Статья на тему:" Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми раннего возраста"
статья по рисованию

Шахбазова Розанна Анатольевна

В данной статье представлены материалы, полезные для работы воспитателей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rozanna.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Автор: Шахбазова Розанна Анатольевна

Должность: Воспитатель

Место работы: МБДОУ № 79 «Аистенок»

Нетрадиционные техники выполняют важную функцию формирования самооценки дошкольника. Социально–экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно–воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов

Существует множество разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести учащихся за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.

Задачами работы с нетрадиционными техниками рисования являются:

• развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• развитие изобразительных навыков и умений;

• развитие наблюдательности, внимания и усидчивости;

• развитие эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Метод нетрадиционных техник–поисково-конструктивный, наглядный, практический, с использованием игрового, наглядно–практического приема творческой активной деятельностью.

Средства для достижения цели зависят от выбранной формы и метода рисования[1].

В каждом возрасте предпочтительны свои определенные нетрадиционные техники рисования

В своей работе, с детьми 2-3 лет я использую следующие нетрадиционные техники:

Пальчиковая и ладоневая живопись.

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: пятно, фантастические силуэты, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик или прижимает ладошку, ступню ноги и др. к штемпельной подушке, пропитанной нужного цвета краской, в емкости, или окрашивает «нужную» часть тела кисточкой и далее делает отпечаток на бумаге. Рисуют разными пальчиками, разными руками и/или ступнями, окрашенными в разные цвета. После работы гуашь вытирают салфеткой, затем смывают проточной водой. Указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Есть еще одна причина: иногда тематика просит детскую ладошку или пальчик.

Цель: научить ребенка пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми.

Развивает: цветовое восприятие, чувство композиции, моторику рук и ног, воспитывает аккуратность[2].

Пенная живопись

Содержание: в соответствии с замыслом ребенка.

Средства выразительности: цветные пузырьки.

Материалы: плотная бумага, цветная вода (вода  гуашь разных цветов), жидкое мыло или шампунь, губка, оргстекло с обработанными краями или пластиковая дощечка.

Способ получения изображения: ребенок (сначала раствор готовит взрослый, с 6 лет ребенок может готовить раствор самостоятельно) добавляет в воду мыльный раствор, несколько раз отжимает в нем губку, этой же губкой собирает пену на стекло и сверху накладывает белый лист бумаги, аккуратно разглаживая ее, затем лист снимает. Фон для таких тем, как «Подводное царство», «Под голубыми небесами» «Море» готов.

Развивает: чувство цвета, творчество, воображение, фантазию.

Печать листьями

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, свежие листья разных пород деревьев.

Способ получения изображения: ребенок прижимает лист к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу или другую подготовленную поверхность. Для получения другого цвета штемпельная подушка и печатка меняется.

Развивает: чувство ритма, симметрии, композиции.

Рисование жёсткой полусухой кистью

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть (щетина), гуашь, бумага любого цвета, формата и/или вырезанные силуэты пушистого и/или колючего животного.

Способ изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Развивает: чувство композиции, чувство ритма.

Штампование (оттиск печатками)

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: форма, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, самодельные (или готовые) «печатки».

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку нужной формы (круглой, треугольной, прямоугольной) к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу или другую подготовленную поверхность. Для получения другого цвета или формы штемпельная подушка и печатка меняются.

Развивает: чувство ритма, симметрии, композиции[3].

Нетрадиционные изобразительные техники- это эффективное средство изображения, включающее новые художественно–выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечивать наибольшую выразительность образа в творческой работе, что бы у детей не создавалось шаблона.

Список используемых источников

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. С 37
  2. [Электронный ресурс]: https:// www.maam.ru/  Методические рекомендации для педагогов «Содержание занятий с использованием нетрадиционных техник изображения». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. [Электронный ресурс]:  Дата обращения 10.12.2022
  3. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/ Рисование с использованием печаток и оттисков.  Дата обращения: 12.12.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста.

Стендовый доклад."Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста".Нетрадиционное рисование - это толчек к развитию творческого воображения, проявление самос...

«Чудо-ладошки» - нетрадиционные техники рисования в работе с детьми раннего возраста

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми раннего возраста

Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятный для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для этого условия....

Консультация на тему: "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация на тему:"Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста"...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми  раннего возраста"...

Статья на тему: "Виды нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"

Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания, а нетрадиционные техники рисования   для раннего возраста -  это способы рисования различными материалами: поролоном, рисов...