Проект Прозрачное чудо"
проект по рисованию (младшая группа)
Рисование на прозрачных поверхностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Прозрачное чудо" (рисование на прозрачных поверхностях) | 791.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 «Счастливое детство»города Рубцовска
658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61e-mail: altaidetstvo@mail.ru |
Проект «Прозрачное чудо».
Тип проекта: творческий.
Вторая младшая группа.
Долгосрочный.
Воспитатель: Сергеева Л.И.
г.Рубцовск.
2022г.
Основная часть.
Проблема :Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Цель: Совершенствование художественно-творческих способностей с учётом
индивидуальных возможностей каждого ребёнка, его композиционных
умений посредством декоративно-художественного оформления предмета в нетрадиционной технике рисования на стеклянном мольберте.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с рисованием на стеклянном мольберте как видом нетрадиционной техники и способами применения в быту.
-Формировать у детей практические умения и навыки выполнения нетрадиционных техник в процессе продуктивной деятельности.
-Совершенствовать у детей композиционные умения (размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, цвета).
-Способствовать обогащению и активизации словаря, речевому взаимодействию детей.
Развивающие:
-Способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса, фантазии и изобретательности.
-Способствовать раскрытию творческого потенциала детей.
Воспитательные:
-Стимулировать и поощрять творческую активность, эмоциональную раскованность.
-Воспитывать эстетические чувства детей посредством техники рисования на стеклянном мольберте.
-Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца (предпосылки к учебной деятельности).
С родителями:
-Вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционной изобразительной техники.
-Оказывать поддержку и содействие семье по развитию у детей творческих способностей посредством использования техники рисования на стекле.
С педагогами:
-Обогащать представления педагогов о технике рисования на стекле.
-Способствовать формированию активной позиции педагогов по достижению предполагаемых результатов педагогического проекта.
Общие:
Создать условия для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала.
Развивать творческий потенциал через социально-коммуникативное и творческое взаимодействие всех участников педагогического проекта.
Способствовать сплочению детско-взрослого коллектива путём привлечения интерактивных форм взаимодействия. Развивать общую и мелкую моторику у детей дошкольного возраста;
Развивать зрительное восприятие. Формировать цветовое восприятие и закреплять сенсорные эталоны. Развивать диалогическую речь и мышление в процессе восприятия и отображения. Способствовать преодолению детьми недостатков развития личностных качеств, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость.
Методы и формы работы.
-Работа с раздаточным материалом, экспериментирование, поиск, наблюдение.
-Игровая деятельность. Обыгрывание ситуации.
-Словесные методы: мини – беседа, доверительная беседа, рассказ педагога;
-Наглядные методы: показ игрушек, моделирование, проблемные ситуации.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
-положительная динамика развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
-положительная динамика развития композиционных умений у детей в изобразительной деятельности.
-ребёнок имеет представления об этапах изобразительной технологии рисования на мольберте и умеет применить их в процессе продуктивной деятельности.
-ребёнок декорирует предметы в разных нетрадиционных техниках.
Для взрослых:
-сплочение детско-взрослого коллектива через интерактивные формы взаимодействия.
Для своей педагогической деятельности:
-разработка методических пособий по использованию нетрадиционной изобразительной техники стеклянном мольберте для развития творческих способностей и композиционных умений у детей младшего дошкольного возраста.
Рекомендации по использованию стеклянного мольберта.
- работа проводится в индивидуальной форме с одним ребенком, либо с парой детей под руководством педагога;
- игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки.
- игра проводится согласно возрастному ограничению во времени;
- обязательна двигательно - глазная гимнастика для снятия напряжения;
- рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
Участники проекта: дети младшей группы «Кнопочки», воспитатели, родители воспитанников.
Этапы работы над проектом.
1 этап: предварительный
Цель: Разработка модели художественно-эстетического развития в ДОУ. Методы диагностики: наблюдение и собеседование с участниками образовательного процесса, анализ разработанной документации и проделанной подготовительной работы
1. Изучение методических материалов по теме педагогического проекта. Отбор материала, литературы, определение цели, задач. (февраль)
2. Разработка педагогического проекта. (февраль)
3. Разработка перспективного планирования по реализации проекта. (февраль)
4. Подбор практического и художественного материала(февраль)
5. Анкетирование уровня творческого развития. (февраль)
2 этап: основной
Цель: реализовать проект в МАДОУ « Детский сад №32 «Счастливое детство» в младшей группе «Кнопочки»
1. Наблюдение за действиями детей, их замыслов.
2. Определение места педагога «уходящая тень» при работе детей с прозрачным мольбертом.
3.Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием «Прозрачного мольберта»
1.Составление дополнительных разработок по организации непосредственно образовательной деятельности(март)
3. Создание картотеки игр и упражнений с использованием «Прозрачного мольберта»(март)
4. Рекомендации родителям при использовании «Прозрачного мольберта» (март)
5. Фотовыставка. «Прозрачный мольберт – прозрачное чудо» (апрель)
6. Конспект НОД по рисованию на прозрачных мольбертах «Русская береза.» (апрель)
3 этап: заключительный (май)
Цель: проанализировать полученные результаты, обобщить положительный опыт
1.Сравнение фактических результатов с планируемыми
2. Планирование дальнейшей работы по апробации стратегий
3. Оценка появившихся затруднений в ходе проекта
4. Размещение рекомендаций для родителей «Как воспитать творческую личность и уверенного ребенка» на информационных стендах и сайте детского сада
5. Мастер – класс для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники рисования на прозрачном мольберте в работе с детьми в ДОУ
6.Презентация прозрачного мольберта на Фестивале игры 4D в МАЛОУ «Д\с№32»Счастливое детство»
7.Обобщение опыта на педагогическом совете ДОУ.
8.Родительское собрание в формате онлайн на тему «Прозрачное чудо». Использование элементов Реджио педагогики в нашей группе.
Вывод:
При работе на мольберте:
-отмечается динамика в развитии детей; преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях;
-внимание детей становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль;
-у некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
-показательные успехи детей в развитии речевой функции;
-повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.
Информационно-методическое обеспечение.
Нормативно-правовая:
1.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций
(от 15.05.2013г с изменениями от 04.04.2014).
2.Концепция развития дополнительного образования детей (от 04.09. 2014г.).
Методическая:
1.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
2..А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
3. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
4. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
5. Интернет-ресурсы
Рекомендации при использовании прозрачного мольберта.
Показывая способ изображения предмета, взрослый создает у ребенка представление о возможности нарисовать увиденное. Наиболее эффективный прием — совместные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Обогащая сенсорный опыт ребенка включением в деятельность незнакомых для него предметов, необходимо придерживаться следующих правил.
1. От простого к сложному: вначале следует убедиться в том, что ребенку знакомы предметы, с которыми он ежедневно сталкивается, что у него сформированы основные представления о предмете (цвете, форме, величине, назначении и т. д.), и только затем вводить предметы, с которыми ребенок не встречается постоянно.
2. От общего к частному: изучение объекта следует начинать с основных признаков, позволяющих отличить его от других объектов. Предъявляемый предмет должен быть максимально приближен к эталону (принцип натуральности).
3. Начинать работу на мольберте надо всегда со сказки, стихотворения, игры. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
4. Рисовать надо как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
5. В ходе игр и упражнений создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи от взрослого. При этом все упражнения подбираются таким образом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их.
6. Общая оценка работы ребенка всегда даётся таким образом, чтобы не нарушить главного условия всех занятий – это получение детьми и взрослыми удовлетворения от её выполнения, тем самым обеспечивая положительную мотивацию деятельности всех участников процесса.
7. При организации совместной деятельности на прозрачном мольберте максимально учитываются возрастные характеристики детей 3-4 лет.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 «Счастливое детство»города Рубцовска
658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61e-mail: altaidetstvo@mail.ru |
Картотека игр и упражнений с использованием прозрачного мольберта.
Игры с использованием прозрачного мольберта.
1.Игра «Дождик, дождик, кап, кап, кап»
Задачи:
обучать приемам «пальцевой живописи», развивать зрительно-двигательную
координацию; формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.
Ход игры:
Обмакнем один палец в синюю краску. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению
2.Игра «Гусеница»
Задачи:
формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя
традиционную технику рисования кистью (прием «примакивание», рисование кончиком
кисти, рисование волнистых линий); расширять активный и пассивный словарный запас
ребенка; развивать желание украсить формы узором.
Ход игры:
Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в
нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта.
Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного,
зеленого и синего цвета.
3.Игра «Рисуем вместе»
Задачи:
развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости; сотрудничества;
формировать творческую активность.
Ход игры:
дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют
рисунки совместным сюжетом. Например: "у кошки день рождения" - дети рисуют шарики
для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждает детей работать
совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности.
4.Игра «Догони»
Задачи:
формировать навыки работы в паре, по определенным правилам;
развивать, зрительно-моторную координацию.
Ход игры:
один ребёнок рисует круги (бутоны), второй ребёнок подрисовывает к ним линии
(стебли). Выполняется в быстром темпе.
5.Игра «Догони ладошку»
Задачи:
Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в
пространстве (вверх, вниз, справа, слева).
Ход игры:
Ребёнок прикладывает свою ладошку к стеклу в разных местах мольберта (вверху,
внизу и т.д.) второй ребёнок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди
меняются ролями.
6.Игра «Соедини по точкам»
Задачи:
Развитие координированных движений глаз и рук.
Ход игры:
Ребёнку предлагается провести линии через точки, нанесённые на стекло или
прикреплённый с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов.
7.Игра «Рисуем автопортрет»
Задачи:
Ориентировка в пространстве собственного тела (головы), развитие зрительно-
моторной координации.
Ход игры:
Ребёнок рисует на стекле контуры и элементы своего лица, глядя в зеркало или по
памяти.
Упражнения, направленные на развитие пространственной ориентировки
1.Упражнение «Давай познакомимся»
Задачи:
Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.
Ход упражнения:
Взрослый и ребёнок (или два ребёнка) через стекло прикладывают свои
ладони (пальчики) друг к другу.
2.Упражнение «Идёт дождик»
Задачи:
Развитие зрительного внимания, зрительно –моторной координации. Умение
располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слева направо, справа налево).
Ход упражнения:
Ребёнок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие
падающие дождевые капли.
Аналогичные упражнения: «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Зайчик прыгает»,
«Снегопад».
3.Упражнение «Геометрический диктант»
Задачи:
Развитие ориентировки на плоскости.
Ход упражнения:
Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Ведущий даёт
инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат нарисуй
в левом углу, жёлтый круг – в центре мольберта, и т. д. После выполнения задания дети могут
проверить правильность выполнения (у ведущего заранее заготовлен лист с нарисованными
геометрическими фигурами соответственно диктанту).
4.Упражнение «Кто скорее обведет по контуру, трафарету»
Задачи:
Развитие координированных движений глаз и рук.
Ход упражнения:
Ребёнку предлагается контур или трафарет, нанесенные на стекло или
прикреплённый с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов.
Конспект НОД по рисованию на прозрачных мольбертах «Русская береза»
Тема: «Русская береза"
Цель:
Создание художественного образа березы средствами изобразительной деятельности на прозрачных мольбертах.
Задачи:
1. Расширять знания детей о березе, как символе России. Пояснить то, что красота русской красавицы и её полезные свойства дали повод стать березе символом нашей Родины.
2. Развитие творчества в рисовании нетрадиционными техниками выразительного образа русской березки.
3. Развитие познавательных процессов в процессе восприятия и отображения.
4. Развитие творческого мышления, коммуникативных навыков.
5. Развитие мелкой моторики руки.
6. Способствовать формированию патриотических чувств.
Предварительная работа: Д. игра «Национальные символы России». Создание аппликативного изображения березы. Раскрашивание изображений ласточки и скворца на бумаге.
Ход занятия:
Педагог обращает внимание детей на карту России. Как у каждой страны, у России есть свои национальные символы. А вы знаете национальные символы России?
Дерево – символ России (береза)
Просмотр видеоролика «Русская береза».
Но береза стала символом России не только за свою красоту. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства березы.
Как вы думаете, какую пользу приносит береза людям? (ответы детей)
1. Чай из березовых почек, листьев очень полезен для здоровья и лечит многие болезни.
2. Распаренный в бане веник из березовых веток изгоняет болезни, дает силу и бодрость.
3. Весной, когда просыпаются деревья, у березы выделяется березовый сок, его пьют для укрепления иммунитета.
4. Из березовой коры, из бересты делают шкатулки, а раньше делали туески для сбора ягод и грибов.
Прислушайтесь, кажется, к нам кто-то идет (Входит под русскую народную музыку березка).
Приносит 3 рисунка с изображением березы.
(Показывает рисунки) 1 рисунок – коричневый ствол.
2 рисунок – листья красного цвета и очень мелко нарисованное изображение.
3 рисунок – ветви нарисованы как у елки вниз.
(Дети объясняют березке, что на рисунках нарисовано неправильно.)
Педагог предлагает ребятам показать, как они умеют рисовать березу, но только не на листе бумаги, а на прозрачном мольберте.
Педагог объясняет нетрадиционный способ рисования березы на прозрачном мольберте, настраивая детей на работу в паре.
. Итог занятия.
Мастер-класс для педагогов с использованием прозрачного мольберта»
1. Вводная часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Работая с детьми, которые имеют сложную структуру дефекта, возникла идея применения пособия «Прозрачный мольберт», который был изготовлен родителями наших детей.
В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления.
2. Информативный блок.
- Существует ряд различных нетрадиционных техник рисования: рисование кистью, пальцем или ладошкой, листьями, методом монотипии, зубной щёткой, поролоном, рисование кремом, точечные рисунки, рисуем двумя руками, по очереди, и другие.
3. Работа группы.
- Дети очень любят рисовать на прозрачном мольберте, и я предлагаю вам немного побыть детьми, но прежде отгадайте загадки:
• Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
• И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (Картошка)
- А теперь прошу выйти двоих, отгадавших загадки. Присаживайтесь напротив педагогов. Сейчас вы будете рисовать Солнышко с помощью техники штампов.
- Итак, приступим. Наберите кистью жёлтую краску и нанесите на штампы картофеля, а затем отпечатайте на стекле. Ваша задача в точности повторить действия специалистов, поэтому мы будем работать в зеркальном отражении.
- Не забывайте, что краску нужно наносить густую, чтобы она не стекала по стеклу.
- Посмотрите, Солнце получилось круглое. А какое ещё? (Ответы). Ну чего же не хватает на рисунке? Ну, конечно, лучиков. Без лучиков ведь солнышко совсем не будет нас греть. Для изображения лучей воспользуйтесь кистью.
- Не забываем повторять за педагогами.
- Ну а пока наши участники рисуют, я предлагаю вам снова отгадать загадки:
• Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть всегда ее готовы. (Трава)
• Волоски пушистой белки
Окуну слегка в гуашь я.
Все картинки и поделки
Очень ярко я раскрашу.
Нарисую солнце, листья
Мягкой шелковистой… (Кистью)
- Хорошо. Давайте посмотрим, готово ли солнышко? Как красиво у всех получилось. Спасибо вам большое за участие. Прошу пройти к залу. И следующие, кто отгадал загадки, проходите к мольбертам. А как вы думаете, что же мы будем рисовать? (Ответ). А чем? (Ответ) Хорошо. Но не всё так просто! Вы будете рисовать её двумя руками одновременно. Для этого возьмите две кисточки в разные руки, наберите зелёную краску и повторяйте за специалистами.
- Прошу обратить внимание, что этот метод развивает межполушарные взаимодействия.
- А пока коллеги рисуют, я предлагаю вам отгадать ещё пару загадок:
• Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
• И на диванах, и на креслах,
И в рисовании пригодится он.
Везде найдет свое он место
Незаменимый. (Поролон)
- Всё верно. По-моему травку уже нарисовали. Какая замечательная получилась, зелёная, густая. Большое вам спасибо, а теперь уступите, пожалуйста, место следующим двум участникам, отгадавшим загадки.
- Вы будете рисовать Божью коровку. Но специалисты нарисуют туловище Божьей коровки поролоновыми кистями путём точечного нанесения, а вы тут же следом обводите её по контуру обычной кистью, а затем закрасьте. Всё это вы будете рисовать красной краской.
- А чего же не хватает у нашей Божьей коровки? (Ответы). Да, действительно, не хватает и головы, и лапок, и пятнышек. Но сначала нарисуйте кистью голову и лапки, набрав чёрную краску.
- А для пятнышек вам понадобится бросовый материал. Окуните его в краску чёрного цвета и нанесите на мольберт методом штампа.
- Обратите внимание, рисунок достаточно простой, но какое разнообразие техник мы применили.
4. Заключение.
- Уважаемые коллеги, Большое спасибо вам за участие. Мне хотелось бы ещё добавить, что данное пособие мы используем в своей практике второй год. Но уже заметно, что "Прозрачный мольберт" необходим в нашей работе для формирования устойчивого интереса к изобразительной деятельности, так как прекрасно подходит для обогащения сенсорного опыта ребенка. Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, снижают негативные реакции, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.
- СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Фотогалерея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Прозрачное чудо"
Знакомство детей с рукотворным материалом- стеклом, его свойствами и качествами....
Презентация :Стеклянный мольберт "Прозрачное чудо"
Рисование на «Стеклянном мольберте» способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сил...
Мастер-класс для педагогов " Прозрачный мольберт-прозрачное чудо"
Добрый день, уважаемые коллеги!Я рада вас видеть сегодня, друзья.Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс на тему «Прозрачный мольберт-прозрачное чудо» даст вам ин...
Кружковая работа "Прозрачное чудо"
Конспект по рисованию на стеклянных мольбертах "Зимний лес"...
Методическое пособие для воспитанников 5-6 лет "Прозрачное чудо"
Одним из наиболее близких и доступных видов работы с воспитанниками в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе ...
Отчет о реализации краткосрочного проекта экологической направленности «Бакал - прозрачное чудо планеты»
В презентации представлены этапы реализации экологического проекта в подготовительной группе....
Методическая разработка на тему "Прозрачный мольберт "Прозрачное чудо"
Прозрачный мольберт – удобное, многофункциональное специальное пособие для занятия живописью на стекле, прекрасный способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуника...