Кружок по нетрадиционной технике рисования в младшей группе: «Весёлая акварелька»
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)
Кружок по нетрадиционной
технике рисования
в младшей группе:
«Весёлая акварелька»
(срок реализации 1 год)
Возраст детей с 3 до 4 лет
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э.Успенский
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Тема: Формирование художественного мышления и нравственных качеств младших дошкольников через нетрадиционные техники рисования.
Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними.
Задачи:
*формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования.
*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям).
*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка:
Два занятия в неделю по 15 минут.
Дети в возрасте 3-4 лет, посещающие детский сад.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности.
Общее количество занятий в год -28.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года,
Количество детей 19 человек
Срок реализации: 1 год
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
«точечный рисунок»;
печатание листьями
монотипия;
мыльными пузырями;
солью;
рисование свечой;
тампонирование;
рисование жесткой кистью (тычок);
оттиски штампов различных видов;
рисование по мокрой бумаге;
рисование путем разбрызгивания краски;
кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
рисование на полиэтиленовой пленке;
рисование вилкой;
«граттаж»
Перспективный план кружковой работы.
ТЕМА | ТЕХНИКА | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | СРОК |
1. «Осеннее дерево» | Рисование пальчиками | Ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается. | 7.09 |
2. «Мухомор» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | 14.09 |
3. «Украшение тарелки» | Техника обрывание | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования | 21.09 |
4. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» | Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком | 28.09 |
5. «Букет из осенних листьев».
| Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. | 5.10 |
6. «Жёлтые листья летят». | Рисование ладошками.
| Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | 12.10 |
7. «В море корабли» | Рисование мыльными пузырями и аппликация | Познакомить с техникой выдувания мыльных пузырей на лист бумаги. Развивать чувство композиции, продолжать учить аккуратно наклеивать детали. | 19.10 |
8. «Облака»
| Рисование по мокрому листу, тампонирование. | Продолжать учить использовать технику рисования по сырому фону, развивать чувство ритма, воспитывать аккуратность. | 26.10 |
9. Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | Рисование техникой тычкования | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | 09.11 |
10. «Цыпленок» | Скатывание бумаги | Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. | 16.11 |
11. «Украшение чайного сервиза» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | 23.11 |
12. «Аквариум» | Рисование солью | Учить работать с солью и клеем, развивать умение рисовать новыми способами, учить создавать декоративную композицию. | 30.11 |
13. «Снежные комочки»
| Рисование тычком жёсткой кистью
| Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | 07.12 |
14. «Весёлый снеговик» | Рисование манкой. | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Учить заполнять контур крупой манкой. Развивать чувство композиции. | 14.12 |
15. Елочка пушистая, нарядная | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование вилкой | Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование вилкой. Развивать чувство ритма. | 21.12 |
16. «Снежинки». | Свеча + акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | 28.12 |
17. «Птицы клюют ягоды»
| Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. | 11. 01 |
18. «Украшение чайного сервиза» | Рисование ватными палочками, тампонирование | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | 18.01 |
19. «Кляксография» | Рисование с помощью клякс | Познакомить детей с новым видом рисования-кляксографией. Развивать воображение, прививать интерес к использованию рисования, развивать цветовосприятие, профилактика психо-эмоционального напряжения. | 25.01 |
20. «Каша-сила наша» | «Точечный рисунок» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование ватными палочками. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | 01.02 |
21.Открытка на диске | Рисование печатками | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | 08.02 |
22. «Мои рукавички» | Печатание пробкой | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | 15.02 |
23. «Кораблик для папы» | Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | 22.02 |
24. «Цветы для мамы» | Рисование ладошками, пальчиками, печатками. | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. | 01.03 |
25. «Дерево» | Рисование на полиэтиленовой пленке | Научить детей с помощью пленки создавать композицию, развивать цветовосприятие. | 15.03 |
26. «Сиреневый букет» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | 22.03 |
27. «Платочек для бабушки»
| Рисование пальчиками, печатками, ватными палочками | Совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками, печатками. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. Воспитывать любовь к близким. | 29.03 |
28. «Овечка»
| Рисование пальчиками | Закреплять умение детей наносить ритмичные мазки указательным пальчиком. Учить соблюдать границы изображения. Стимулировать желание закончить рисунок, дополнив его деталями | 05.04 |
29. «Ракета» | Граттаж, трафареты. | Упражнять детей в применении трафаретов для создания рисунков, закреплять умение создавать изображение с помощью «выцарапывания» на фоне. | 12.04 |
30. «Бабочка» | Рисование ватными пальчиками, тампонирование | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | 19.04 |
31. «Весенняя полянка» | Монотипия | Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой – монотипия. | 26.04 |
32. «Цветочки на лужайке» | Разбрызгивание | Учить детей правильно и аккуратно использовать разбрызгивание краски при помощи щётки, ориентироваться на листе бумаги. Развивать чувство цвета, эмоции и фантазии, мелкую моторику рук, речь. | 10.05 |
33. «Солнышко» | Рисование по мокрому листу пальчиками. | Познакомить детей с новой техникой рисования - «рисование по сырому фону», развивать цветовосприятие, желание создавать интересные рисунки. | 17.05 |
34. «Одуванчик» | Выдувание
| Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | 24.05 |
35. «Ночь и звезды» | Рисование восковыми мелками и акварелью | Развивать чувство композиции. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | 31.05 |
Список используемой литературы:
“Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
“Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
И.А.Лыкова Цветные ладошки
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по нетрадиционному рисованию в младшей группе "Весёлый дождик"
ТЕМА :"Весёлый дождик"...
Конспект НОД по рисование во второй младшей группе «Весёлые матрёшки».
Цель: Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность. Упражнять детей в создании образа предмета. Закрепить навыки аккуратного рисования. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспита...
Кружок во 2 младшей группе «Весёлые краски»
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной ...
Кружок в младшей группе "Весёлые пальчики" 2016-2017гг.
Цель кружка:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, н...
Кружок по нетрадиционной технике рисования в младшей группе: «Весёлые краски»
Кружок по нетрадиционной технике рисования в младшей группе: «Весёлые краски»...
Кружок в первой младшей группе «Весёлые пальчики»
Кружок 1 м ладшая группа "Весёлые пальчики"...
Кружок в первой младшей группе «Весёлые пальчики»
Кружок по развитию речи в первой младшей группе "Весёлые пальчики"....