Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию:"Золотая хохлома"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_hohloma.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Кировского района
г.Санкт-Петербурга
Методическая разработка
по художественно-эстетическому развитию:
«Золотая хохлома»
Составила:
Васильева Н.И.,
воспитатель
г.Санкт-Петербург
2021
«Золотая хохлома».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
- Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
- Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
• Учить, самостоятельно выбирать колорит росписи.
- Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать элементы росписи на заданной площади.
- Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
- Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Демонстрационный материал:
Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки; видеоклип «Золотая хохлома» в исполнении М. Пахоменко; плакат «Элементы хохломской росписи»; бумажная тарелка с изображением хохломской росписи;
Раздаточный материал:
Тонированные бумажные тарелки, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки, печатки-тычки;
Словарная работа: кудрина, завитки, травка.
Предварительная работа:
- Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
- Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства «Хохлома».
- Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
Ход нод:
Воспитатель тихим и в то же время торжественным голосом:
- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок. Закройте глаза, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.
Дети рассматривают выставку. воспитатель рассказывает про удивительное хохломское художество (сначала историю, затем про рисунок)
Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника. Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берем немного краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «Кудри» - вьющиеся волосы). Это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
«Завитки» - рисуются плавным, неотрывным концом кисти с легким нажимом в середине элемента.
«Листочек» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
«Ягодки» - для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом. (Все элементы узора дети прорисовывают в воздухе)
Ребята, посмотрите, у меня тоже есть тарелочка. (Показать тарелку с узором)
Каким узором украшена тарелка?
- Как вы узнали, что хохломским?
- Посмотрите, по краю тарелки нарисована линия. Это кайма.
- Из чего состоит узор на тарелке? (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки).
- Какая ветка? (Изогнутая).
- Как расположены на ветке ягоды и листики?
- Где расположены завитки и травка?
- Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узора.
- Порядок рисования элементов узора таков: по краю изделия рисуют кайму, затем в центре тарелки слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку. - В каком порядке следует рисовать элементы узора? Физкультминутка.
Для выполнения разминки, ребята должны повторять движения за воспитателем:
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
Наше чудо — дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Что ж, ребята, предлагаю вам сейчас превратится в хохломских мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, как вы будете расписывать, какой узор появится на ваших тарелках, проходите и садитесь. Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Самостоятельная деятельность детей, под тихую народную мелодию
Анализ работ.
- Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Область: «Художественно – эстетическое развитие» рисование.
Тема: «Маша в гостях у детей» Цель: дать полное представление детям младшей группы о Правилах дорожного движения....
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию во II младшей группе на тему «Дед Мороз пришел к нам в гости».
Учить детей создавать выразительный образ снеговичка из предметов круглой формы посредством увлекательной истории....
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию. На тему: "Осень разноцветная" для младшего возраста
Сценарий осеннего праздника для детей младшего возраста...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Путешествие в мир прекрасного»
Данная методическая разработка представляет собой три занятия направленные на развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребнос...
ПРОЕКТ по художественно-эстетическому направлению Тема: «Золотая хохлома»
Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство....
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: « Хохлома»
Методическая разработкапо художественно-эстетическому развитию:« Хохлома»...