Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ.
материал по рисованию

Келарь Оксана Константиновна

Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство детей. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.

Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет ребенку в будущем. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышлением ребенка. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovz_samoobrazovanie.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования

как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ.

Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство детей. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.

Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет ребенку в будущем. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышлением ребенка. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Особое внимание в своей работе, хочется уделить нетрадиционным техникам рисования, как средствам развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Поэтому тему считаю актуальной.

Целью работы является развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования;
  • Познакомить детей с ОВЗ с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники;
  • Развивать воображение и творческие способности детей;
  • Обогащать и расширять художественный опыт детей;
  • Побуждать ребенка экспериментировать;
  • Поощрять и поддерживать творческие находки;
  • Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

Ожидаемый результат:

  • активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • освоение техники нетрадиционного рисования;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Обучающие задачи:

  • побудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками;
  • учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, по словесному указанию и по замыслу;
  • научить правильным навыкам работы и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  • формировать навыки ориентировки на листе или заданной площади;
  • обогащать знания детей об окружающем мире.

Развивающие задачи:

  • развивать психические функции ребенка (восприятие, мышление, память, речь);
  • развивать творческие способности;
  • развивать самостоятельность, аккуратность;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать моторику, координацию движения рук и глазомера;
  • развивать фантазию и воображение;
  • развивать интерес к процессу и результатам работы;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать навыки трудолюбия (приучать к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);
  • сформировать умение работать в коллективе.

Для достижения цели и задач, проверки гипотезы, необходим, целый комплекс методов и приёмов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседы с детьми, изучение продуктов творческой деятельности детей, наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью воспитанников, беседы с родителями, реализация календарного плана по теме самообразования, статистическая обработка полученных материалов.

Организация разнообразных формы работы с детьми:

1. Совместная деятельность:

  • ООД;
  • Игра;
  • Рисование по замыслу;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Загадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов;
  • Беседы;
  • Экскурсии;
  • Наблюдения;
  • Обсуждения и т. п.

Цель – обогащение опыта детей новыми впечатлениями.

2. Самостоятельная деятельность:

  • Рассматривание альбомов о временах года;
  • Дидактические игры;
  • Работа с трафаретами;
  • Работа с книжками-раскрасками;
  • Рассматривание картин-репродукций известных художников

3. Взаимодействие с родителями:

  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Информационные листы;
  • Индивидуальные беседы;
  • Выставка совместных работ;
  • Конкурсы и т. п.

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • печать поролоном,
  • печать пробками,
  • восковые мелки + акварель,
  • свеча + акварель,
  • отпечатки листьев,
  • рисунки из ладошки,
  • рисование ватными палочками,
  • волшебные веревочки.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком,
  • рисование мыльными пузырями,
  • рисование мятой бумагой,
  • кляксография с трубочкой,
  • монотипия пейзажная,
  • печать по трафарету,
  • монотипия предметная,
  • кляксография обычная,
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования с младшим и старшим дошкольными возрастами. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работа проводится поэтапно:

- на первом этапе – велась работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

- на втором этапе – велась работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Мною используются следующие средства:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • Самостоятельная деятельность детей;

Применялись методы:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические,
  • игровые.

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Способствует снятию детских страхов;
  • Способствует получению эстетического удовольствия.
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами:

  • Тычок жесткой полусухой кистью. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  • Рисование пальчиками. Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием. Во время рисования пальцами рук, дети получают необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её.
  • Рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют её. Отпечатанные ладошки можно использовать не только для индивидуального рисунка, но и для оформления классного уголка «Воспоминания о лете». А также превратить ладошку в животное, насекомое и т.д.
  • Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму.
  • Рисование по сырой бумаге. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю, а также аквариум.
  • Рисование восковыми мелками и акварелью. Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц.

Восковые мелки + акварель. После закрашивания восковыми мелками закрашивается лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Таким способом мы рисовали витражи ко всем временам года.

  • Граттаж. (пер. с франц. «скрести, царапать»). Средства выразительности: линия, цвет, фактура. Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, черная тушь, палочки для процарапывания (можно использовать спицу для вязания).
  • Оттиск:

-пробкой                 Ребенок прижимает пробку к краске и наносит оттиск на бумагу.  

-печатками из картофеля, поролоном, пенопластом,  печатками из ластика, смятой бумагой 

  • Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Знакомятся с названием, фактурой листочка.
  • Монотипия пейзажная. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Для монотипии также можно использовать лист бумаги,  стекло и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
  • Кляксография: ребенок зачерпывает краску кисточкой  и брызгает  на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

  • Кляксография

- с трубочкой.  Ребенок брызгает краску на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

- с ниточкой. Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

  • Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть (зубную щетку) и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
  • Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.
  • Рисование мыльными пузырями. Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с  пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.
  • Точечный рисунок для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.
  • Расчёсывание краски этот приём рисования, при котором различными предметами (гребешком, палочками и т.п.) проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.

Также есть и другие нетрадиционные техники  рисования:

рисование на мятой бумаге, пластилинография (на бумаге, дисках, стекле), гравюра (оттиск с аппликации), тиснение (ребёнок под лист бумаги подкладывает предмет с рифлёной поверхностью, раскрашивает карандашами).

Таким образом, развитию интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют занятия с различными нетрадиционными техниками. Они основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными, предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться.

Развитие творческих способностей у детей с использованием нетрадиционных техник способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. У детей развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.  И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей»

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях....

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками,как средство развития творческих способностей

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками,как средство развития творческих способностей...

Изобразительная деятельность нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей или как провести НОД в ОО "Художественно - эстетическое развитие"

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное на...

«Рисование нетрадиционными техниками как средство развития творческих способностей»

Детское рисование  заключает в себе большие возможности.В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы.Происходит обогащение их словарного запаса....

МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей. Тема: "Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей".

Повышение профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно - эстетического развития дошкольников....

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное на...