«Рисование нетрадиционными техниками как средство развития творческих способностей»
статья на тему
Детское рисование заключает в себе большие возможности.В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы.Происходит обогащение их словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт работы
воспитателя ГБДОУ детский сад №26
Криволаповой Елены Васильевны
«Рисование нетрадиционными техниками как средство развития творческих способностей»
Актуальность и перспективность опыта.
Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса приводят к потребности в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Но такой потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно начинаться уже с первых дней жизни ребенка. Поэтому одной из ведущих задач дошкольного образования является создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности, где ребенок приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, такие как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством дают ребенку те необходимые знания, для лучшего понимания себя и других людей, для выражения оригинальных идей и фантазии и для того, чтобы просто стать счастливым человеком. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Условия формирования опыта.
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами.
Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованных в работе с детьми, я экспериментально попробовала использовать элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала заинтересованность детей от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию. Работая во второй младшей группе, я заметила, что дети этого возраста очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Как и многие воспитатели, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Для успешного решения поставленной в опыте работы проблемы я соблюдаю педагогические условия, которые заключаются в следующем:
- создание художественно-эстетической развивающей среды. В группе создан уголок изо, в котором собраны образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, скульптуры, оригами, различный материал для творчества.
- создание и использование мультимедийных презентаций на НОД в продуктивных видах деятельности.
Работая над этой темой, я изучила программу PowerPoint. Определила содержание презентации, тематику, целевое и зрительное назначение. Определила условия, которые помогут обеспечить работу над презентацией. Разработала структуру и модель будущей презентации. Определила механизм работы над презентацией. Выстроила модель презентации на электронном носителе (технический процесс). Подобрала элементы, дополняющие содержание презентации. Считаю, что использование на НОД мультимедийных презентаций:
- обогащает знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор.
Компьютерные презентации — эффективный метод представления и изучения любого материала. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели, процессы.
Теоретическая база опыта.
Детское рисование заключает в себе большие возможности. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий
2003», 2008.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись.- Санкт-Петербург-«Детство», 2004;
5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
6.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2000
7.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990 48с.
8.Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988
9. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.
10.Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС, 2002
Ведущая педагогическая идея:
Идея опыта – способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования.
Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы
3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Оптимальность и эффективность средств позволяет:
- выявить и развить творческие способности детей, применяя нетрадиционную технику рисования;
- направить творческие способности детей на улучшение микроклимата в группе;
-пробуждать в детях интерес к познанию и применению в работе новых техник нетрадиционного рисования.
Технология опыта.
Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.
В ходе проведения творческой работы мною был определен ряд задач:
-проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;
-разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области рисования различными живописными материалами;
-апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей детей дошкольного возраста.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.
В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства
предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6.Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
В своём творчестве я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
Решать обозначенные проблемы в изобразительном творчестве дошкольников я попробовала использованием нетрадиционных способов рисования. Сначала я познакомила детей с наиболее простыми в исполнении графическими техниками: пальчиковая живопись, оттиск различными видами печаток, печать по трафарету, а также таким способом изображения как «рисование каплями». Затем я обучила детей рисованию способом тычка. В процессе закрашивания тычками какие-либо неточности не влияли на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получались более приближенными к реальным. На последующих занятиях я подвела детей к решению новых задач и применению различных способов изображения. Неотъемлемой частью работы стали экспериментирование с красками (создание новых оттенков), совместная разработка способов рисования и наконец, самостоятельный выбор способа осуществления замысла. Эмоционально воздействующим средством на занятии являлась музыка, которая учит детей размышлять и переживать.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Чтобы оживить занятия я практикую на них дидактические игры, такие как « Мое настроение», «Радость и грусть», «Цвет глазами художника», «Радуга». Игры способствуют установлению хорошего настроения у детей и контакта с ними.
Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Ее я строю по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных способностей ребенка:
- ребенок не усвоил даваемого мной материала в силу каких – то обстоятельств;
- закрепление или повторение пройденного материала;
- работа с одаренными детьми.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования я стараюсь научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Все представленные в опыте нетрадиционные для отечественного дошкольного образования художественные техники изучены и апробированы мною в работе с детьми, а их эффективность в создании выразительных образов проверена на практике.
Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника. Практика показывает, что с помощью необычной техники рисования дети лучше усваивают живопись и графику, закономерности композиции и колорита. Такое рисование вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Анализ результативности опыта.
Показателем и результатом работы можно считать то, что в детском саду постоянно устраиваются выставки и конкурсы рисунков, украшаются группы своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное воздействие на весь коллектив в целом.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Достижения детей:
На муниципальном уровне:
X II Республиканский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности - I место
На республиканском уровне:
Конкурс "Покорми птиц" – победа в номинации
На российском уровне:
Конкурс "Золотая рыбка" – 2 диплома победителя I степени
Конкурс "Золотая рыбка" – диплом победителя II степени
Конкурс на Педразвитии.ру – участие
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, мастер - классы. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радует детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.
Трудоемкость опыта.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты. Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Адресность опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Наглядные приложения.
Конспекты занятий по нетрадиционному рисованию. Основы для детского творчества. Методические рекомендации для педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей»
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях....
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками,как средство развития творческих способностей
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками,как средство развития творческих способностей...
«Рисование нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей дошкольников».
ПЕД ПРОЕКТ...
МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей. Тема: "Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей".
Повышение профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно - эстетического развития дошкольников....
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное на...
Консультация для родителей "Рисование нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей".
Консультация как одна из индивидуальных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) помогает оказать им своевременную помощь в воспитании ребенка.Рисование &mdash...
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необыч...