Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в старшей группе.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Трегубова Елена Ивановна

Формирование представлений о русском народном творчестве. Золотая хохлома. Кокошник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по ИЗО в старшей группе21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в старшей группе.

                                                                                                               

                                                                                         Воспитатель Трегубова Е.И.

Тема: Хохломская роспись. Кокошник.

Цель:

Формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве России.

Задачи:

Продолжать развивать интерес детей к нетрадиционным формам изобразительной деятельности; знакомить с народным декоративно-прикладным искусством -Хохломская роспись;

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;            

Демонстрационный материал: выставка предметов мастеров хохломского промысла; фотографии хохломских изделий.

                   Ход занятия:

В.: В нашем книжном уголке много книг. Для чего нужны книги. (Ответы детей). Мы можем из них узнать много интересного. Например, прочитать сказку или стихотворение. На этой выставке есть рисунки к некоторым произведениям устного народного творчества. В сказках встречаются волшебные персонажи: баба Яга, русалка, кот, петух и лиса, Кощей, «Жар-птица». В каких сказках живут эти герои? (Ответы детей).

В.: Вот послушайте сказку: говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил пшеном. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и деревянная чашка стала золотой.  Это, конечно же сказка, из которой мы узнаем, что начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Ещё одно название росписи — «золотая хохлома» -красочная роспись с обязательным присутствием золотистого цвета.

 Воспитатель приглашает детей на выставку предметов мастеров хохломского промысла.

В.: Какие изделия вы видите? Дивной красоты узор завораживает взор - это хохломская роспись! Название свое роспись получила от села Хохлома, где придумали такой вид росписи. Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими красками – по праздникам. Неслучайно символ хохломы — огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом.

Ребенок: Посуда не простая, а точно – золотая с яркими узорчиками, ягодками и листочками. Называется она … (Золотая Хохлома).

В.: А еще эта яркой, нарядной росписью может быть украшена одежда и головные уборы. Символ русского народного костюма- кокошник.  Старинный головной убор в виде гребня. Делали его из плотной ткани или бумаги, после украшали народной росписью. Рассматривают кокошник расписанный под хохлому. В старину, на праздники одевали самую красивую одежду, девушки на голову надевали кокошники и водили хороводы. Какие песни пели? Пели хороводные песни.   Хоровод. «На зеленом лугу».                        

В.: А сейчас мы с вами откроем мастерскую по изготовлению кокошников. Какие узоры подчеркивают природную красоту хохломских изделий? (ответы детей). Вспомните, краски какого цвета используют художники при расписывании изделий хохломской росписью. (Ответы) Все верно, хохломские художники любят рисовать ягоды, цветы, травы и листья. Какие цвета используются в хохломской росписи? (чёрный, красный, жёлтый, зелёный). Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту, (красный и зелёный) Трава, цветы, ягоды, листья - напоминали людям о молодости, силе. Чёрный цвет - цвет земли. Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.  Внимательно посмотрите на хохломские изделия. Какие ягоды присутствуют в хохломской росписи? (рябина, смородина, земляника). Какие узоры нарисованы на кокошнике? (Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника)

В.: Хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной». Вспомните, с какими узорами хохломской росписи мы с вами уже знакомы? («Листочки», «Ягодки»). Из каких основных элементов состоит узор «Травка»? Травинки, капельки, усики, завитки, кустики. Что вы знаете об узоре «Листочки»? (Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники с зазубренными краями). Как вы думаете, почему они так называются? (Они состоят из трех лепестков).

В.: Мы с вами умеем создавать такие красивые узоры: брусничка, смородинка, рябинка. Все ягодки изображаются стилизованно, то есть упрощенно, в одной плоскости. Для придания объема изображения каждой ягодке используют точки и дуги. Для листиков и ягод будем использовать печатку. После высыхания красной краски ягоды «оживляем» желтым цветом.

В.: Сегодня мы с вами научимся рисовать элементы узора хохломской росписи: «Ягодки», «Смородинка». Посмотрите внимательно, какой формы, цвета смородинка и рябинка? Они круглые и красного цвета. Ребята, чтобы наши  смородинки и рябинка были ровные, круглые, аккуратные, мы их будем рисовать тычком ватной палочкой. (Показ воспитателя тычка). Тычок надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.

- Начнем наши упражнения с рисования бруснички, самой простой из ягодок.

- У каждого из вас есть кокошник, который надо украсить хохломской росписью.

- Молодцы, замечательные получились ягодки.

- А теперь приступим к рисованию смородинки. В.: Ребята, вспомните, на каком уже знакомом вам элементе надо рисовать смородинку и рябинку? (осочка- веточка).Сначала мы рисуем осочку – тоненькую веточку кончиком кисти зеленой краской, а затем печаткой, рисуем  ягодки и листочки, располагаем их как на образце. Ну а теперь рябинка: сначала рисуем несколько веточек кончиком кисти, а затем сами ягодки печаткой -ватной палочкой. Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках. Молодцы, ребята, у всех получились красивые смородинки и рябинки. Ну вот наши ягодки подсохли, давайте «оживим» ягодки желтым цветом, дорисуем кончиком кисти точечки и наши ягодки сразу оживятся. (Показ воспитателя).

В.: А теперь послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.

Ребенок: Хохлома да хохлома.  Наше чудо - дивное!

Мы рисуем хохлому Красоты невиданной!

Нарисуем травку Солнечною краской

Ягоды рябинки Краской цвета алого.

Рефлексия: С каким узором Хохломской росписи вы познакомились?

- Что больше всего понравилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе- лепка "Наш пруд"

Цели и задачи:·                    Закреплять название  и строение птиц.·...

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в старшей группе на тему «Что нам осень принесла ?»

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в старшей группе расширяет представление детей об окружающем мире, развивает любознательность, стремление к познанию, развивает представление ...

Конспект занятия по художественному- эстетическому развитию в старшей группе " Новогодняя елочка"

Приобщение детей к главному празднику - Новому году и обучение рисованию елочки ( ствол, ветви) . Развивать художественное восприятие и фантазию при украшении новогодней елочки....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема: «Картинки осени».

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Моя Родина- Россия".

Конспект занятия по рисованию приуроченный к Дню Народного единства....

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...

Конспект занятия по художественно — эстетическому развитию в старшей группе «Что нам осень принесла?»

Развивать детское творчество. Обобщить представления детей об осени. Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы и передавать своё отношение через художественное творчество....