«Рисование нетрадиционными техниками как средство развития творческих способностей»
статья на тему

Криволапова Елена Васильевна

Детское рисование  заключает в себе большие возможности.В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы.Происходит обогащение их словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт работы

воспитателя ГБДОУ детский сад №26

Криволаповой Елены Васильевны

«Рисование нетрадиционными техниками как средство развития творческих способностей»

                     Актуальность и перспективность опыта.

           Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса приводят к потребности в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Но такой потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно  начинаться уже с первых дней жизни ребенка. Поэтому одной из ведущих задач дошкольного образования является создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности, где ребенок  приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, такие  как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством дают ребенку те необходимые знания, для лучшего понимания себя и других людей, для выражения оригинальных идей и фантазии и для того, чтобы просто стать счастливым человеком.  Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

                                  Условия формирования опыта.   

            Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

            Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами.  

            Изучая и осваивая  различные техники рисования, ранее не использованных в работе с детьми, я экспериментально попробовала использовать элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала заинтересованность детей от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию. Работая во второй младшей группе, я заметила, что  дети этого возраста очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.     Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

               Как и многие воспитатели, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

              Для успешного решения поставленной в опыте работы проблемы я соблюдаю  педагогические условия, которые заключаются в следующем:

   -  создание художественно-эстетической развивающей среды. В группе создан     уголок изо, в котором собраны образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, скульптуры, оригами,  различный материал для творчества.

   - создание и использование мультимедийных презентаций на НОД в продуктивных видах деятельности.

               Работая над этой темой, я изучила программу PowerPoint. Определила содержание презентации, тематику, целевое и зрительное назначение. Определила условия, которые помогут обеспечить работу над презентацией. Разработала структуру и модель будущей презентации. Определила механизм работы над презентацией. Выстроила модель презентации на электронном носителе (технический процесс). Подобрала элементы, дополняющие содержание презентации. Считаю, что использование на НОД мультимедийных презентаций:

- обогащает знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор.

              Компьютерные презентации — эффективный метод представления и изучения любого материала.  При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели, процессы.

                                   Теоретическая база опыта.

               Детское рисование заключает в себе большие возможности. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

               В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

               Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

                О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

1. Давыдова Г.Н.  Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий

  2003», 2008.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.                               Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.     Часть 2. –2.-М:        Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Курочкина Н.А.  Дети и пейзажная живопись.- Санкт-Петербург-«Детство», 2004;

     5. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.

     6.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания       детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество    России, 2000

     7.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990     48с.

     8.Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988

     9. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование,   конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.

   10.Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех    - семи лет. - М.: ВЛАДОС, 2002

   

                        Ведущая педагогическая идея:

                  Идея опыта – способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования.

               Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы

3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

6. Сформировать у детей технические навыки рисования.

                  Оптимальность и эффективность средств позволяет:

- выявить и развить творческие способности детей, применяя нетрадиционную технику  рисования;

- направить творческие способности детей на улучшение микроклимата в группе;

-пробуждать в детях интерес к познанию и применению в работе новых техник нетрадиционного рисования.

 

                                           Технология  опыта.

               Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

              В ходе проведения творческой  работы мною был определен ряд задач:

-проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;

-разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области рисования различными живописными материалами;

-апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей детей  дошкольного возраста.

                Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

                  В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной  задачей   воспитания   и обучения     в изобразительной     деятельности     выделяют    развитие      творческих способностей    детей.

3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности

                  Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6.Принцип интегрированного подхода реализуется  в сотрудничестве с воспитателями  и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

                В своём творчестве я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

            Решать обозначенные проблемы в изобразительном творчестве дошкольников я попробовала использованием нетрадиционных способов рисования.   Сначала я познакомила детей с наиболее простыми в исполнении графическими техниками: пальчиковая живопись, оттиск различными видами печаток, печать по трафарету, а также таким способом изображения  как «рисование каплями».  Затем я обучила детей рисованию способом тычка. В процессе закрашивания тычками какие-либо неточности не влияли  на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получались более приближенными к реальным. На последующих занятиях я подвела детей к решению новых задач и применению различных способов изображения. Неотъемлемой частью работы стали экспериментирование с красками (создание новых оттенков), совместная разработка способов рисования и наконец, самостоятельный выбор способа осуществления замысла.     Эмоционально воздействующим средством на занятии являлась музыка, которая учит детей размышлять и  переживать.

                В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.  Чтобы оживить занятия я практикую на них дидактические игры, такие как « Мое настроение», «Радость и грусть», «Цвет глазами художника», «Радуга». Игры способствуют установлению хорошего настроения у детей и контакта с ними.

         Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

          Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Ее я строю по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных способностей ребенка:

- ребенок не усвоил даваемого мной материала в силу каких – то обстоятельств;

- закрепление или повторение пройденного материала;

- работа с одаренными детьми.

          Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования я стараюсь научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

             Все представленные в опыте нетрадиционные для отечественного дошкольного образования художественные техники изучены и апробированы мною в работе с детьми, а их эффективность в создании выразительных образов проверена на практике.

            Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей,  но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника. Практика показывает, что с помощью необычной техники рисования дети лучше усваивают живопись и графику, закономерности композиции и колорита. Такое рисование вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

                                  Анализ результативности опыта.

              Показателем и результатом работы  можно считать то, что в детском саду  постоянно устраиваются  выставки и конкурсы рисунков, украшаются  группы своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное воздействие на весь коллектив в целом.

              Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения детей:

На муниципальном уровне:

X II Республиканский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности - I место

На республиканском  уровне:

Конкурс "Покорми птиц" – победа в номинации

На российском уровне:

Конкурс "Золотая рыбка" – 2 диплома победителя I степени

Конкурс "Золотая рыбка" – диплом победителя II степени

Конкурс на Педразвитии.ру – участие

  Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, мастер - классы. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радует детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

                            Трудоемкость опыта. 

 Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты. Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Адресность опыта.

        Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Наглядные приложения.

 Конспекты занятий  по нетрадиционному рисованию. Основы для детского творчества. Методические рекомендации для педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей»

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях....

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками,как средство развития творческих способностей

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками,как средство развития творческих способностей...

МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей. Тема: "Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей".

Повышение профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно - эстетического развития дошкольников....

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное на...

Консультация для родителей "Рисование нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей".

Консультация как одна из индивидуальных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) помогает оказать им своевременную помощь в воспитании ребенка.Рисование &mdash...

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необыч...