"Хохломские узоры"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 46» Конспект занятия «ХОХЛОМСКИЕ УЗОРЫ» к проекту «Народные промыслы России» Подготовили воспитатель: первой квалификационной категории Коробова Н.А. и Елаева Е.Е.
Саранск 2022г. |
Цель: Дать детям представление о хохломской росписи, научить детей рисовать простейшие узоры хохломской росписи.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о народном художественном промысле – хохломе, познакомить детей с элементами узора (завитки, травинки, капельки, усики, ягодки);
Развивающие: развивать чувство ритма, творческое восприятие, мелкую моторику; развивать способность замечать характерные особенности росписи;
Воспитательные: воспитывать аккуратность; воспитывать уважительное отношение к культуре и к хохломскому промыслу.
Ход занятия
Звучит музыка в русском народном стиле.
(На столе изделия расписанные хохломой, на доске иллюстрации с изображением хохломской посуды)
Воспитатель:
И чего здесь только нет:
Поварешки, чашки, ложки
И диковины ковши
Разглядите, не спешите.
Тут травка вьется и цветы
Небывалой красоты!
Блестят они, как золотые
Будто солнцем залитые.
Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг , что вы видите?
Дети: Матрёшки, поднос, самовар, сахарница, доски.
Воспитатель: - Скажите, а из чего мастера делали посуду? (Из дерева.)
Воспитатель: Отгадайте загадку
-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Воспитатель: Что же это?
Дети: - Хохлома.
Воспитатель: Это загадка про хохломскую роспись. - Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?
Воспитатель: Давным - давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.
Воспитатель: - Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.
Красный – огонь, любовь, преданность.
Золотой – солнце, свет, тепло.
Чёрный – земля, торжественность.
Зеленый – жизнь.
Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Распишем посуду хохломским узором. Вы – мастера, занимайте свои места в мастерской, и приступим к работе.
Воспитатель: - Но для начала нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?
Дети: На жёлтый, красный и чёрный фон.
Воспитатель: - Какие цвета используются при росписи?
Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.
Воспитатель: - Что является главным рисунком?
Дети: - Растительность.
Воспитатель: - Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?
Дети: «усики», «капельки», «ягодки», «травинки».
Игра «Элемент найди»
Предлагаю поиграть,
Элементы отыскать.
Раз, два, три завиток найди.
Воспитатель: Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы назовите их правильно. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: - На чем расположены все элементы?
Дети: На центральном стебле.
Воспитатель: - Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».
Воспитатель: Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге.
Воспитатель: Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".
Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих листочках (дети упражняются) .
Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат тарелочки. Сегодня мы их распишем хохломской росписью.
Воспитатель: - Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.
Дети: Сначала «ягоды», «усики», «капельки»,
«завиток», «травка».
Воспитатель: - Предлагаю подготовить пальцы рук к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Листочки, ягодки, цветочки
Стебельки и завитки
Расписала нам сама
Золотая Хохлома.
Дети рисуют узоры. Воспитатель оказывает помощь детям.
Рефлексия.
Воспитатель: Рассмотрите ваши рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!
Список литературы:
1. Основы народного и декоративно-прикладного искусства // Детский сад со всех сторон, № 27(63) июль 2001 г.
2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2007
3. И. В. Тюфанова Мастерская юных художников. – Санкт-Петербург, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по декоративному рисованию "Хохломские узоры"
Для детей с нарушением интеллекта. Четвертый год обучения...
Перспективный план кружковой работы по художественному творчеству "Хохломские узоры"
Данный материал предназначен воспитателям подготовительной группы. В перспективном плане разработано последовательное знакомство детей с хохломской росписью....
Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»
Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»Цель: обобщить и закрепить зна...
"Хохломские узоры"
Учить самостоятельно составлять композицию на объемных формах (ложках, тарелках, стаканчиках) посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит, растительно-травный орнамент.Закреплять знания ...
Украсим доску хохломским узором
Творческие работы детей по лепке....
Хохломские узоры
Хохломская роспись — это стариный самобытный русский народный промысел, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, мебели. Удивительна история создания данного вида промысла, питающая ...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Хохломской узор на круге»
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Хохломской узор на круге»Цели: Закрепить представление о производстве и росписи хохломских издели...