Программа "Природа и художник"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Программа "Природа и художник" для детей среднего, старшего и подготовительного возраста. Программа направлена на развитие художественно-эстетического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno_ekologicheskaya_programma.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33 «Колобок»
г. Набережные Челны Республики Татарстан
Программа для детей старшего дошкольного возраста
ОО «Художественно -эстетическое развитие»
«Природа и художник»
Разработала:
воспитатель Гимастинова А.Я.
Введение
"Человек стал человеком только тогда, когда
увидел красоту вечерней зари и облачков,
плывущих в голубом небе, услышал пение
соловья и пережил восхищение красотой
пространства. С тех пор мысль и красота
идут рядом, вознося и возвеличивая человека.
но это облагораживание требует больших
воспитательных возможностей".
/В.А.Сухомлинский/
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и выражает диалектическое единство мира. Воздействия на эмоции ребенка своими качествами – совершенством форм, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Природа вечно живая, обновляющаяся, великая в своем разнообразии всегда является живым родником творчества.
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством связано с яркими впечатлениями от окружающего мира. Для полного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно – активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно-эстетического воспитания.
Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно-эстетическое воспитание от экологического.
Общение только с природой недостаточно для развития художественно-эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого дошкольника опыт общения с природой, накопленным человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи. Педагогически целесообразное сочетания экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у дошкольника чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды. Одновременно решаются важные задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Данное направление определило необходимость создания программы «Художник и природа», которая соответствует требованиям воспитательно-образовательной программы, является ее дополнением, охватывает цели, задачи, методы, средства, формы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Степень новизны программы заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.
К числу особенностей программы относятся и оригинальная технология создания пейзажей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Цель программы: целостное, всестороннее развитие личности дошкольника, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Данная программа позволяет решать следующие задачи:
- Обучение цветовому восприятию:
а) как средству передачи настроения произведения;
б) основному средству выразительности пейзажных картин. - Формирование целостного видения композиционной выразительности картины.
- Развитие эмоционально окрашенной речи дошкольника.
- Развитие познавательных и интеллектуальных процессов через восприятие пейзажной живописи и экспериментальную деятельность детей.
- Развитие эстетического восприятия природы.
- Побуждение интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
- Воспитание бережного отношения и любви к природевоспитания интереса к работе с разнообразными материалами.
При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:
- Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывая их психофизиологические особенности.
- Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть поисковая деятельность экспериментирование, активное наблюдение.
- Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышления ребенка дошкольника.
- Принцип гуманности, подразумевающий переход отавторитарного обучения и воспитания к личностно-ориентированному.
- Принцип последовательности отражается в системе последовательного развертывания знаний – от простого к сложному.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка.
- Принцип вариативности предусматривает условия выбора для ребенка материалов для творчества.
Структура программы:
Программа составлена по возрастным группам, рассчитана на 3 года обучения, определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года обучения.
По учебному плану на изучаемый материал отводится:
- в средней группе 36 занятий,
- в старшей группе 36 занятий,
- в подготовительной группе 36 занятий в год.
Продолжительность занятий:
- в средней группе 20 -25 минут,
- в старшей группе 25 – 30 минут,
- в подготовительной группе 30 – 35 минут.
Программа предусматривает увеличение продолжительности интегрированных занятий на 5 – 10 минут, если дети не проявляют усталость или у них не пропадает интерес к занятию.
Учебно-тематический план. Средняя группа.
Месяц | Познавательное | Программные задачи |
Сентябрь 1неделя | Тема: «Мир природы» | 1.Учить видеть многоцветие осени. 2.Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. 3.Воспитывать желание чувствовать и понимать красоту окружающего мира |
2 неделя | Тема: «Улыбка природы» | 1. Расширить знания детей о солнце осенью. 2.Продолжать знакомить дошкольников с рисованием ладошкой. 3. Закреплять понятие о “тёплых” цветах. 4.Воспитывать желание узнать больше об окружающем мире. |
3 неделя | Тема: «Осеннее небо» | 1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бывают облака. 2. Учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления. 3.Закрепить умение работать с крупой (манка), последовательность выполнения работы (намазать клеем, посыпать сверху манной крупой, лишнее убрать). 4. Воспитывать стремление помочь сказочному персонажу, аккуратность при работе с крупой и клеем. |
4 неделя | Тема: «Осенние цветы»» | 1.Формировать обобщенное представление о мире растений как представителях в мире природы. 2. Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, 3.Развивать восприятия о цвете и геометрических формах – круг. 4.Воспитывать бережное отношение к растениям, желание рассматривать и любоваться ими. |
Октябрь 1 неделя | Тема: «Деревья» | 1.Учить детей различать и называть основные части дерева, их функциональные особенности. 2.Познакомить с приемами печати печатками. 3.Упражнять в рисовании углем и сангиной. 4.Воспитывать эмоциональное, бережное отношение к растениям. |
2 неделя | Тема: «Грибы» | 1.Дать детям знания о грибах: где рас тут, отличительные признаки. 3. Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение пра вильно держать кисть 2.Развивать интерес к растительному миру наших лесов. 4. Воспитывать любознательность. |
3 неделя | Тема: «Дары природы» | 1.Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов; 2. Учить детей технике рисования боковой стороной ладони. 3.Закрепить у детей представление о зеленом цвете. 4.Воспитывать у ребят внимание |
4 неделя | Тема: «Перелетные птицы» | 1.Закрепить знания о перелетных птицах. 2.Освоение новой нетрадиционной техники рисования с помощью изготовленной печатки в виде птицы. 3.Развивать умения различать перелетные птицы от зимующих. 4. Воспитание нравственной личности по средствам приобщения к заботе о птицах |
Ноябрь 1 неделя | Тема: «Листопад» | 1.Продолжить знакомить с природным явлением –листопад. 2. Продолжать учить детей технике рисования на полиэтиленовой пленке. 3.Развивать у детей умения видеть изменении внешнего вида деревьев. 4.Воспитывать интерес к осенним явлениям природы |
2 неделя | Тема : «Подводный мир» | 1.Уточнить знания о рыбах и об условиях , необходимых для их нормального самочувствия . 2.Формировать умение детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. 3.Развивать умение передавать композицию в сюжетном рисунке. 4.Воспитывать желание бережно относиться к рыбкам. |
3 неделя | Тема: «Синичкин праздник – 12 ноября» | 1. Формировать у детей знания о жизни зимующих птиц. 2. Учить детей передавать образ синицы, используя сочетание традиционной и нетрадиционной (отпечаток ладони) техник. 3.Развивать умение дополнять отпечаток ладони (туловище синицы) изображением остальных частей тела птицы; развивать воображение. 4.Воспитывать желание помочь птицам, в тяжелое для них время. |
4 неделя | Тема: «Снежинка» | 1.Формировать представления о снеге. 2. Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие ,изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. 3. Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. 4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Декабрь 1 неделя | Тема: «Наряд Зимушки – зимы». | 1.Расширить знания детей о лесе и его обитателях, познакомить с жизнью лесных растений. 3.Закреплять знания рисовать сангиной 3. Развивать умение печатания по трафарету. 4.Воспитывать желание видеть красоту зимнего леса и восхищаться ею. |
2 неделя | Тема: «Снегопад» | 1. Формировать представление о свойствах снега; 2.Помогать детям при передаче сюжета, выбрать нужные методы рисования. 3 .Развивать желание дополнить рисунок мелкими деталями. 4.Воспитывать эстетическое восприятие |
3 неделя | Тема: «Зима в городе» | 1. Расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно. 2.Заинтересовать детей рисованием зимней картины. 3.Продолжать развивать эстетическое восприятие. 4. Воспитывать у детей желание передавать красоту зимней природы в рисунке. |
4 неделя | Тема: «Зимняя красавица - ель» | 1.Расширить представления детей о ели. 2.Учить рисовать ёлочку, прорисовывая, иголочки ватной палочкой, смешивать зелёный цвет, пользоваться палитрой. 3. Развивать умение видеть и выделять характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев 4.Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе |
Январь 1 неделя | Тема: «Дикие животные наших лесов». | 1.Дать первоначальное представление об обитателях леса; 2. Учить рисовать медведя по контуру. 3. Развивать чувство формы и цвета. 4.Воспитывать познавательную активность. |
2 неделя | Тема: «Дикие животные наших лесов» | 1. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период. 2. Учить рисовать зайку, дорисовывая кистью к круглой голове удлинённое тело, изображая шерсть в технике «набивка» щетинистой кистью. 3.Развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. 4.Воспитывать старание, желание по мочь |
3 неделя | Тема: « О тех кто умеет летать» | 1. Учить детей рассматривать птиц, называть их, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. 2.Учить создавать образ снегиря при помощи ладошки. 3. Развивать чувство формы и ритма. 4.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру |
4 неделя | Тема: «А зима все злится, злится…» | 1.Обобщить знания детей о зиме, дополнить новыми и расширить имеющиеся представления о зиме 2.Закрепить приемы работы со свечой без предварительного прорисовывания. 3.Развивать умение закрашивать поролоном ограниченную площадь. 4. Воспитывать желание видеть красоту зимы. |
Февраль 1 неделя | Тема: «Зимушка –зима» | 1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы 2.Учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке. 3.Развивать желание использовать в изображении приёма «набивка салфеткой». 4.Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно |
2 неделя | Тема: «В бабушкином дворе» | 1. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. 2.Продолжать учить детей рисовать способом тычка жесткой кистью по контуру. 3.Развивать умение рисовать ватной палочкой мелкие детали рисунка. 4.Прививать добрые чувства к животным. |
3 неделя | Тема: «Мир комнатных растений» | 1. Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении . 2. Закрепить навыки работы с акварелью и восковыми карандашами. 3. Совершенствовать умение правильно держать кисть. 4. Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними |
4 неделя | Тема: «В гости к солнышку» | 1. Дать детям знания о роли тепла для жизни на Земле. 2.Формировать интерес передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарикообразную форму. 3.Развивать умение дополнять свой рисунок мелкими деталями. 4.Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. |
Март 1 неделя | Тема: «Весна пришла». | 1. Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. 2. Предлагать детям рисовать по представлению большое дерево на всем листе, передавая строение ствола и кроны. 3. Развивать умение рисовать крону дерева разными способами: закрашивание , тычок жесткой полусухой кистью. 4.Воспитывать бережное отношение к деревьям. |
2 неделя | Тема: «Пернатые гости» | 1. Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; 2.Продолжать учить рисовать птиц способом тычка. 3.Закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. 4.Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах |
3 неделя | Тема: «Первые цветы в природе» | 1. Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. 2.Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. 3.Развивать умение детей подбирать цветовую гамму 4.Вызывать радость от восприятия результата общей работы. |
4 неделя | Тема: «Весенние секреты» | 1.Продолжать расширить представления о жизни диких животных весной. 2.Познакомить с нетрадиционной техникой рисования-рисование трубочкой. 3.Развивать творческих способностей 4.Воспитывать интерес к жизни диких животных. |
Апрель 1 неделя | Тема: «Весенние цветы» | 1.Закреплять и систематизировать знания детей о весенних цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются цветы, почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе. 2.Познакомить детей с рисованием нитками, развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге, способствовать возникновения интереса к экспериментированию. 3.Развиватьт чувство ритма. 4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со взрослыми и сверстниками. |
2 неделя | Тема: «Весна-красна» | 1. Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек. 2. Подводить детей изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. 3.Развивать творческое воображение. 4.Воспитывать умение видеть красоту весенней природы. |
3 неделя | Тема: « Путешествие в царство комнатных растений» | 1. Углубить знания детей о комнатных растениях. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. 2.Продолжать учить рисовать кистью предмет с натуры. 3.Развивать эстетическое восприятие. 4.Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. |
4 неделя | Тема: «На птичьем дворе» | 1.Уточнить представления о домашних птицах. 2.Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции повторяя изображение одного предмета. 3.Развивать творческое восприятие. 4. Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам. |
Май | Тема: «Растения родного края» | 1. Продолжить знакомить детей с растительным миром родного края; познакомить с понятием «лекарственное растение». 2.Подводить детей к изображению выразительного образа одуванчиков. Закрепить знания детей в разных техниках. 3.Развивать культуры поведения на природе. 4. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому. |
Тема : «Знакомые насекомые» | 1. Совершенствовать естественно – научные представления детей (названия насекомых; особенности внешнего вида и их образа жизни; учить обобщать - насекомые.). 2.Побуждать детей передавать в рисунке форму, цвет, движение, закрепляя навыки рисования восковыми масляными красками. 3. Развивать наблюдательность. 4. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому. | |
Тема : «Насекомые» | 1.Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках. 2.Формировать умение самостоятельно рисовать пред мет, состоящий из симметричных частей и украшать предмет яркими цветами и красивыми узорами. 3. Развивать наблюдательность. 4.Воспитывать бережное отношение ко всему живому.. | |
Тема : «Скоро лето» | 1. Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи. 2. Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. 3.Развивать творческие способности. 4.Воспитывать интерес к природе, умение видеть её красоту. |
Учебно- тематический план. Старшая группа.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь 1 неделя | Тема: «Цветы на участке осенью» | 1. Расширить представления детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. 2.Закрепить приемы рисования пастелью 3. Развивать чувство композиции. 4.Воспитывать бережное отношение к окружающей. |
2 неделя | Тема: «Дары осени» | 1.Дать детям представление об осени, как времени года, когда созревают овощи , фрукты, грибы, семена. 2.Формировать умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. 3.Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. 4.Воспитывать любознательность. |
3 неделя | Тема: «То березка, то рябинка» | 1.Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. 2.Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания ( для листьев) при изображении березы 4.Воспитывать любовь к природе. |
4 неделя | Тема: «Осенний солнечный день» | 1.Уточнить знания детей о солнце осенью. 2.Учить детей создавать сюжетную композицию о осени. 2.Развивать умения определять погоду по приметам. 4.Воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение. |
Октябрь 1 неделя | Тема: «Волшебница – осень» | 1.Обобщить систематизировать знания детей об осени. 2 Закреплять приемы рисования красками, учить пользоваться палитрой. 3.Развивать эстетический вкус. 4 .Воспитывать бережное отношение растениям и животным. |
2 неделя | Тема: ««Домашние животные»» | 1. Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. 2. Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). 3.Развивать чувство формы, цвета пропорций. 4. Воспитывать у детей любовь к животным, желание за ними ухаживать; |
3 неделя | Тема: «Многообразие осенних листьев» | 1.Продолжать знакомить с природным явлением - листопад. 2.Познакомить с техникой печатания листьями. 3. Развивать наблюдательность эстетическое восприятие природных явлений. 4.Воспитывать любовь к природе. |
4 неделя | Тема: «Осенние заботы птиц» | 1.Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой. 2. Знакомить детей рисованием руками, печатанием крышки от флакона, баночки (диаметр 3-4 см), набирая краску крышкой; глаза рисовать кончи ком кисточки. 3.Развивать интерес к рисованию. 4.Воспитывать бережное отношение к птицам в осенний период. |
Ноябрь 1 неделя | Тема: «Поздняя осень» | 1. Расширять представления детей о характерных признаках осени. 2.Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование восковой свечой. 3.Развивать композиционные умения. 4. Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования. |
2 неделя | Тема: « Как звери к зиме готовятся» | 1.Закрепить знания детей о диких животных. 2. Закрепить умения пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», печать с мятой бумагой». 3. Развивать творческое воображение, наблюдательность , смекалку; 4.Воспитывать интерес к природе. |
3 неделя | Тема: «Перелет птиц» | 1. Расширять знания о водоплавающих птицах. 2. Подводить рисовать лебедей методом тычка, передавая величину и про порции частей тела птицы и различные движения. 3.Развивать творчество, инициативу. 4. Воспитывать бережное отношение к птицам. |
4 неделя | Тема: «Зачем зимой снег» | 1Углубить у детей знания основных свойств снега, о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. 2. Формировать умение рисовать дерево без листьев в техники монотипии. 3.Развивать способность наблюдать за объектом природы. 4.. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. |
Декабрь 1 неделя | Тема: «Удивительный лес» | 1.Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях. 2.Учить создавать изображение на тонированной бумаге, аккуратно наклеивать детали. 3.Развивать композиционные умения. 4. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. |
2 неделя | Тема: «Домашние животные-друзья человека» | 1.Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных. 2.Учить выразительно передавать в рисунке образы домашних животных. Выбирать животное по своему желанию. 3.Развивать желание помогать взрослым по уходу за ними. 4.Воспитывать заботливое отношение к животным. |
3 неделя | Тема: «Дикие животные» | 1.Уточнить и расширить представления детей об образе жизни: ежа, белки, зайца, медведя. 2. Учить вырезать фигуры овальной и круглой формы, аккуратно пользоваться клеем. 3.Развивать чувство формы, цвета и пропорций. 4.Воспитывать интерес, добрые чувства к животным. |
4 неделя | Тема: «Кто как зимует?» | 1. Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. 2. Закрепить навыки, приёмы нетрадиционного рисования: с мятой бумагой, восковыми мелками, ватными палочками. 3.Развивать эстетическое восприятие. 4.Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. |
Январь 1 неделя | Тема: «Снег, снежок» | 1.Уточнить и расширить представления детей о снеге; 2.Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. 3.Развивать навыки в рисовании концом кисточки. 4.Воспитывать интерес к зимним явлениям природы. |
2 неделя | Тема: «Защитите ель и сосну» | 1.Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. 2. Подводить изображать елку нетрадиционным способом «монотипия», снег манной крупой. 3.Развивать эстетическое восприятие. 4. Воспитывать интерес, добрые чувства к окружающей природе. |
3 неделя | Тема: «Снежный хоровод» | 1.Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад . 2.Закрепить приемы разбрызгивания краски зубной щеткой. 4.Развивать способность наблюдать за объектом природы, замечать их изменения. 4.Воспитывать желание видеть красоту окружающего мира. |
4 неделя | Тема: Волшебница-зима» | 1.Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности. 2.Закрепить приемы работы со свечой без предварительного прорисовывания. 3.Развивать у детей эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в рисунках. 4.Воспитывать интерес к зимним явлениям природы. |
Февраль 1 неделя | Тема: «Жизнь птиц зимой» | 1.Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; 2.Учить передавать в рисунке образ птицы. 3Развивать навыки тонирования бумаги акварелью. 4.Воспитывать доброе отношение к природе. |
2 неделя | Тема: « Я в подводном мире» | 1. Развивать представления детей о рыбах. 2.Учить превращать отпечатки ладо ней в рыб, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. 3.Развивать желание использовать в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. 4.Воспитывать интерес к природе. |
3 неделя | Тема: «Пройдет зима холодная…» | 1. Уточнять представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. 2.Закреплятьумение детей обводить трафареты, самостоятельно дорисовывать мелкие детали. 3.Развивать эстетическое восприятие зимних явлений, зимних раз- влечений. 4.Воспитывать доброе отношение к природе. |
4 неделя | Тема: «Ветка весеннего дерева» | 1.Познакомить с первыми признаками пробуждения природы после долгой зимы. 2.Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. 3.Развивать умение правильно передавать расположение частей дерева. 4.Воспитывать доброе отношение к природе. |
Март 1 неделя | Тема: «Расскажем медвежонку о весне» | 1. Расширять и уточнять представления детей о весенних изменениях в природе. 2. Учить передавать характерные признаки весны, используя способ «монотипия». 3.Развивать самостоятельность, аккуратность. 4.Воспитывать эстетическое восприятие |
2 неделя | Тема: «Поможем природе» | 1.Формировать у детей понятие необходимости бережного и заботливого отношения к природе. 2. Подводить изображать картины природы нетрадиционной техникой рисования (граттаж); 3. Развивать творчество, фантазию, воображение и мелкую моторику пальцев рук. 4.Способствовать воспитанию любви к природе. |
3 неделя | Тема: «Первые цветы» | 1.Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. 2.Учить рисовать подснежники с восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. 3. Развивать цветовосприятие. 4.Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь. |
4 неделя | Тема: «О чем поют весной птицы?» | 1.Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц. 2.Учить рисовать птицу с использованием «печатание ладошкой». 3.Развивать чувство формы, цвета, пропорций. 4.Воспитывать доброе, заботливое от ношение к птицам. |
Апрель 1 неделя | Тема: «Весна-красна» | 1.Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе. 2.Учить рисовать солнышко по личному представлению: лучистое, искристое, используя птичье перо и катушки от ниток, морковь как печатку. 3.Развивать композиционные умения. 4.Воспитывать чувство любви к природе. |
2 неделя | Тема : «Человек и природа» | 1.Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия чело века с природой, формировать представление о правильном поведении в природной среде. 2. Совершенствовать навыки рисования ветки весеннего дерева, передавая в рисунке ее особенности, технический прием нанесения листьев способом примакивания. 3.Развивать умение располагать изображения на полосе внизу листа. 4. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, дружеские отношения в коллективе |
3 неделя | Тема: «Зеленая аптека» | 1.Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях. 2.Совершенствовать умения в данных техниках( восковой мелок+ акварель, обрывание, тычкование ). 3.Развивать способность наблюдать явления пироды. 4.Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. |
4 неделя | Тема: «Красная книга сигнал опасности» | 1. Познакомить детей с Красной книгой охраняемыми растениями и животными. 2.Закрепить умения детей рисовать цветы, охраняемые Красной книгой . 3.Развивать технические умения –умело пользоваться восковыми мелками, развивать композиционные умения. 4. Воспитание бережного отношения к природе, желание беречь и защищать природу. |
Май | Тема: «Насекомые» | 1.Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. 2. Учить соблюдать пропорции предметов при рисовании; формировать умение создавать сюжетные композиции. 3. Развивать творческое воображение, фантазию; умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. 4. Воспитывать любовь к природе; чувство восхищения ее красотой. |
2 неделя | Тема: «Насекомые и цветы созданы друг для друга»» | 1.Показатьдетям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе; Формировать реалистические представления о природе. 2.Продолжить знакомить с техникой рисования «монотипия». 3.Развивать умения видеть половину изображения, наносить его на половину листа около сгиба, чтобы при раскладывании получить целое изображение 4.Вызвать интерес к окружающему миру, |
3 неделя | Тема: «Природа и человек» | 1.Научить узнавать деревья по породам, описывать их; 2.Учить бережному отношению к деревьям при сборе березового сока. 3.Развивать рисование пальчиком. 4.Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. |
Тема: «Лето на пороге» | 1. Расширять кругозор детей. Закрепить знания о летних изменениях в природе. 2. Совершенствовать навыки нетрадиционной техники в рисовании ластиком. 3.Развивать умение детей передавать в рисунке характерные особен ности цветов: форму и строение, его величину, расположение на стебле и в букете. 4.Воспитывать любовь к родному краю эмоциональную отзывчивость |
Учебно - тематический план. Подготовительная группа.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь 1 неделя | Тема: «Начало осени» | 1.Обратить внимание детей на то, ка кие осенние изменения происходят в природе. 2.Учить смешивать основные цвета и получать новые. 3. Развивать умение изображать по замыслу с учетом теплого цвета. 4.Воспитание экологической культуры, чувства сопереживания и любви к природе. |
2 неделя | Тема: «Почему осенью листья желтеют итак легко опадают с деревьев?» | 1.Продолжать обучение распознанию природных объектов. 2.Закреплять знания детей о теплых цветах, характерных для осени. 3.Развивать умение смешивать цвета, мазком накладывать их на бумагу. 4.Побуждать создавать красочный ковер с осенними листьями. |
3 неделя | Тема: «Деревья родного края» | 1. Продолжать знакомить с разными видами деревьев, представлять крону того или иного знакомого дерева, рисовать его силуэт и обрывать по контуру, рисовать ствол с расходящимися листьями; 2.Развивать умение рисовать листья деревьев разными способами: примакива нием, тычком жесткой кисти, пятнами. 3.Упражнять в смешивании красок для получения нужного цвета. 4. Воспитывать любовь к Родине, к русской природе, знать свои «родные деревья». |
4 неделя | Тема: «Ранняя осень» | 1. Отработка понятия «осень- время года», приметы осени, изменения в природе с приходом осени. 2.Продолжать знакомство детей с пейзажем (М. Нестеров «Осенний пей заж») 3.Развивать умение создавать образ деревьев, трав, отражающихся в пруду в технике монотипии. 4.Воспитание экологической культуры, чувства сопереживания и любви к природе. |
Октябрь 1 неделя | Тема: «Перелетные птицы» | 1.Расширить представления детей о перелетных птицах. 2.Вызывать интерес к изображению птиц в движении. 3.Способствовать созданию динамичных композиций. Упражнять в рисовании восковым мелком и акварелью 4. Воспитывать чувство сопричастности с окружающей природой |
2 неделя | Тема: «Солнце- источник тепла и света» | 1.Дать детям представления о том, что солнце является источником света и тепла. 2. Формировать навык у детей создавать выразительный образ солнца. 3. Развитие у детей творческих способностей, воображения средствами нетрадиционного рисования. 4.Воспитывать бережное отношение к природе. |
3 неделя | Тема: «Золотая осень» | 1.Развивать познавательные интересы; 2.Закрепить прием рисования мятой бумагой. 3.Продолжать знакомить с жанром изобразительной деятельности-пейзажем. 4.Воспитывать устойчивое внимание , наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее |
4 неделя | Тема: «Жизнь зверей осенью» | 1.Расширить кругозор а и представления детей об изменениях в жизни зверей осенью. 2. Закрепление изученных ранее способов нетрадиционного рисования на бумаге; 3. Развивать умения у детей воплотить в рисунке характерные признаки ежа, творчески дополнять изображение деталями, передавать цвет, пропорции между частями; 4. Воспитывать сочувствие, заботливое отношение к животным, желание рисовать и получать удовлетворение от выполненной работы |
Ноябрь 1 неделя | Тема: «Царица – водица» | 1. Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представление об основных источниках за грязнения воды, его последствиях. 2.Познакомить с техникой рисования при помощи коктейльных трубочек. 3.Развивать умение передавать образ дождливой погоды в холодной гамме. 4. Воспитывать бережное отношение к природе. |
2 неделя | Тема: «Домашние животные» | 1.Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида. 2.Учить рисовать корову, продолжать развивать умение продумывать композиционное построение изображения, 3.Развивать умение смешивать краски, развивать воображение, память. 4. Воспитывать бережное отношение к природе. |
3 неделя | Тема: «Для чего растению нужны семена» | 1. Закрепить представления детей о том, что семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения. 2. Закреплять умение рисовать разны ми нетрадиционными техниками (рисование по сырому, выдувание, прима кивание губкой, располагать изображение по всему листу. 3.Развивать желание использовать в работе разные техники рисования 4. Воспитывать интерес изобразительной деятельности, умение видеть красоту природы. |
Декабрь 1 неделя | Тема: «Зимушка –зима» | 1.Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в при- роде. 2.Учить эстетическому восприятию природы, средствами передачи выра -зительности пейзажа. 3.Развивать творчество, фантазию. 4.Воспитывать интерес к изучению при роды, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. |
2 неделя | Тема: «Зимние деревья» | 1.Закреплять знания о строении дерева и о жизни растений зимой. 2.Учить детей применять разные изобразительные средства для создания образа. 3Развивать навыки рисования по представлению. 4. Воспитывать интерес изобразительной деятельности, умение видеть красоту природы. |
3 неделя | Тема: «Этажи леса» | 1. Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы. 2. Учить использовать полученные знания в рисовании. 3. Развивать память, логическое мышление, внимание, творческое воображение 4. Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь. |
4 неделя | Тема: «Роль деревьев в природе» | 1.Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. 2.Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные, грибы. 3.Учитьрисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. 4. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесом в целом. |
Январь 1 неделя | Тема: «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | 1.Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. 2. Учить изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; 3.Развивать умение использовать при изображении шерсти разные методы рисования 4. Воспитывать интерес к природе. |
2 неделя | Тема: «Лесные хищники» | 1.Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. 2.Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных». 3.Продолжать учить рисовать зубной щеткой, и методом тычка жесткой полусухой кистью. 4. Воспитывать интерес к природе. |
3 неделя | Тема: «Жизнь птиц зимой» | 1.Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах. 2.Продолжать учить пальчиковой живописи, добиваться четкого оттиска. 3.Закрепить приемы рисования деревьев. 4.Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. |
4 неделя | Тема: «Как растения приспособились зимовать» | 1. Продолжить знакомить с разнообразием видов растений в природе. Способы приспособления растений к сезонным изменениям в природе. Деревья, кустарники, травы: их характерные признаки. 2.Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. 3. Использовать для изображения сне га навыки рисования методом «набрызги» 4. Воспитывать интерес к природе. |
Февраль 1 неделя | Тема: «Город, в котором хотел бы я жить» | 1. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. 2. Развивать творческие способности, мышление 3. Учить детей передавать свои впечатления о любимом городе; развивать умение рисовать дома и улицы ночного, родного города, используя нетрадиционный способ рисования – граттаж (черно-белый) 4. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города. |
2 неделя | Тема: «Зимние явления в природе» | 1. Закрепить знания о зимних явлениях 2.Продолжать учить рисовать пейзаж, дополнять свой рисунок ватой и манной крупой. 3.Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад». 4.Воспитывать желание любоваться зимней природой |
Март 1 неделя | Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами» | 1.Закрепить и обобщить приметы ранней весны. 2. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. 3.Развивать умение половину листа протирать губкой 3.Воспитывать у детей любовь к природе, развивать интерес к природе. |
2 неделя | Тема: «Ранняя весна» | 1. Закреплять знания детей о перелетных птицах. 2. Продолжать учить рисовать методом оттиск с мятой бумагой, тычок сухой жесткой кистью 3.Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. 4.Воспитывать любовь к природе. |
3 неделя | Тема: «Комнатные растения» | 1. Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухо да, которые могут их восполнить. 2. Учить рисовать с натуры комнатные растения используя нетрадиционные методы рисования. 3.Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. 4.Воспитывать любовь к природе. |
4 неделя | Тема: «Красная книга» | 1. Познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. 2. Подводить рисованию по желанию обитателей книг, ранее приобретенными навыками рисования. 4.Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут. охраняют заповедные уголки природы. |
Апрель 1 неделя | Тема: «Весенние заботы о птицах» | 1.Расширить представления детей о перелетных птицах. Познакомить с особенностями внешнего вида птицы. 2.Учить передавать в рисунке образ птицы – скворца, используя техники «рисования ладошкой», «отпечатывание»; 3. Развивать умение располагать рисунок в центре листа, сочетать нетра диционные техники рисования с рисованием кистью, пальчиком; 4. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание заботиться о них; |
2 неделя | Тема: «Кто живет в воде» | 1.Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. 2.Учить детей рисовать лебедей методом тычка, передавая величину и пропорции частей тела птицы и различные движения. 3.Развивать чувство формы и композиции 4. .Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. |
3 неделя | Тема:» Что мы сажаем, сажая леса» | 1.Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека. 2. Продолжать учить рисовать деревья методом тычка. 3.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. 4. Воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту природы. |
4 неделя | Тема: «Знакомство с садовыми растениями» | 1. Познакомить с новым садовым растением – тюльпаном. 2. Закрепить освоенные детьми навыки и умения в работе с разными материала ми, дать каждому ребёнку возможность творчески применить их. 3. Развивать композиционные умения при работе с обрывной бумагой. 4. Воспитывать чувства эмоциональной отзывчивости. |
Май | Тема: «Шестиногие малыши» | 1. Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения; 2. Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист 3..Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. |
Тема: «Сады в цвету» | 1.Закреплять названия садовых деревьев; 2. Познакомить с внешним видом дико растущей черемухи 3. Учить рисовать черемуху методом тычка. 4. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве | |
Тема: «Зеленая аптека» | 1. Познакомить детей с основными лекарственными растениями. 2. Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой. 3.Развивать изобразительные навыки и умения. 4.Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека | |
Тема: «Мы защитники природы» | 1. Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. 2.Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. 4.Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы . |
Литература
- Волегова Н.Р. Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной
деятельности как способ развития детей дошкольного возраста
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. –
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. –
192с., ил
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-
Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Просвещение, 1982. – 208., ил., 16 л. Вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по изобразительному искусству"Природа и художник" Тематический блок: "Мир природы"
Данный материал подготовлен на основе программы Т.А. Копцевой "Природа и художник"...
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой. (младший возраст)...
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой....
Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» Авторы: Матвеева А.С., Семенова Е.С
В данной программе, изложен перспективный план и отчет по кружковой работе "Природа и художник"...
Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» Авторы: Семенова Е.С., Матвеева А.С.
В данном материале содержится программа и отчет кружковой работы по нетрадиционной технике рисования "Природа и художник" группы "Светлячки" за 3 года...
Программа кружковой работы подготовительной группы «Теремок» по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник»
В данном материале содержится перспективный план по кружковой работе подготовительной группы "Теремок" по нетрадиционной технике рисования "Природа и художник"...
Консультация по теме «Синтез искусств», программа «Природа и художник» Т.А.Копцева
Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности, вот основная смысловая установка программы «Природа и художник». Ребенок- х...