Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: « Хохлома»
методическая разработка по рисованию
Методическая разработка
по художественно-эстетическому развитию:
« Хохлома»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_hud-estet_razvitiyu_hohloma.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
по художественно-эстетическому развитию:
« Хохлома»
Составил:
Муртазаева С.А., воспитатель
Санкт-Петербург
2022
«Народная хохлома».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Программные задачи:
- Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
- Учить детей новой композиции хохломского узора.
- Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
• Учить, самостоятельно выбирать колорит росписи.
- Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать элементы росписи на заданной площади.
- Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
- Учить детей оценивать свои работы и работы товарищей.
- Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Демонстрационный материал:
Хохломские изделия;.аудиозапись русской народной музыки; видеоклип «Золотая хохлома» в исполнении М. Пахоменко; плакат «Элементы хохломской росписи»; ложки с хохломским узором, бумажная тарелка с изображением хохломской росписи;
Раздаточный материал:
Тонированные бумажные тарелки, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки, печатки-тычки;
Словарная работа: кудрина, завитки, травка.
Предварительная работа:
- Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
- Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства «Хохлома».
- Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
Ход нод:
Воспитатель тихим и в то же время торжественным голосом:
- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок. Закройте глаза, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
Дети рассматривают выставку. воспитатель рассказывает про удивительное хохломское художество (сначала историю, затем про рисунок)
Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника. Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берем немного краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «Кудри» - вьющиеся волосы). Это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
«Завитки» - рисуются плавным, неотрывным концом кисти с легким нажимом в середине элемента.
«Листочек» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
«Ягодки» - для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом. (Все элементы узора дети прорисовывают в воздухе)
Ребята, посмотрите, у меня тоже есть тарелочка. (Показать тарелку с узором)
стихи о хохломе.
Ложки наши для щей и каши
Не бьются, не ломаются.
Никакой порче не подвергаются
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют – хохломой.
Каким узором украшена тарелка?
- Как вы узнали, что хохломским?
- Посмотрите, по краю тарелки нарисована линия. Это кайма.
- Из чего состоит узор на тарелке? (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки).
- Какая ветка? (Изогнутая).
- Как расположены на ветке ягоды и листики?
- Где расположены завитки и травка?
- Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узора.
- Порядок рисования элементов узора таков: по краю изделия рисуют кайму, затем в центре тарелки слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку.
- В каком порядке следует рисовать элементы узора?
Что ж, ребята, предлагаю вам сейчас превратится в хохломских мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, как вы будете расписывать, какой узор появится на ваших тарелках, проходите и садитесь. Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Самостоятельная деятельность детей, под тихую народную мелодию
Анализ работ.
- Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Область: «Художественно – эстетическое развитие» рисование.
Тема: «Маша в гостях у детей» Цель: дать полное представление детям младшей группы о Правилах дорожного движения....
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию во II младшей группе на тему «Дед Мороз пришел к нам в гости».
Учить детей создавать выразительный образ снеговичка из предметов круглой формы посредством увлекательной истории....
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию. На тему: "Осень разноцветная" для младшего возраста
Сценарий осеннего праздника для детей младшего возраста...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Путешествие в мир прекрасного»
Данная методическая разработка представляет собой три занятия направленные на развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребнос...
Методическая разработка по художественному-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
Данный материал будет интересен педагогам,родителям,воспитателям...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию:"Золотая хохлома"
Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. ...