Программа кружковой работы подготовительной группы «Теремок» по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Матвеева Анна Степановна

В данном материале содержится перспективный план по кружковой работе подготовительной группы "Теремок" по нетрадиционной технике рисования "Природа и художник"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МБДОУ

ЦРР-Д\с №19 «Василек»

                                                     

от«___» ____________2017г.

                                                                            __________ / Сенкевич Г.В./    

                                                             

Программа

Кружковой работы подготовительной группы «Теремок»

по нетрадиционной технике рисования

«Природа и художник»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребенка - детский сад

№ 19 «Василек»

Срок реализации 3 года

на 2017 – 2018 учебный год

                                                                                                         

Составили воспитатели:

 Матвеева А.С.

Семенова Е.С.

Якутск 2017г                                                                            

                                                                               ….Это правда! Ну чего же тут

                                                        скрывать?      

                                                                          Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                     На бумаге, на асфальте, на стене

                                                     И в трамвае на окне….      

                                                                                                                                    Э. Успенский

  1. Пояснительная записка

            Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» для детей 4-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Природа и художник» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся  под девизом: Я чувствую  Я представляю Я воображаю Я творю.

Актуальность программы «Природа и художник» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Природа и художник».

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 4-7  лет.

Задачи:

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 Отличительные особенности программы заключаются в том, что

наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождении до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В соответствии  с Федеральными государственными образовательным стандартом основной общеобразовательной программы дошкольного образования нами разработана программа  «Природа и художник» на 2015-2016 учебный год. В программе Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на наш взгляд, места отводится нетрадиционной.

 В ходе  реализации программы «Природа и художник» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • Резерв (рисование восковыми мелками и парафином)
  • монотипия;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • рисование на мокрой бумаге;

Дети в возрасте 6-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более двадцати человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на три года. Она охватывает: среднюю группу – от 4 до 5 лет; старшую группу – от 5 до 6 лет, не более  20 - 25 минут; подготовительная к школе группу – от 6 до 7 лет, не более  25-30 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

 Ожидаемый  результат:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение  и любовь к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности и уважение друг другу, желанием помочь.

В программе «Природа и художник» разработан механизм диагностирования и сравнительного анализа  образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

     

2.  Учебно-тематический план

Программа «Природа и художник» это  система занятий по изобразительной деятельности с использованием  нетрадиционных  техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Зимние забавы», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Кляксочки». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

                                                                                       

3 год обучения

Сентябрь

«Деревья»

1

Октябрь

«Овощи, фрукты»

                 2

Ноябрь

«Животные»

                 2

Декабрь

«Зимние забавы»

                 2

Январь

«Сказки»

                 2

Февраль

«Игрушки»

                 2

Март

«Цветы»

                 2

Апрель

«Птицы»

                 2

Май

«Загадки Кляксочки»

                 2

                                                 

                                   Общее количество занятий по Программе:  17              

3.Содержание программы

3.1.  Перспективное  планирование второго года обучения - старшая группа.

Месяц

     №

       Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1

«Деревья»

«Осенний натюрморт»

Познакомить детей с жанром натюрморта; продолжать учить работать в технике «набрызг». Учить правильно пользоваться зубной щеткой во время работы; развивать глазомер, внимание, усидчивость; обращать внимание детей на многоцветье окружающего мира; воспитывать чувство любви к красоте родной природы. (Н.Н. Леонова)

Октябрь

2

3

«Овощи, фрукты»

«Дары природы»

«Фрукты»

 

Совершенствовать технику рисования «монотипия».

 Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта.

 Продолжать развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе. (Казакова)

Продолжать совершенствовать технику по–сырому с отражением.

 Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов.

 Развивать чувство композиции. Воспитывать самостоятельность. (Комарова)

 

Ноябрь

4

5

«Птицы»

«Снегири на ветках»

«Голуби на черепичной крыше»

 Совершенствовать навыки рисования способом «тычка».

 Развивать умение самостоятельно создавать композицию. Воспитывать бережное отношение к птицам. (Казакова)

Совершенствовать навыки нетрадиционной техники – трафарет.

Развивать у детей чувство цвета и композиции.

Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности.

(Казакова)

Декабрь

6

7

«Зимние забавы»

«Зима» (зимний пейзаж с элементами нетрадиционного рисования)

«Северное сияние» (комбинированная техника)

Продолжать знакомить детей с зимним пейзажем; учить работать с  нетрадиционной техникой рисования; развивать у детей интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться вам. Воспитывать умение давать эстетические оценки и суждения к своей работе. (Леонова)

Знакомство с комбинированной техникой нетрадиционного рисования. Продолжать знакомить детей с животными Севера, особенностями северного сияния; активизировать самостоятельность детей в выборе изобразительных средств; развивать чувство цвета и композиции; воспитывать интерес к познанию природы Севера. (Леонова)

Январь

 

 

8

9

«Животные»

«Пингвины»

«Черепаха»

Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания; расширять знания об окружающем мире; учить рисовать пингвинов с помощью трафарета. Развивать внимание, память, речь и мелкую моторику руки. Воспитывать бережное отношение к животным.(Никитина)

 Продолжать учить детей работать восковыми мелками и акварелью. Воспитывать эстетическое восприятие природы; учить изображать животных; развивать цветовосприятие и чувство композиции. (Никитина)

Февраль

10

11

«Сказки»

«Лисичка-сестричка»

«Путаница-перепутанница» (комбинированная техника)

 

Закрепить умение работать печатью по трафарету. Развивать у детей способность создавать сюжетную композицию, располагая изображения животных в соответствии с задуманным сюжетом. Воспитывать любовь к сказкам. (Никитина)

Продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского; вызвать интерес к сюжетному рисованию по мотивам шуточных стихов; формировать композиционные умения; доставить детям радость; обогатить словарный запас детей; развивать память и внимание и творческое воображение. Воспитывать чувство юмора. (Леонова)

Март

12

13

«Цветы»

«Цветочек в горшочке»

«Нежные подснежники» (монотипия)

Закрепить приемы работы в  технике кляксография.

 Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов.

 Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Развивать внимание, память, чувство цвета и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. (Казакова)

Воплощение в художественной форме представления о первоцветах с использованием монотипии; совершенствовать технику рисования кляксографией (двойная печать на бумаге), равномерно распределять краску на поверхности; развивать внимание, память и мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к природе. (Леонова)

  Апрель

14

15

«Игрушки»

«Плюшевый медвежонок»

«Игрушки для детского сада»

 Помочь детям освоить новый способ изображения-рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость)

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.

Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. (Давыдова)

 Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности форм предметов.

 Продолжать учить детей использовать техники рисования: пальцеграфия, штампы, печатки, набрызг.

 Развивать самостоятельность, творческую активность. Воспитывать любовь к игрушкам. (Казакова)

   Май

16

17

«Загадки Кляксочки»

«Нарисуем сказку» (итоговый педагогический мониторинг)

«КВН по изобразительной деятельности»

Выявление уровня особенностей предпочтений детей в видах и жанрах нетрадиционного искусства рисования и изобразительной деятельности, изобразительных инструментах, техниках и сформированности представлений о них; закреплять знания, умения и навыки детей по изобразительно-творческой деятельности; воспитывать творчество и воображение. (Леонова)

Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения нетрадиционной техники рисования.

Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях.

Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства.

Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный изобразительно-художественному искусству. (Давыдова)

                                               

Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.  Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.  

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным,  увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Список литературы

  1. А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016
  2. Волегова Н.Р. Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. – 192с., ил
  5. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
  6. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование, интегрированные занятия.-Волгоград: Учитель.-282
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
  8. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 208., ил., 16 л. Вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимушка - Зима" рисование в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник рисования

Занятие очень интересное и проходит на одном "дыхании". Техника рисования солью, трафаретами из самоклейки, клеем и манкой прекрасна. Родители  от таких работ были в полном восторге....

Программа кружковой работы в группе предшкольного образования. « Мы твои друзья, природа».

В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые...

Интегрированной НОД по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования и здоровьесберегающих технологий

по теме: «На поиски сокровищ».Программное содержание: Расширить представление детей о подводных обитателях и растениях, познакомить с нетрадиционной техникой изображения. Формировать навыки работы с н...

Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» Авторы: Матвеева А.С., Семенова Е.С

В данной программе, изложен перспективный план и отчет по кружковой работе "Природа и художник"...

Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Природа и художник» Авторы: Семенова Е.С., Матвеева А.С.

В данном материале содержится программа и отчет кружковой работы по нетрадиционной технике рисования "Природа и художник" группы "Светлячки" за 3 года...

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами нетрадиционных техник рисования. Тема: «Военная техника».

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами нетрадиционных техник рисования. Тема: «Военная техника».Вид изобразительной деятельности: тематическое рисование.Техника: рисовани...