Консультация на тему: "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация на тему:"Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnoe_risovanie.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования у детей дошкольного возраста».
Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы в рисовании удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким необыкновенно интересным делом. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование с использованием нетрадиционных техник:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в собственных силах, уверенность в том, что идеи можно легко воплощать в жизнь;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает воображение, фантазию;
- развивает пространственное мышление;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук;
-развивает глазомер, зрительно-моторную координацию;
- развивает внимательность, наблюдательность;
- раскрывает индивидуальность ребёнка;
- дети учатся видеть необычное в обычном, подмечать интересные детали, видеть чудо в обычных вещах;
- помогает выражать эмоции.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники рисования привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Разнообразие материалов ставит новые задачи перед ребёнком и заставляет все время, что-нибудь придумывать. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Работу с использованием нетрадиционных техник можно начать с младшего дошкольного возраста по принципу «от простого к сложному»:
- рисование пальчиками, ладошками;
- рисование тычками из поролона,
- рисование ватными палочками;
- оттиск пробкой, ластиком, расчесок;
- печать картофелем, морковью,
-тычок полусухой кистью.
Средний дошкольный возраст:
- оттиск поролоном,
-оттиск пенопластом,
-тычок жесткой полусухой кистью,
-восковые мелки + акварель;
-свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
-рисунки из ладошки;
-рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки (ниткография),
-рисование+ аппликация,
-рисование пластилином,
- рисование манкой, солью,
- монотипия
-воскография
- бросовыми материалами
Старший дошкольный возраст:
-рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
-монотипия предметная;
-кляксография обычная;
-набрызг,
-оттиск смятой бумагой;
-рисование по сырому;
-черно-белый граттаж;
-кляксография с ниткой,
- Айрис-Фолдинг,
- Монотипия через стекло,
-рисование клеем
Методы и приемы, используемые на занятиях по рисованию нетрадиционными способами:
* информативно - рецептивный;
* репродуктивный;
* исследовательский;
* эвристический;
* метод проблемного изложения материала.
* эмоциональный настрой
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
-рассматривание;
-наблюдение;
-экскурсия;
-образец воспитателя;
-показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
-беседу;
-рассказ, искусствоведческий рассказ;
-использование образцов педагога;
-художественное слово.
Репродуктивный метод включает в себя:
-прием повтора;
-работа на черновиках;
-выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает
самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Когда на занятии играет музыка, детям становится комфортнее, спокойнее.
Обзор техник нетрадиционного рисования.
Рисование ватными палочками
Рисование с помощью ватной палочки. Преимущество перед кистью состоит в том, что её не надо мыть. Для каждого цвета с детьми используем новую палочку. Во время рисования ватными палочками у детей тренируется координация движений, точность. Работы получаются аккуратные и красивые.
Рисование пальчиком
Главный принцип использования этого приёма - ритмичность мазков. Дети сначала настороженно относятся к этому приёму. Некоторые из них боятся испачкаться, некоторые недоверчиво смотрят и не понимают, серьёзно ли можно таким образом рисовать. Тогда я показываю детям на личном примере, как можно, например, нарисовать новогодние игрушки на ёлочке, осенние листья на деревьях, ягоды рябины на ветке. Предлагаю попробовать детям. Дети с удовольствием перенимают опыт, у них проявляется желание ритмично наносить точки на лист бумаги. Результат работ не оставляет равнодушным никого из детей.
Пуантилизм
Это направление живописи предполагает рисование точками, расположенными близко друг к другу. Пуантилизм отличается от техники рисования тычком или пальчиком тем, что он основан на научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются и подразумевается, что смешивание красок происходит за счет оптического эффекта.
Мы с детьми познаём лишь азы этой техники, заполняя пространство фигурок либо колечками с помощью фломастеров, либо шариками пластилина, либо кружочками цветной бумаги с помощью клея. Работы получаются яркие и интересные. Дети с удовольствием занимаются творчеством.
Рисование ладошками
Очень интересный игровой приём. Рисование с помощью ладошек - одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки волшебные, ведь если пофантазировать, то благодаря их отпечаткам получаются оригинальные изображения. Рисование ладошками развивает у детей фантазию, творческое воображение.
Существует несколько техник пальчикового рисования:
• полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы.
• рисование ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка - вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка - одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);
• рисование кончиками пальцев - ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску, проводим пальчиками линии;
• рисование кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки).
Рисование пластилином (пластилинография)
Это полезное занятие для пальчиков. При этом хорошо развивается мелкая моторика рук. Пластилин можно скатывать в виде шариков, прикреплять их к основе, размазывать по поверхности изображения, тем самым закрашивая пространство рисунка. Работа кропотливая, но очень интересная и увлекательная. Требует внимания и усидчивости.
Рисование манкой
Во время рисования манкой у детей происходит снятие эмоционального напряжения. Развивается фантазия, воображение, координация движений, тактильные ощущения. Дети с удовольствием взаимодействуют с манкой. Она приятна на ощупь. По ней интересно водить пальчиком, сгребать в кучу, рисовать различные изображения.
Кляксография
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, мы переходим к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно составить сюжет, воздействуя на каплю воздухом, дуя на кляксу и поворачивая лист бумаги в нужном направлении или дуя через трубочку. Такая игра с красками помогает развивать у детей глазомер, фантазию, воображение.
Кляксография– игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Рисование кусочками поролона
Можно сделать из поролона самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Так же можно наносить на поролон краску кистью и рисовать что-либо.
Рисование смятой бумагой или пакетом.
Для этого берутся небольшие кусочки бумаги, сминаются в шарики. Затем бумага окунается в краску нужного цвета и примакиванием наносится на лист бумаги. Для каждого другого цвета нужен отдельный комок бумаги. Чем мельче изображение, тем меньше кусочек бумаги для сминания нужен. Эта техника интересна детям тем, что кроме того, что результат работы всегда положительный, рисунок получается интересный, а так же сам процесс сминания бумаги доставляет детям не меньшее удовольствие и развивает мелкую моторику. Так же можно использовать и полиэтиленовый кулек. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т. п.
Рисование мыльными пузырями.
1-й способ.
Добавить в воду шампунь или мыло, отжать в ней губку для образования густой пены. Затем собрать губкой пену на стекло, добавить краску, сверху положить лист бумаги. Разгладить его и поднять. Фон готов.
2-й способ.
Добавь в воду мыльный раствор и краску, а лучше, пищевой краситель.
Подуй в трубочку, чтобы сделать много пузырей
Накрой пузырики листком бумаги и посмотри, какой отпечаток получится. Или перенеси ложкой пузыри на бумагу.
Работа в этой технике заключается в совершенствовании психических функций: зрительного восприятия, воображения. Этот метод рисования можно назвать коррекционным, он развивает дыхательный аппарат, контролирует дыхание.
Граттаж наоборот.
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.
Рисование по мокрой бумаге (по-сырому)
Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. Изображения таким способом получаются таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения. Примерные темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и др.
Монотипия
В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. На сложенном пополам листе или на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Монотипию могут освоить дети младшего возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Детям доставляет удовольствие сам процесс работы.
Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами. Эту технику можно использовать в качестве упражнений на развитие фантазии, воображения, чувство цвета и формы.
Диатипия - (от греческого dia - сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.
Специальным роликом или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.
На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.
Можно работать и с двумя красками. Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке, затем, положите поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и.) оттиск готов.
Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу, но лучше отпечатать изображение на тонированной бумаге.
Акватипии.
Разведите гуашь и крупно, широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека - что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным.
Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст).
А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.
Граттаж
Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.
Работают так: плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.
Разновидность граттажа – пластилиновый граттаж. На плотный лист бумаги наносится тонкий слой пластилина и процарапывается острой палочкой рисунок.
Прием тычок полусухой кистью
Для этой техники нужна жесткая кисть «щетина». Кисть должна быть сухой. Она обмакивается в разведенную гуашь и тычками наноситься рисунок на лист бумаги, при этом кисть «смотрит в потолок». Рисование способом «Тычок жесткой полусухой кистью» предполагает использование материалов: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата. Способы получения изображения: ребенок опускал в гуашь кисть и ударял ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
Свеча + акварель.
Разве бывает на свете ребёнок, который не любит волшебство? Для такого волшебства необходимо лист бумаги, свеча и акварель. И как по волшебству появляется рисунок. Такой вид рисования приводит детей в восторг. И они готовы творить снова и снова.
Рисование клеем ПВА.
Клей ПВА, когда высыхает, оставляет выпуклую линию. Затем этот рисунок покрывают краской. Так делаем из картона различные фигурки и украшаем их. Можно сделать рамку для картин или фотографии.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода, в него собираются несколько нетрадиционных технике.
Отпечатки листьев.
Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Также можно рисовать любым природным материалом.
Восковые карандаши + акварель
Ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остается не закрашенный.
Печатание скалкой.
На этот раз прокатить скалку или валик по закрашенной ткани. Снимаем холст и смотрим, что у нас получилось.
Набрызг.
Рисуем с помощью зубных щёток и гуаши.
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или карандашом проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовывая недостающие линии кисточкой.
Техника рисования нитью.
Покрась нить гуашью или акварелью.
Аккуратно выложи нить змейкой на лист бумаги, оставляя концы.
Накрой другим листком бумаги и толстой книгой.
Слегка прижми книгу и выдерни нить
Осторожно, не смазывая, подними книгу и нить. У тебя получатся два удивительных узора.
Рисование способом размыва.
Наносится яркое пятно, которое потом размывается, становясь все бледнее по краям. Так можно рисовать солнце в морозный день. Кисть с набранным солнечным цветом поворачиваем вокруг своей оси – вот и солнечный шар. Быстро, пока солнечный шар не высох, круговыми движениями вокруг него начинаем рисовать небо – самые разнообразные оттенки синего и голубого.
Рисование солью.
Каждый ребенок любит играть с песком. Предлагаю вам внести разнообразие в детские забавы, предложив малышу рисование солью.
Преимущества рисования солью в том, что возраст детей не ограничен. Рисование происходит непосредственно пальцами по соли, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Манипулируя сыпучими материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций, снимаются стрессы, внутренние зажимы, во время рисования ребенок испытывает чувство радости и вдохновения от получившегося рисунка, т. к. рисунки получаются, разнообразны и непредсказуемы.
Также соль обладает лечебным и дезинфицирующим эффектом, при рисовании вдыхая пары соли, идет профилактика заболеваний носоглотки, коньюктивита и щитовидной железы
Если посыпать акварельный рисунок солью, соль пропитывается краской и при высыхании получается эффект зернистости.
Рисование с помощью кофе.
Кофе можно не только пить, но и рисовать им, при чем после рисования рисунок будет вам дарить приятый запах кофе. Для того чтобы рисовать кофе, берем любой растворимый кофе и разводим водой цвет зависит от количества воды, а затем рисуете, как гуашевыми красками.
Это лишь немногие наиболее распространенные способы нетрадиционного рисования. Все зависит от Вашей фантазии! Рисуйте1 Наслаждайтесь процессом творчества вместе с детьми! Вдохновляйтесь и вдохновляйте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....
Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста
В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста...
Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...
Консультация для воспитателей на тему «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
Ознакомление коллег с нетрадиционными техниками рисования....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» / Консультация для педагогов/
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста. Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»...
«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста .Рисование цветным песком».
Как рисовать крупойВариант 1 Рисование крупой по готовому трафарету с уже нанесённым клеевым слоем. В этом случае нужно лишь поэтапно отделять защитный слой от трафарета и посыпать пшеном нужног...