Воронежская матрешка
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Симонова Надежда Петровна

Тема НОД«Воронежская  матрешка».

 

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.

• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.

Развивающие:

• Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;  умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе со штампами.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке)

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения,  исполнение, совместное действие

Ход занятия.

1. Организационный момент.

 Воспитатель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям. У нас сегодня много гостей, они пришли познакомиться с нами и посмотреть, что мы будем делать. Давайте мы им поможем познакомиться с нами.

Доброе утро!

Наша группа №5

Открытое занятие будем начинать

Воспитатель: А теперь присаживаемся на стульчики.

Воспитатель: какие вы сегодня нарядные и я тоже)

Интересно на кого мы похожи?

На матрешки

Воспитатель: точно! на матрешки.

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

 Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская... (Матрешка.)

Воспитатель: а не хотели бы вы отправится со мной в музей? Посмотреть на настоящих матрешек?

да

идем с детьми к выставке

  • матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет платка с повязанным кончиками, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором много много ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
  • Полхов-Майданская

https://sun9-43.userapi.com/impg/-mClRTGEtgkC18w8xmlPknwvsxF758MEtMyN_w/3cirDo2RI6U.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=9e8cda7c62568d626c1ba8d827c2baef&type=album
 

  • Семёновская матрешка
  • Одета в сарафан, рубашку, платок с повязанным кончиками, передник, а в правой руке она держит большой букет цветов
  • Который прикрывает весь фартук

https://sun9-23.userapi.com/impg/PcCKbMjOIRhZXUvptZPUt8ALkl4KDyM96-J1JQ/DwMg-velaCI.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=01277c51b968394c97b15b6fafd0ae05&type=album

 

  • Загорские матрёшки
  • Очень Устойчивая , на ней рубашка с расшитыми рукавами, сарафан, фартук и платок с повязанным кончиками

https://sun9-61.userapi.com/impg/DlRdnHpUd2YIiC1wL_auBUcvxfPoPbypVqBPPw/1zaWaO-CUOE.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=4d90491d6d58cf980e6f6919c83a8ca8&type=album

image

Воспитатель: интересно., а от куда они появились?

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран

 

                 №1   Видео «ИСТОИЯ МАТРЕШЕК»

 

Воспитатель: ребята, интересно было узнать от куда появилась матрешка?

Смотрите, а вот еще одна матрешка.

 

  • Воронежская.
  • Из нашего с вами города
  • От всех матрёшек отличается формой. Похожа на капельку или яйцо. Одета в народный костюм Воронежской губернии. рубашка с расшитыми рукавами , юбка черная, платок с яркими цветами.

https://sun9-72.userapi.com/impg/5OJ33LcGgt08vBtDUzEmXhIR_cyjG0y0WVB_gA/krK4Bu2sgqo.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=bcd12612e555b06b45730da6d1f9be0f&type=album

 

Воспитатель: а вы хотели бы, превратится в матрешек и потанцевать.

(включить музыку)

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас красные сапожки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки

image

 

- Ребята, из чего сделана матрешка? (Из дерева.)

— Значит, она какая? (Деревянная.)

- а вы знаете, как изготавливают эти матрешки? знаете?

 

 

 Воспитатель: предлагаю заглянуть на фабрику к мастерам, которые делают матрешек.

 

№2 Видео «завод»

 

(В гости приходит кукла в наряде воронежском.)

image

  • Я , Матрёшка из Воронежа,
    Словно капелька росы.
    У меня своя изюминка и наряда и красы ...................................
  • Юбочка моя –панёва,
    Чёрный тон! Есть символ в нём.
    Разделённый он на клетки,
    Как крестьянский чернозём.
    Голова платком барановским
    Принакрыта, «моды писк»
    Рдеет ярким красным пламенем
    И аллеет маков лист.................
  • Приглядись ко мне внимательно,
    Ведь неповторима я
    И живёт со мною
  • рядом вся матрёшкина семья................

 

Воспитатель: давайте внимательно посмотрим на ее наряд.

( показываю матрешку и куклу, сравниваем их, и проговариваем названия одежды

     Рубаха

Главной частью костюма, была рубаха. Вышивка на ней имела особое значение, она украшала и оберегала.

      Панева

Юбку называли панева, она была черного цвета, этот цвет означал чернозем, цвет земли.

     Передник

Сверху паневы одевался передник, мы его называем фартук, он защищал от загрязнения и служил украшением.

     Головной убор.

Женщины носили на голове платок, а в праздники одевали кокошник.

 

Воспитатель: у меня есть матрешка, но в ней, чего-то не хватает, давайте посмотрим чего именно.

узоров

 

воспитатель: давайте с вами, немножко побудем мастерами и сделаем эти узоры для матрешки.

Практическая работа:

Дети одевают фартуки и садятся за столы.

Воспитатель: работать мы будем в технике «тэмпонирование», мы будем работать в парах, пара это те кто сидит друг на против друга. Правый ряд берет ленту и делает рисунок с помощью штампа красной краской, затем отдает тому, кто сидит на против летну, и другой делает узор черной краской.

Как все сделали эти ленты приклеивает на рубашку и передник у заготовленной матрешки.

image

Подводим итоги:

Воспитатель: посмотрите, теперь матрешка стала красивой и как настоящая. Вам понравилось  рисовать?

А что вам больше всего запомнилось на занятии?

Воспитатель: вы большие молодцы, а это вам мои подарки!

(Дарю подарки, прощаемся)

Воспитатель: говорим досвидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotkiy_konspekt_ns_portal.docx899.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД«Воронежская  матрешка».

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.

• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.

Развивающие:

• Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;  умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе со штампами.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке)

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения,  исполнение, совместное действие

Ход занятия.

1. Организационный момент.

 Воспитатель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям. У нас сегодня много гостей, они пришли познакомиться с нами и посмотреть, что мы будем делать. Давайте мы им поможем познакомиться с нами.

Доброе утро!

Наша группа №5

Открытое занятие будем начинать

Воспитатель: А теперь присаживаемся на стульчики.

Воспитатель: какие вы сегодня нарядные и я тоже)

Интересно на кого мы похожи?

На матрешки

Воспитатель: точно! на матрешки.

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

 Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская... (Матрешка.)

Воспитатель: а не хотели бы вы отправится со мной в музей? Посмотреть на настоящих матрешек?

да

идем с детьми к выставке

  • матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет платка с повязанным кончиками, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором много много ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
  • Полхов-Майданская

https://sun9-43.userapi.com/impg/-mClRTGEtgkC18w8xmlPknwvsxF758MEtMyN_w/3cirDo2RI6U.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=9e8cda7c62568d626c1ba8d827c2baef&type=album

  • Семёновская матрешка
  • Одета в сарафан, рубашку, платок с повязанным кончиками, передник, а в правой руке она держит большой букет цветов
  • Который прикрывает весь фартук

https://sun9-23.userapi.com/impg/PcCKbMjOIRhZXUvptZPUt8ALkl4KDyM96-J1JQ/DwMg-velaCI.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=01277c51b968394c97b15b6fafd0ae05&type=album

  • Загорские матрёшки
  • Очень Устойчивая , на ней рубашка с расшитыми рукавами, сарафан, фартук и платок с повязанным кончиками

https://sun9-61.userapi.com/impg/DlRdnHpUd2YIiC1wL_auBUcvxfPoPbypVqBPPw/1zaWaO-CUOE.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=4d90491d6d58cf980e6f6919c83a8ca8&type=album

Воспитатель: интересно., а от куда они появились?

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран

                 №1   Видео «ИСТОИЯ МАТРЕШЕК»

Воспитатель: ребята, интересно было узнать от куда появилась матрешка?

Смотрите, а вот еще одна матрешка.

  • Воронежская.
  • Из нашего с вами города
  • От всех матрёшек отличается формой. Похожа на капельку или яйцо. Одета в народный костюм Воронежской губернии. рубашка с расшитыми рукавами , юбка черная, платок с яркими цветами.

https://sun9-72.userapi.com/impg/5OJ33LcGgt08vBtDUzEmXhIR_cyjG0y0WVB_gA/krK4Bu2sgqo.jpg?size=1280x719&quality=96&sign=bcd12612e555b06b45730da6d1f9be0f&type=album

Воспитатель: а вы хотели бы, превратится в матрешек и потанцевать.

(включить музыку)

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас красные сапожки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки

- Ребята, из чего сделана матрешка? (Из дерева.)

— Значит, она какая? (Деревянная.)

- а вы знаете, как изготавливают эти матрешки? знаете?

 Воспитатель: предлагаю заглянуть на фабрику к мастерам, которые делают матрешек.

№2 Видео «завод»

(В гости приходит кукла в наряде воронежском.)

  • Я , Матрёшка из Воронежа,
    Словно капелька росы.
    У меня своя изюминка и наряда и красы ...................................
  • Юбочка моя –панёва,
    Чёрный тон! Есть символ в нём.
    Разделённый он на клетки,
    Как крестьянский чернозём.
    Голова платком барановским
    Принакрыта, «моды писк»
    Рдеет ярким красным пламенем
    И аллеет маков лист.................
  • Приглядись ко мне внимательно,
    Ведь неповторима я
    И живёт со мною
  • рядом вся матрёшкина семья................

Воспитатель: давайте внимательно посмотрим на ее наряд.

( показываю матрешку и куклу, сравниваем их, и проговариваем названия одежды

     Рубаха

Главной частью костюма, была рубаха. Вышивка на ней имела особое значение, она украшала и оберегала.

      Панева

Юбку называли панева, она была черного цвета, этот цвет означал чернозем, цвет земли.

     Передник

Сверху паневы одевался передник, мы его называем фартук, он защищал от загрязнения и служил украшением.

     Головной убор.

Женщины носили на голове платок, а в праздники одевали кокошник.

Воспитатель: у меня есть матрешка, но в ней, чего-то не хватает, давайте посмотрим чего именно.

узоров

воспитатель: давайте с вами, немножко побудем мастерами и сделаем эти узоры для матрешки.

Практическая работа:

Дети одевают фартуки и садятся за столы.

Воспитатель: работать мы будем в технике «тэмпонирование», мы будем работать в парах, пара это те кто сидит друг на против друга. Правый ряд берет ленту и делает рисунок с помощью штампа красной краской, затем отдает тому, кто сидит на против летну, и другой делает узор черной краской.

Как все сделали эти ленты приклеивает на рубашку и передник у заготовленной матрешки.

Подводим итоги:

Воспитатель: посмотрите, теперь матрешка стала красивой и как настоящая. Вам понравилось  рисовать?

А что вам больше всего запомнилось на занятии?

Воспитатель: вы большие молодцы, а это вам мои подарки!

(Дарю подарки, прощаемся)

Воспитатель: говорим досвидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Проект: «Воронежская Матрешка»

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творческий потенциал, д...

презентация "Воронежская матрешка"

Мастер-класс с пошаговыми фото по изготовлению сувенира -  "Воронежская матрешка"...

Конспект образовательной деятельности "Воронежская матрешка"

В конспекте раскрывается методика ознакомления детей с краеведением с помощью художественно-эстетического восприятия народно-прикладного искусства....

Презентация "Воронежская матрешка". Часть 1

Презентация работы по ознакомлению дошкольников с одним из народных промыслов Воронежской области....

Презентация "Воронежская матрешка". Часть 2

Презентация работы по ознакомлению дошкольников с воронежской матрешкой, как одним из промыслов Ворнежской области...

Проект "Воронежская матрешка"

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами....