ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Пояснительная записка
Образовательная программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по формированию основных навыков художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества в нетрадиционных техниках рисования.
Главное на занятиях кружка «Волшебная кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma._volshebnaya_kistochka.docx | 40.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 Приморского района Санкт-Петербурга
197373, Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломяги, проспект Комендантский, дом 64, корпус 2, стр. 1,
тел/факс +7 (812) 246 45 43, gbdou30@obr.spb.ru
«Принято» «Утверждаю»
Педагогическим советом Заведующий______ С. Г. Богданова
Протокол №__ от «___»__________2022 Приказ №____от «___» _________2022
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Составила: Останина М. Н.
для детей от 4 до 5 лет
Срок реализации 1 год: с 2022 по 2023 уч. год
Санкт-Петербург
2022г.
Пояснительная записка
Образовательная программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по формированию основных навыков художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества в нетрадиционных техниках рисования.
Главное на занятиях кружка «Волшебная кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Педагогическая целесообразность программы: предназначена для
-развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционного способа рисования
-развития мотивации к познанию творчества т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес,
-формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
-Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим (родителям, родным и близким) и необходим им самим (для игры и в качестве подарка).
-Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворённости продуктами своего труда.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является большой спектр нетрадиционных техник рисования:
«Пальцеграфия» – рисование пальцами руки.
«Штампинг» – штампик картона, овощей, листиками растений.
«Пуантилизм» – рисование ватными палочками.
«Коллаж» – сочетание рисования и аппликации.
«Тампонирование» – рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона.
Рисование сыпучими веществами.
Рисование мятой бумагой.
Возраст детей
Программа адресована детям 4-5лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год
1 года обучения : 32 часа в год.
Формы и режим занятий
Форма организации занятий групповая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут (32 часа в год).
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
По итогам обучения:
Должны знать:
- название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приёмов рисования;
- изобразительно-выразительные средства: пятно, цвет, печать.
- различные способы создания изображения;
- значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;
- создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;
- создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;
-создавать рисунок по собственной инициативе.
Будут способны:
- высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
- проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;
- интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.
- приобретение важных социальных навыков- умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату
- проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга
Способы определения результативности: мониторинг.
Формы проведения итогов реализации программы:
- открытые мероприятия;
- выставки.
Календарный учебный график.
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.10.2022 | 30.05.2022 | 32 | 32 | 15.30-16.45 (занятия проводятся по подгруппам продолжительность 20 мин. (1 учебный час) |
Календарно-тематическое планирование.
Тема занятия и дата проведения занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Октябрь | |||
1 «Осенний лес» 11.10.2022 | Штампинг - рисование листиками растений, пуантилизм – рисование ватными палочками. |
| Лист, гуашь, листочки деревьев, баночки с водой, кисти для рисования, ватные палочки. |
2 «Осень» 18.10.2022 | Рисование цветным песком. |
| Листы бумаги с подготовленным изображением осени, клей ПВА, кисти для клея, баночки для клея, цветной песок. |
3 «Ежик» 25.10.2022 | Рисование вилкой. |
| Лист бумаги с нарисованным изображением ежа, заготовки-шаблоны яблока, краски гуашь, одноразовые вилки, одноразовые тарелочки, клей ПВА, кисти для клея. |
Ноябрь | |||
1 «Сова» 1.11.2022 | Тампонирование– рисование промакиванием тампоном поролона. |
| Листы бумаги с заготовками, гуашь, тампоны из поролона, одноразовые тарелочки. |
2 «Панда» 8.11.2022 | Рисование вилкой |
| Листы цветного картона, заготовки деталей для панды, краски гуашь, вилки одноразовые, тарелочки одноразовые, клей ПВА. |
3 «Пингвины». 15.11.2022 | Техники: тампонирование, пуантилизм, штампинг (картофелем) |
| Тонированные голубым цветом листы бумаги, краски, картофель, тампоны из поролона, ватные палочки. |
4 «Мамочка» 22.11.2022 | Техника кляксография – выдувание трубочкой. |
| Краски, листы бумаги с заготовками лиц, ложки одноразовые, трубочки коктейльные. |
5 «Аквариум. Морские ежи.» 29.11.2022 | Техника рисования вилкой и техника пуантилизм. |
| Листы бумаги, краски гуашь, одноразовые вилки, ватные палочки, коктейльные трубочки, тарелочки одноразовые. |
Декабрь | |||
1 «Зимушка-зима». 6.12.2022 | Тампонирование – рисование тампоном из поролона. |
| Листы бумаги, краска гуашь, тампон из поролона, кисти, баночки для воды. |
2 «Новогодняя ёлочка». 13.12.2022 | Техника рисования вилкой и техника пуантилизм. |
| Листы бумаги, краски гуашь, вилки одноразовые, ватные палочки, кисти для краски, баночки с водой. |
3 «Кролик-символ Нового года» 20.12.2022 | Рисование пальчиками и цветным мелом. |
| Листы бумаги черного цвета, трафарет кролика, цветные мелки. |
4 «Елочная игрушка». 27.12.2022 | Техника рисования цветным песком. |
| Листы бумаги с нарисованной елочной игрушкой, клей ПВА, кисти для клей, цветной песок. |
Январь | |||
1 «Снеговичок» 10.01.2022 | Техника мазка |
| Листы бумаги, краска гуашь, кисти для краски, баночки с водой. |
2 «Северное сияние» 17.01.2023 | Техника мазка, штампинг, тампонирование, рисование ватными палочками. |
| Гуашь, листы бумаги, ватные палочки, тампоны из поролона, краски гуашь, губки, кисти для краски. |
3 «Зимний лес». 24.01.2023 | Техника рисования манной крупой |
| Листы бумаги голубого цвета с шаблоном леса, кисти для клея, клей ПВА, крупа манная. |
4«Животные наших лесов». 31.01.2023 | Техника рисования отпечатком губки вокруг трафарета. |
| Лист, гуашь, трафареты животных, губки. |
Февраль | |||
1 «Чебурашка». 7.02.2023 | Техника тампонирования. |
| Краски гуашь, тампоны из поролона, листы бумаги. |
2 «Сердечко». 14.02.2023 | Рисование сыпучими веществами - крупой. |
| Картон, крупа трех видов (рис, пшено, греча), клей ПВА, кисточки для клея, одноразовые тарелочки. |
3 «Вертолет. Подарок папе» 21.02.2023 | Пластилинография. |
| Картон, пластилин шариковый или воздушный. |
4 «Винни-Пух». 28.02.2023 | Рисование сыпучими веществами- крупой. | Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. | Картон с изображением Винни-Пуха, крупа двух видов – пшено, греча, клей ПВА, кисточки для клея, одноразовые тарелочки. |
Март | |||
1 «Букет для мамы». 7.03.2023 | Рисование втулками и полиэтиленовым пакетом. |
| Листы бумаги, краски гуашь, полиэтиленовый пакет, втулки, кисточки для рисования, баночки с водой. |
2 «Какого цвета весна». 14.03.2023 | Монотипия. |
| Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
3 «Семейство крабиков». 21.03.2023 | Техника штампинг – штампы втулкой. |
нетрадиционных техник
качеству и свойству материалами, используя нетрадиционные способы изодеятельности
тактильных ощущений; | Литы бумаги формата А4, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, втулки, одноразовые тарелочки. |
4 «Весеннее дерево». 28.03.2023 | Рисование ватными палочками – Пуантилизм. |
| Листы бумаги круглой формы (тарелочки), гуашь, ватные палочки, кисти, баночки с водой. |
Апрель | |||
1«Одуванчики» 4.04.2023 | Штампинг – рисование втулками. |
| Втулки, краски гуашь, баночки с водой, листы бумаги, кисти для красок, одноразовые тарелочки. |
2 «Цыпленок». 11.04.2023 | Пуантилизм – рисование ватными палочками. |
| Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей. |
3 «Божья коровка». 18.04.2023 | Штампинг – штампы яблоко и техника рисования ватными палочками. |
| Лист, гуашь, кисточки, маленький листочек для проверки цвета , баночки с водой, штамп яблоко, ватные палочки, одноразовые тарелочки. |
4 «Солнышко». 25.04.2023 | Кляксография |
| Листы бумаги, гуашь, салфетки, коктейльные палочки. |
Май | |||
1 «Праздничный салют». 2.05.2023 | Штампинг – втулка. |
| Листы бумаги темного цвета, втулки, краски гуашь, одноразовые тарелочки. |
2 «Цветы-Люпины». 16.05.2023 | Штампинг – крышки от бутылок. |
| Лист белой бумаги, гуашь, салфетки, заготовки из зеленой бумаги стебля и листьев цветка Люпина, крышки от бутылочек, одноразовые тарелочки, клей ПВА, кисты для клея. |
3 «Бабочка». 23.05.2023 | Техника монотопия. |
| Листы бумаги, краски гуашь, кисти, баночки для воды. |
4 «Полет». 30. 05.2023 | Рисование мыльными пузырями |
| Бумага, краски гуашь, коктейльные трубочки, мыло жидкой, стаканчики для мыльного раствора, баночки с водой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа поможет педагогам доп.образования...
Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски» для детей от 3 до 4 лет 1 год обучения
Способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения по средствам нетрадиционного рисования у младшего дошкольного возраста....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Развивай-ка"(нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)
Рабочая программа "Развивайка" ( нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)...
Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски»
Программа дополнительного образования детейпо нетрадиционному рисованию« Волшебные краски»...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «ЗНАЙКА - РАЗВИВАЙКА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙКРУЖОК«ЗНАЙКА - РАЗВИВАЙКА»...
Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, по...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Пояснительная запискаОбразовательная программа «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность.Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятел...