Проект на тему:
« Волшебство рисунка»
(Использование нетрадиционных техник рисования в развитиитворческих способностей дошкольников)
Актуальность проекта.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Цель: развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи:
1.Формировать эмоционально-эстетического восприятия, развитие у ребёнка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом своё отношение и чувства.
2.Разнообразить изобразительную деятельность детей, внести новые и необычные для детей способы выполнения работы.
3.Развивать эстетическое мировосприятие, воспитывать художественный вкус.
4.Развивать фантазию, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие.
5.Развивать точные движения руки и мелкую моторику пальцев.
6.Воспитывать зрительную культуру.
7.Развивать индивидуальность.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: август-ноябрь 2022 год.
Принципы реализации проекта:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.
Используемые в проекте виды деятельности:
1.Продуктивная
2.Игровая
3.Коммуникативная
4.Трудовая
5.Познавательно- исследовательская
6.Чтение
Дополнительные стимулы:
1.Игра является основным видом деятельности детей.
2.Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
3.Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
4.Музыкальное сопровождение.
5.Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный
2.Практический
3.Заключительный. Выставка детских работ.
Нетрадиционные техники рисования используемые
Средняя группа (4-5 лет)
1.Оттиск поролоном.
2.Оттиск печатками из ластика, листьев
3.Ниткография
4.Камешки Марбллс
5.Ватные палочки
6.Рисование мятой бумагой.
7.Монотипия предметная.
8.Пластилинография.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
·Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Камешки Марбллс
Средства выразительности: цвет, пятно, фактура. Материалы: камешки Марбллс, плотная бумага, акварель. Способ получения изображения: ребенок использует камешки с краской распологая их хаотично на готовом шаблоне бумаги . Затем шаблон складываем получается очень красивое сочетание цветов и фактуры.
Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять ватные палочки поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
·Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
·Рисование по трафарету
Применяя нетрадиционную технику - рисование по трафарету - дети научились не только изображать снежинку,тюльпаны, но и готовить собственные трафареты. Последовательность выполнения была такова, что детям сначала необходимо было придумать образ снежинки, цветка вырезать их из бумаги (то есть изготовить сам трафарет), и только потом изобразить. Причем, при изображении важным аспектом выступало и желание подобрать варианты цветового решения при работе с трафаретом.
·Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
·Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Мы сделали из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепили их тонкой проволокой к палочке.Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры. А затем предложите сделать из них картины: «зимний пейзаж», « букет для любимой мамы».
·Метод ниткографии.
На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса.
·Рисование через мокрую марлю.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать через мокрую марлю на бумаге. Нужно сделать марлю влажную а бумага должна быть сухой. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться.
Формы работы с детьми.
1.Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
2.Чтение загадок.
3.Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
4.Чтение художественной литературы.
5.Тестовые задания (дорисовывание кругов).
6.Беседы.
7.Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изотехнологии.
Формы работы с родителями.
1.Консультации.
2.Беседы.
3.Наглядная информация: буклеты, памятки.
4.Привлечение родителей к пополнению среды(нетрадиционные метериалы).
5.Участие в конкурсах, выставках.
Перспективное планирование работы с детьми по нетрадиционной технике.
Средняя группа
1.«Кисть рябины, гроздь калины» (ватные палочки)
2.«Цветик-семицветик»(Ниткография)
3.«Веселый город» (трафарет)
4.«Дом в котором ты живешь» (шаблон)
5.«Москва, звезды кремля» (штамп)
6."Лист золотой" (Камешки Марбллс)
7.Мишка косолапый (Мятая бумага)
8."Солнышко-лучистое"(мокрая марля)
Итог.
В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.