Использование нетрадиционных техник рисования для развития детей дошкольного возраста
статья
Традиционные техники рисования не всегда приносят необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Проведение таких занятий снимает детские страхи; повышает уверенность в своих силах; совершенствует пространственное мышление; подталкивает детей к творческим поискам решений задач; знакомит с разными материалами; развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности; развивает мелкую моторику рук, творческие способности и, конечно, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_risovanie.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сясина В.Е.,воспитатель ГБДОУ д/с № 85
Приморского района Санкт – Петербурга
«Использование нетрадиционных техник рисования
для развития детей дошкольного возраста»
Познавая окружающий мир, ребенок старается отразить его в своей деятельности: в игре, рассказах, рисовании, лепке и других ее видах. Прекрасные возможности для этого дает изобразительная творческая деятельность. Но когда ребенок сталкивается с проблемой отсутствия у него определенных навыков по изображению некоторых объектов живой или неживой природы, существует риск того, что он просто исключит из своих рисунков эти объекты или же у него просто пропадет заинтересованность в рисовании как таковом. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, в помощь нам приходят нетрадиционные техники рисования. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Традиционные техники не всегда приносят необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник снимает детские страхи; повышает уверенность в своих силах; совершенствует пространственное мышление; подталкивает детей к творческим поискам решений задач; знакомит с разными материалами; развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности и, конечно, воображение. Полезны такие занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Большинство техник нетрадиционного рисования относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Нетрадиционное рисование - это отличный способ изображать желаемое, не опираясь на традиции. Под термином «нетрадиционный» подразумевается использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны.
Так, для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступные практически всем, и комбинировать их:
– традиционные (бумага разной формы и размера, цвета; краски разного вида; кисти разного размера, из разнообразного ворса; восковые и цветные мелки; маркеры, фломастеры, тестеры; простые и цветные карандаши);
- нетрадиционные (мыльные пузыри, трубочки, поролон, пробки, срез картофеля, листья, уголь, свечи, веревочки, ватные палочки и многие другие);
С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования:
- рисование пальчиками, ладошками и даже ножками;
- оттиск печатками (например, из картофеля, пластилина);
- отпечатки «листики»;
Эти техники очень хорошо развивают мелкую моторику рук детей, что, в свою очередь, крайне важно для развития речи.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью;
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- «волшебные веревочки»;
Такие техники стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, индивидуальности ребенка.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком, солью, манкой;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия (отпечаток красками), пейзажная и предметная;
- печать по трафарету;
- техника эбру;
- техника набрызг;
- ниткография;
Каждый из этих методов – это не вынужденная деятельность, а своего рода игра, которая доставляет детям много положительных эмоций и впечатлений, это один из самых интересных способов самовыражения.
Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника необходимо всестороннее приобщение к изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет повысить показатели уровня развития творческих способностей у дошкольников; тематика детских рисунков становится более разнообразной; совершенствуются такие черты как целеустремленность, самостоятельность, инициативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста
работа с детьми по развитию творчества в изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник....
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
"Использование нетрадиционных техник рисования при ознакомлении детей дошкольного возраста с цветом"
Художественно-эстетическое развитие...
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста "Рисование песком"
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...
Статья на тему « Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур»
В статье рассматриваются использования нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи разных национальных культур....
«Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста декоративной росписи»
Работа с родителями«Рябинка на черной полоске»...
Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста, как средство развития творческих способностей
Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому...