ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Останина Мария Николаевна

Пояснительная записка

Образовательная программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по формированию основных навыков художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества в нетрадиционных техниках рисования.

Главное на занятиях кружка «Волшебная кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

 

Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma._volshebnaya_kistochka.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 Приморского района Санкт-Петербурга

197373, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, проспект Комендантский, дом 64, корпус 2, стр. 1,
тел/факс +7 (812) 246 45 43, gbdou30@obr.spb.ru

«Принято»                                                                   «Утверждаю»

Педагогическим советом                                            Заведующий______ С. Г. Богданова

Протокол №__ от «___»__________2022                   Приказ №____от «___» _________2022

 

 

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

 

Составила: Останина М. Н.

для детей от 4 до 5 лет

Срок реализации 1 год: с 2022 по 2023 уч. год

                                                                                       

 

Санкт-Петербург

2022г.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по формированию основных навыков художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества в нетрадиционных техниках рисования.

Главное на занятиях кружка «Волшебная кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Педагогическая целесообразность программы: предназначена для

-развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционного способа рисования

-развития мотивации к познанию творчества т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес,

 -формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.                                                      

         Цель:

Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать   умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям   широту их возможного применения.

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

-Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим (родителям, родным и близким) и необходим им самим (для игры и в качестве подарка).

-Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворённости продуктами своего труда.      

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является большой спектр нетрадиционных техник рисования:

«Пальцеграфия» – рисование пальцами руки.

«Штампинг» – штампик картона, овощей, листиками растений.

 «Пуантилизм» – рисование ватными палочками.

«Коллаж» – сочетание рисования и аппликации.

«Тампонирование» – рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона.

Рисование сыпучими веществами.

Рисование мятой бумагой.

Возраст детей

Программа адресована детям 4-5лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год

1 года обучения : 32 часа в год.

Формы и режим занятий

Форма организации занятий групповая.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут (32 часа в год).

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

По итогам обучения:

Должны знать:

- название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приёмов рисования;

- изобразительно-выразительные средства: пятно, цвет, печать.

- различные способы создания изображения;

- значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция.

Должны уметь:

- пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;

- создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;

- создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;

-создавать рисунок по собственной инициативе.

Будут способны:

- высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;

- проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;

- интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.

- приобретение важных социальных навыков-  умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату

- проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга

Способы определения результативности: мониторинг.

Формы проведения итогов реализации программы:

- открытые мероприятия;

- выставки.

Календарный учебный график.

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.10.2022

30.05.2022

32

32

15.30-16.45 (занятия проводятся по подгруппам продолжительность 20 мин. (1 учебный час)

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия и дата проведения занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

Октябрь

1 «Осенний лес»

11.10.2022

Штампинг - рисование  листиками растений, пуантилизм – рисование ватными палочками.

  • Формировать навык рисования детьми при помощи нетрадиционной техники «Штампинга»
  • Развивать интерес к изобразительной деятельности
  • Развивать эстетические чувства, представления о красоте
  • Воспитывать желание порадовать окружающих, создавать для них что-то красивое.

Лист, гуашь, листочки деревьев, баночки с водой, кисти для рисования, ватные палочки.

2 «Осень»

18.10.2022

Рисование цветным песком.

  • Формировать навык рисования детьми цветным песком
  • Развитие оригинальности мышления, воображения
  • Снижение психоэмоционального напряжения
  • Развитие познавательных процессов
  • Развитие мелкой моторики рук

Листы бумаги с подготовленным изображением осени, клей ПВА, кисти для клея, баночки для клея, цветной песок.

3 «Ежик»

25.10.2022

Рисование вилкой.

  • Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при работе с гуашью и вилкой.
  • Формировать заботливое отношение к животным

Лист бумаги с нарисованным изображением ежа, заготовки-шаблоны яблока, краски гуашь, одноразовые вилки, одноразовые тарелочки, клей ПВА, кисти для клея.

Ноябрь

1 «Сова»

1.11.2022

Тампонирование– рисование промакиванием тампоном поролона.

  • Развивать эмоционально-чувственное восприятие.
  • Познакомить детей с  нетрадиционной техникой – тампонированием
  • Развивать чувство формы и композиции

Листы бумаги с заготовками, гуашь, тампоны из поролона, одноразовые тарелочки.

2 «Панда»

8.11.2022

Рисование вилкой

  • Закрепить знания у детей о способе рисования вилкой
  • Воспитывать интерес к художественному экспериментированию
  • Развивать мелкую моторику.

Листы  цветного картона, заготовки деталей для панды, краски гуашь, вилки одноразовые, тарелочки одноразовые, клей ПВА.  

3 «Пингвины».

15.11.2022

Техники:

тампонирование, пуантилизм, штампинг (картофелем)

  • Продолжать знакомить детей с техникой штампинга (картофель)
  • Закреплять умение пользоваться техниками: тампонирование,  пуантилизм.
  • Развивать чувство композиции.
  • Развивать воображение, креативное мышление

Тонированные голубым цветом листы бумаги,  краски, картофель, тампоны из поролона, ватные палочки.

4  «Мамочка»

22.11.2022

Техника кляксография – выдувание трубочкой.

  • Познакомить детей с техникой кляксографии
  • Развитие образного мышления ребенка
  • Развитие фантазии, воображения.

Краски, листы бумаги с заготовками лиц, ложки одноразовые, трубочки коктейльные.

5 «Аквариум. Морские ежи.»

29.11.2022

Техника рисования вилкой и техника пуантилизм.

  • Развивать творческое применение ранее усвоенных способов изображения в рисовании.
  • Развивать внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Листы бумаги, краски гуашь, одноразовые вилки, ватные палочки, коктейльные трубочки, тарелочки одноразовые.

Декабрь

1 «Зимушка-зима».

6.12.2022

Тампонирование – рисование тампоном из поролона.

  • Формировать умение у детей изображать деревья зимой с помощью тампонирования
  • Формировать художественно-графические умения
  • Развивать ассоциативное мышление, воображение
  • Воспитывать интерес к познанию природы через синтез искусств и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Листы бумаги, краска гуашь, тампон из поролона, кисти, баночки для воды.

2 «Новогодняя ёлочка».

13.12.2022

Техника рисования вилкой и техника пуантилизм.

  • Развивать интерес к различным видам нетрадиционных техник рисования
  • Развивать речь, мышление
  • Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом.

Листы бумаги, краски гуашь, вилки одноразовые, ватные палочки, кисти для краски, баночки с водой.

3 «Кролик-символ Нового года»

20.12.2022

Рисование пальчиками и цветным мелом.

  • Развивать творческие способности, фантазию, воображение
  • Улучшить навыки рисования цветным мелом
  • Прививать любовь к изобразительному искусству

Листы бумаги черного цвета, трафарет кролика, цветные мелки.

4 «Елочная игрушка».

27.12.2022

Техника рисования цветным песком.

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Листы бумаги с нарисованной елочной игрушкой, клей ПВА, кисти для клей, цветной песок.

Январь

1 «Снеговичок»

10.01.2022

Техника мазка

  • Формировать умения в технике свободного рисования мазками.
  • Продолжать формировать умения в рисовании гуашью
  • Способствовать развитию цветовосприятия.

Листы бумаги, краска гуашь, кисти для краски, баночки с водой.

2 «Северное сияние»

17.01.2023

Техника мазка, штампинг, тампонирование, рисование ватными палочками.

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям   широту их возможного применения.

Гуашь, листы бумаги, ватные палочки, тампоны из поролона, краски гуашь, губки, кисти для краски.

3 «Зимний лес».

24.01.2023

Техника рисования манной крупой

  • Познакомить воспитателей с техникой рисования манной крупой
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус, терпение, старание и аккуратность в работе.

Листы бумаги голубого цвета с шаблоном леса, кисти для клея, клей ПВА, крупа манная.

4«Животные наших лесов».

31.01.2023

Техника рисования отпечатком губки вокруг трафарета.

  • Расширение представления об оригинальных способах изобразительного творчества
  • Формирование творческого интереса.

Лист, гуашь, трафареты животных, губки.

Февраль

1 «Чебурашка».

7.02.2023

Техника тампонирования.

  • Развитие образного мышления и пространственной ориентации
  • Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие воображения, привитие интереса к изобразительному творчеству
  • Обучение навыку работы с нестандартными инструментами и материалами для изобразительного творчества

Краски гуашь, тампоны из поролона, листы бумаги.

2 «Сердечко».

14.02.2023

Рисование сыпучими веществами -  крупой.

  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью крупы
  • Развивать творческое воображение, мышление, фантазию
  • Развитие мелкой моторики

Картон, крупа трех видов (рис, пшено, греча), клей ПВА, кисточки для клея, одноразовые тарелочки.

3 «Вертолет. Подарок папе»

21.02.2023

Пластилинография.

  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пластилинографией.
  • Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

Картон, пластилин шариковый или воздушный.

4 «Винни-Пух».

28.02.2023

Рисование сыпучими веществами- крупой.

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Картон с изображением Винни-Пуха, крупа двух видов – пшено, греча, клей ПВА, кисточки для клея, одноразовые тарелочки.

Март

1 «Букет для мамы».

7.03.2023

Рисование втулками и полиэтиленовым пакетом.

  • Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим (родителям, родным и близким) и необходим им самим (для игры и в качестве подарка).
  • Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворённости продуктами своего труда.      

Листы бумаги, краски гуашь, полиэтиленовый пакет, втулки, кисточки для рисования, баночки с водой.

2 «Какого цвета весна».

14.03.2023

Монотипия.

  • Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать формировать умение у детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
  • Воспитывать интерес к творчеству.

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

3 «Семейство крабиков».

21.03.2023

Техника штампинг – штампы втулкой.

  • Расширять представление о многообразии

нетрадиционных техник

  • Научить манипулировать с разными по

качеству и свойству материалами, используя

нетрадиционные способы изодеятельности

  • Способствовать развитию мелкой моторики и

тактильных ощущений;

Литы бумаги формата А4, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, втулки, одноразовые тарелочки.

4 «Весеннее дерево».

28.03.2023

Рисование ватными палочками – Пуантилизм.

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Формировать познавательный интерес.
  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки), гуашь, ватные палочки, кисти, баночки с водой.

Апрель

1«Одуванчики»

4.04.2023

Штампинг – рисование втулками.

  • Повторить знания детей об одуванчиках, строение и характерные особенности
  • Развивать интерес и желание рисовать нетрадиционным способом
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Втулки, краски гуашь, баночки с водой, листы бумаги, кисти для красок, одноразовые тарелочки.

2 «Цыпленок».

11.04.2023

Пуантилизм – рисование ватными палочками.

  • Формировать умение у детей наклеивать ватные диски
  • Формировать умение у детей аккуратно раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек

Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей.

3 «Божья коровка».

18.04.2023

Штампинг – штампы яблоко и техника рисования ватными палочками.

  • Развивать у детей видение художественного опыта и замысла через природные формы
  • Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования штампингом –яблоко.

Лист, гуашь, кисточки, маленький листочек для проверки цвета , баночки с водой, штамп яблоко, ватные палочки, одноразовые тарелочки.

4 «Солнышко».

25.04.2023

Кляксография

  • Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования трубочкой от сока
  • Вызвать у детей положительные эмоции нетрадиционным способом рисования
  • Расширять кругозор детей, развивать воображение, память, внимание и мышление, стимулировать познавательные процессы.

Листы бумаги, гуашь, салфетки, коктейльные палочки.

Май

1 «Праздничный салют».

2.05.2023

Штампинг – втулка.

  • Продолжать знакомить с новой техникой рисования втулками, закрепить цвета.
  • Развивать у детей методом штамповки рисовать композицию, ритмично располагая в определённых местах огни салюта.
  • Воспитывать патриотические чувства, уважать и любить свою Родину

Листы бумаги темного цвета, втулки, краски гуашь, одноразовые тарелочки.

2 «Цветы-Люпины».

16.05.2023

Штампинг – крышки от бутылок.

  • Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия
  • Развитие внимания и усидчивости, фантазии и воображения, художественного вкуса
  • Развития изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Лист белой бумаги, гуашь, салфетки, заготовки из зеленой бумаги стебля и листьев цветка Люпина, крышки от бутылочек, одноразовые тарелочки,  клей ПВА, кисты для клея.

3 «Бабочка».

23.05.2023 

Техника монотопия.

  • Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующий радостному весеннему настроению
  • Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Листы бумаги, краски гуашь, кисти, баночки для воды.

4 «Полет».    30. 05.2023     

Рисование мыльными пузырями

  • Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями
  • Развивать умение правильно располагать на листе детали изображения, правильно соблюдать пропорции.
  • Воспитывать аккуратность при рисовании.

Бумага, краски гуашь, коктейльные трубочки, мыло жидкой, стаканчики для мыльного раствора, баночки с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа поможет педагогам доп.образования...

Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски» для детей от 3 до 4 лет 1 год обучения

Способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения по средствам нетрадиционного  рисования у младшего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски»

Программа дополнительного образования детейпо нетрадиционному рисованию« Волшебные краски»...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «ЗНАЙКА - РАЗВИВАЙКА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙКРУЖОК«ЗНАЙКА - РАЗВИВАЙКА»...

Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, по...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Пояснительная запискаОбразовательная программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность.Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятел...