Проект: «Воронежская Матрешка»
проект по теме
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshki.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида 80"
Проект: «Воронежская Матрешка»
Воспитатель: Смирнова Е.А
Воронеж 2014
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
В настоящее время в центре внимания общества находится проблема развития одаренности детей. Основой для развития художественно-творческой одаренности является дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте начинается становление личности ребенка, раскрываются потенциалы и способности, в том числе и художественные. Дошкольный возраст является сензитивным для развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста, которая проявляется у ребенка в творческом продукте и учитывает нравственные ценности социума.
Цель проекта:
Развитие художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста, передача детям творческого опыта, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.
Задачи проекта:
Обучающие:
• познакомить с историей возникновения матрешки и видами росписи;
• изучить происхождение Воронежской матрешки;
• знакомить с народными прикладными промыслами по производству матрёшек; обогащать представления о материале характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения);
• развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);
• познакомить с традиционным народным костюмом Воронежской области;
• научиться владеть техникой работы папье-маше инструментами и приспособлениями для росписи матрешки;
• формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления матрешки.
Воспитательные:
• формировать устойчивый интерес к художественному творчеству;
• воспитывать чувство ответственности;
• воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• формировать духовно – нравственные чувства на основе изучения традиций родного края;
• ориентировать родителей на духовно – нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Воронежа;
Развивающие:
• создавать условия для развития одаренности личности, раскрытия его способностей к творчеству;
• развивать положительные эмоции и волевые качества;
• развивать моторику рук, глазомер.
Всем нам нужно знать народное искусство своей страны. В этом залог сохранения художественной культуры прошлых поколений, развития ее традиций. Такая работа способствует формированию общих интересов детей и родителей, эмоциональной и художественной близости и развивает художественно-творческую одаренность детей, раскрывая их потенциалы и художественные способности.
Я решила познакомить детей с народным творчеством Воронежского края, чтобы воспитывать их на материале истории своего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с изделиями народных умельцев Воронежа. Это даёт возможность нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свой край, богатый славными традициями.
Предварительная работа:
Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме: «Русская матрешка»:
- беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров;
- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек;
- разучивание с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках;
- обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала (древесины), из которого они выточены;
- загадывание загадок о матрешках;
- чтение стихотворений о матрешках;
- рассматривание узоров рисунков в альбоме для раскрашивания;
- изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.
Первым этапом работы было знакомство с историей появления первой матрешки на Руси. Матрешка – деревянная игрушка, ставшая символом нашей страны и одним из самых любимых сувениров.
В зависимости от места изготовления, куклы отличаются друг от друга формой и росписью. Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. Такая форма обусловлена исторически: в Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц. Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма.
Из картона дети вырезывали матрёшек разного размера и расписывали их. Эти матрёшки помогали нам на занятиях математики осваивать порядковый счёт, играть в игру «По порядку становись». Из геометрических фигур дети строили дом для матрёшки. А сделанные нами «матрёшки – колпачки» помогали делать глазную гимнастику.
Мы изучили народный костюм, классифицируя его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщин, девушки, женский, мужской. Рассматривали особенности элементов орнамента вышивки, цветовое сочетание одежды. Знакомились с декором костюма, материалом украшений, с самобытным головным убором, обувью.
В процессе работы над проектом были использованы коллективные и индивидуальные формы работы. Коллективная работа способствовала не только разностороннему развитию, но и формированию нравственных качеств. Дружно творить – вот что помогало получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с родителями и ребятами. Индивидуальный подход в работе создавал благоприятные возможности для развития познавательных способностей, активности, склонностей и одаренности каждого ребенка.
Кроме того, художественно-творческий проект «Воронежская Матрешка» позволил всем воспитанникам раскрыть свой талант, способности в области изобразительного искусства и прикладного творчества.
Итогом работы является выставка плоскостных кукол - матрешек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
презентация "Воронежская матрешка"
Мастер-класс с пошаговыми фото по изготовлению сувенира - "Воронежская матрешка"...
Конспект образовательной деятельности "Воронежская матрешка"
В конспекте раскрывается методика ознакомления детей с краеведением с помощью художественно-эстетического восприятия народно-прикладного искусства....
Презентация "Воронежская матрешка". Часть 1
Презентация работы по ознакомлению дошкольников с одним из народных промыслов Воронежской области....
Презентация "Воронежская матрешка". Часть 2
Презентация работы по ознакомлению дошкольников с воронежской матрешкой, как одним из промыслов Ворнежской области...
Проект "Воронежская матрешка"
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами....
Воронежская матрешка
Тема НОД: «Воронежская матрешка». Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.Задачи:Образовательные:• Познакомить воспитан...