика. 2.Познакомиться с видами батика, возможностью использования предметов, изготовленных в технике батик, в быту. 3.Освоить один из основных способов росписи ткани (Холодный батик). 4.Выполнить творческую композицию в технике холодный батик. 5.Организовать выставку творческих работ. |
Вид проекта | Исследовательско - творческий проект |
Сроки реализации | 2.5 месяца. |
Конечный результат (продукт) | Выставка творческих работ. |
План работы.
Этапы реализации проекта | Содержание работы |
Первый этап - подготовительный мотивационный (11.01– 29.01) | 1.Проблемная ситуация 2.Постановка вопросов для активизации деятельности ребенка
|
Второй этап - основной (01.02 – 25.03) | 1.Изучить историю возникновения батика. - Рассматривание иллюстраций в книгах; - Поиск информации в интернете; - Экскурсия в библиотеку 2.Познакомиться с видами батика, возможностью использования предметов, изготовленных в технике батик, в быту. - Поиск информации в литературе; - Экскурсия в магазин тканей - Экскурсия в магазин по продажам изделий выполненных в технике батик - Посещение мастер-класса, наблюдение за мастерами по росписи ткани, уточняющие вопросы к участникам мастер-класса касающиеся использования материалов и инструментов, необходимых для данного вида творчества. - Просмотр видео курсов для начинающих. 3.Освоить один из основных способов росписи ткани (Холодный батик) - Экспериментирование с красками и тканью. - в процессе изучения техники, создание разнообразных творческих композиций. - оформление экспериментальных образцов. 4.Выполнить творческую композицию в технике холодный батик. - Поэтапное выполнение творческой работы. |
Третий этап - итоговый (28.03 – 30.03) | 5.Организовать выставку творческих работ. - Подарить открытки, изготовленные в технике батик, сотрудникам детского сада. |
Описание работы.
Однажды в детском саду, одеваясь на прогулку, дети заметили у меня красивый платок на шее. Я сказала, что сама не только его сшила, но и нарисовала на нем цветы, и уточнила, что такое рисование на ткани называется – батик. После прогулки ко мне подошла Ульяна и попросила платок, чтобы поближе его рассмотреть. Она сказала, что дома попробует нарисовать такой же, и завтра принесет нам показать.
На следующий день я спросила у неё, где же платок? – У меня ни чего не получилось! – сказала Ульяна.
Тогда я поинтересовалась, как она его делала?
История создания платка была следующая. Когда Ульяна пришла домой, и сказала, что будет делать батик, она попросила маму, чтобы та дала ей какой-нибудь белый кусочек ткани. Мама удивилась и спросила, что это такое и сможет ли она это сделать. Ульяна объяснила маме, что батик это когда рисуют на ткани, а раз она на бумаге умею рисовать, то и на ткани тоже сможет.
Мама постелила на стол клеенку, сверху на нее положила ткань, Ульяна взяла акварельные краски, воду, кисти и приступила к работе.
Когда она прикоснулась кистью к ткани, то поняла, что краска ложится не так, как ей хочется. Она начала расплываться в разные стороны. Разноцветные краски начали смешиваться между собой. Ульяна решила, что, просто краска слишком жидкая.
Тогда мама принесла ей еще кусочек ткани. Он взяла гуашевые краски, решила воду больше не использовать, и в надежде на то, что теперь у неё все получится, начала рисовать. Но опять что-то пошло не так. Из-за того, что краска была слишком густая, она ложилась не ровно, комочками, ткань под кисточкой постоянно пыталась куда-то сбежать. У нее ни чего не получалось. Она показала мне образцы своих неудачных, первых платочков. (Приложение I рис. 1)
Теперь Ульяна знала, что можно рисовать на ткани, но возникла проблема: как сделать качественный рисунки на ткани, какими красками нужно рисовать, что нужно делать, чтобы краски между собой не смешивались, кто придумал рисовать на ткани, существуют ли разные способы рисования на ткани. Вопросов много. Нужно найти ответы. Я предложила Ульяне не отчаиваться и спросила, хотела бы она, чтобы ее платочки получались такими же красочными, аккуратными, как у меня? Она ответила да. Я захотела Ульяне в этом помочь и задала главный вопрос. – А что нужно для этого?
Мы поставила перед собой цель: изучить технику росписи по ткани, выяснить, в чем кроется её секрет, и попробовать изготовить творческую композицию своими руками.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
1.Изучить историю возникновения и развития батика.
2.Познакомиться с видами батика, возможностью использования предметов, изготовленных в технике батик, в быту и способами росписи ткани.
3.Освоить один из основных способов росписи ткани.
4.Выполнить творческую композицию в технике батик.
5.Организовать выставку творческих работ.
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
- экскурсии;
- наблюдение;
- просмотр видео курсов для начинающих
- посещение мастер-классов
- анализ информационного материала, сравнение его с результатами собственных наблюдений;
- изучение техники выполнения росписи практическим способом;
Чтобы в доступной форме раскрыть тему, удовлетворить познавательный интерес и обогатить творческий способности Ульяны, я привлекла к работе над проектом родителей девочки.
Дома, совместно с родителями, рассматривая книги о Батике, предложенные мной, используя интернет ресурсы, Ульяна нашла информацию о происхождения этого ремесла. Она узнала, что: Батик принадлежит к основным видам декоративно-прикладного искусства. Своими корнями батик уходит в далекое прошлое.
Batik - индонезийское слово, где bа – «хлопчатобумажная ткань», а -tik - «точка» или «капля». Батик - это технология окрашивания и украшения ткани.
Сходив в библиотеку с мамой, из Большой Советской Энциклопедии Ульяна узнала, что «Батик» основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом, с последующим окрашиванием в баке или тампонами. Основной отличительной особенностью батика считается так называемое «резервирование», когда на ткань наноситься определенный состав с целью сохранения и выделения цвета узора или фона».
Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском».
В России батик появился примерно в 20-е годы прошлого столетия, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса.
Это древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства. (Приложение I рис. 3,4)
Виды батика.
Сходив с мамой в магазины, где продают батик, посетив мастер-класс, Ульяна выяснила, что существует большое разнообразие предметов, которые изготавливаются в технике батик и широко используются в быту: (одежда, аксессуары, шторы, подушки, покрывала, скатерти, открытки, шкатулки, ширмы для свечей, декоративные рамки, картины, )
Так же она узнала, что существует несколько видов батика:
горячий батик
холодный батик
узелковый батик
свободная роспись тканей
- «Горячий батик» - основан на применении разогретого резервирующего состава или воска, ограничивающего растекаемость краски по полотну. (Приложение I рис.5)
- В начале прошлого столетия в России создали резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. (Приложение I рис.6)
- В «Узелковом батике» орнамент создается с помощью завязывания множества узелков и последующего окрашивания ткани. (Приложение I рис.7)
- «Свободную роспись» придумали в Китае. Мастера не использовали резервирующий состав, и их кисть свободно скользила по ткани. (Приложение I рис.8)
Я объяснила Ульяне, какой вид батика является самым доступным для работы детям ее возраста. И поэтому мы выбрал технику «Холодный батик».
Освоение техники холодного батика.
Изучив теорию по технике батик, мы перешли к практическому освоению одного из способов росписи ткани. Техника «холодный батик» очень удобна для работы дома, так как более проста и безопасна, однако она требует определённых знаний и умений.
В процессе наблюдений, а потом, самостоятельно расписывая ткань, Ульяна выяснила, какие требования к инструментам и материалам необходимо выполнять, какие технические приёмы нужно знать и соблюдать, чтобы работа получилась красивой.
- Ткань должна быть из натуральных шелковых или хлопчатобумажных волокон.
- Работу нужно делать, закрепив ткань на деревянном подрамнике.
- Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянную трубочку с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части.
- Вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли.
- Краски для росписи в технике батик – жидкие. Они хорошо растекаются по ткани, смешиваясь между собой. Основное различие красок состоит в способе их закрепления на ткани. Одни краски нуждаются в закреплении паром, другие достаточно прогладить утюгом.
- Для работы в технике «холодный батик» необходим резерв. Он представляет собой раствор резинового клея в очищенном бензине. Этот резерв подходит для работы с любыми типами красок.
- Без чего невозможно обойтись при росписи ткани, так это кисти. Кисти лучше взять мягкие – белка, колонок. Минимум три штуки. Можно использовать и синтетические кисти, выпускаемые специально для росписи ткани. (Приложение I рис.9)
Работая в технике батик, очень важно выполнять правила безопасности:
1. Необходимо пользоваться фартуком и одноразовыми перчатками, так как краска для росписи ткани очень стойкая и не отстирывается.
2. Используя в работе горячий пар или электрические приборы, необходимо быть аккуратными, чтобы не получить ожог.
3. Работать необходимо в проветриваемом помещении, так как резерв в своем составе содержит бензин.
Создание творческой композиции: этапы работы.
Приближался праздник – Международный женский день. Ульяна попросила меня помочь изготовить салфетку для своей мамы, используя технику «Холодный батик». Создавая композицию, Ульяна работала поэтапно:
Этап 1. Натянула ткань на подрамник, используя специальные кнопки для шелка с тонкой длинной ножкой. Шелк должен быть натянут как барабан.
(Приложение II, рис. 1)
Этап 2. Нарисовала на ткани контур будущей работы с помощью мягкого карандаша четкими непрерывными замкнутыми линиями. (Приложение II, рис.2)
Этап 3. Обвела с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтёки и кляксы. Линия должна быть выразительной, чёткой, ровной, равномерной, непрерывной. (Приложение II, рис.3)
Этап 4. Дала подсохнуть нанесенным линиям резерва, проверила их целостность. (Приложение II, рис.4)
Этап 5. Приступила к росписи. Приготовила краски разной насыщенности. В работе использовала растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начала со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписывала в самом конце. По окончании работы оставила ее до полного высыхания. (Приложение II рис.5)
Этап 6. Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром. (Приложение II рис.6)
Этап 7. После закрепления цвета, оформлю края изделия бахромой, как салфетку, и от всей души подарю своей маме. (Приложение II рис.7 )
Конечный результат.
Знакомство с таким видом декоративно – прикладного искусства, как батик, впечатлило Ульяну. Целью нашей работы было – создать творческую композицию в технике батик, предварительно изучив происхождение, способы росписи ткани. Литературные источники и интернет ресурсы помогли ей в выполнении теоретической части работы. Занятия по росписи ткани, под моим руководством способствовали достижению цели.
Изучив теорию и практику батика, Ульяна пришла к следующим выводам:
Сегодня это древнее и удивительно многообразное искусство занимает достойное место среди других видов декоративного творчества.
Батик - сложный, трудоёмкий и прекрасный вид искусства, достойный лучших выставочных залов. Ему можно и нужно учиться.
Картины с ручной росписью в технике батик, подушки, занавесы, абажуры можно использовать в интерьере, вещи, выполненные в технике батик, могут стать великолепным памятным подарком. Предметы одежды в технике батик достойны восхищения.
Детские работы Ульяны – это начало творческого пути.
И продуктом ее исследования стала мини выставка работ в детском саду, в которую вошли следующие предметы: набор открыток, салфетки, платочки, диванные подушечки. Выставку посетили не только ребята нашего детского сада, но и их родители, а также сотрудники детского сада. (Приложение II рис. 8)
Список используемых ресурсов.
- Абрамова О.А. Искусство батика для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010.
- Давыдов С. Г. Батик: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия. – Москва, АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2010 г.
- Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — Проф. издательство М.: 2001 г.
- Терешина Г.В. Батик своими руками. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
- Большая советская энциклопедия, под. ред. Вавилова С. И. Издание 3-е, 1977.
- Видео курсы. Мастер-классы Сергея Давыдова.
- «Роспись по шелку. Техники»
- Батик по шелку. «Городской пейзаж».
- «Роспись по шелку. Натюрморт»
- «Роспись по шелку. Незамкнутая графика»
- Батик по хлопку «Натюрморт»
- Интернет:
http://ibud.ua/ru/statya/batik-shibori-100955
http://www.livemaster.ru/topic/31581-uzelkovyj-batik-on-zhe-shibori-on-zhe-taj-daj
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разные, разные ткани» Занятие по ознакомлению со свойствами тканей в старшей группе
«Разные, разные ткани» Занятие по ознакомлению со свойствами тканей в старшей группе...
Проект один день из жизни детского сада в старшей группе по теме «Ткани всякие нужны, ткани всякие важны»
Дети старшей группы в течении всего дня изучают разные виды тканей в различных видах деятельности....
Консультация для родителей и воспитателей доу "Рисуем на рельефной ткани"
Экспериментируйте и фантазируйте! Творческих вам удач!...
Мастер-класс "Рисуем на ткани"
Для старших дошкольников представлен мастер-класс по нетрадиционной технике рисования на ткани....
Проект Формирование представлений о свойствах и качествах ткани у детей среднего дошкольного возраста «Ткани разные нужны, ткани разные важны»
laquo;Ткани разные нужны, ткани разные важны»...
Статья о нетрадиционной технике рисования в дошкольном образовании – батик «Рисующая ткань»
Статья о нетрадиционной технике рисования в дошкольном образовании – батик «Рисующая ткань»...
"Как рисуют на ткани"
Проект дает возможность понять основы росписи по ткани. Приобрести знания, умения и навыки в создании творческих работ в технике холодного батика. Он направлен на приобщение детей к ручному труду. Фор...