статья "Забавное рисование"
статья по рисованию

Светлана Александровна Роледер
Современные дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность. Это яркая черта маленьких граждан современности. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья Забавное рисование27.86 КБ

Предварительный просмотр:

                             ЗАБАВНОЕ РИСОВАНИЕ.

                                                                                       Авторы:
                                                                                         Роледер С.А

                             (Прокопьевский городской округ)

     Современные дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность. Это яркая черта маленьких граждан современности. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления,  быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

      Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связанны с общими интеллектуальными способностями человека. Формирование творческой личности, которая способна оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и креативно – является главной задачей для современной системы как школьного, так и дошкольного образования. Только творческий человек может двигать общество вперед к прогрессу [2].

     Учитывая данные факторы, следует отметить, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет  определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

       Творческие способности – довольно сложный психический процесс. Творческими способностями называется самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, приносящей в итоге своеобразные и ценные продукты. Такие способности присутствует в любой деятельности ребенка, но больше в изодеятельности.

Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческих способностей. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка. В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку [4].

На сегодняшний день все больше появляется интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности.  Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности обогащает представления и знания дошкольников о предметах, их применении, свойствах, материалах.

Начиная с раннего возраста, ребенок пробует делать изображения с помощью ладошек, пальчиков, кулачков, ребра ладони; создавать рисунки с помощью подручных средств (полых трубочек, веревок, ниток) и природных материалов (листьев деревьев и т.д.). Детей дошкольного возраста обучают рисованию фломастерами, карандашами, свечой, демонстрируют, как можно использовать в процессе рисования клей и многие другие материалы.

В рамках обучения нетрадиционными техниками изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста знакомят с разнообразными способами окрашивания бумаги, например с помощью цветного клейстера, набрызгивания краски; старшие дошкольники узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на поверхности из специального стекла.  

В процессе занятий дети имеют возможность для экспериментальной деятельности, смешивая краску с клейстером, нанесением мыльной пены на изображение, сделанное цветными мелками, нанося акварель и гуашь. Непосредственный контакт пальцев рук с краской способствует познанию детьми ее свойств (вязкость, твердость, густоту), а с помощью добавления различного количества воды в акварель, ребенок учиться получать разнообразные цветовые оттенки. Таким образом, развивается цвет различительная чувствительность.

Как известно, ребенку свойственно копировать предлагаемые ему образы. Нетрадиционные техники изображения способствуют тому, чтобы избежать копирования готового образца, посредствам демонстрирования ребенку исключительно способов действия с материалами и инструментами. Такой подход является серьезным толчком для развития творчества, воображения, выражения индивидуальности, проявления инициативности и самостоятельности. Пользуясь разнообразными способами изображения на одном рисунке и комбинируя их, дошкольник учится думать, самостоятельно выбирать необходимую технику, для создания наиболее выразительных образов. После чего ребенок может проанализировать полученные результаты, в процессе сравнения своих работ. Нетрадиционные техники изображения предполагают определенную последовательность действий, что способствует обучению дошкольников планировать процесс рисования[5].

Использование нетрадиционных художественных техник способствует развитию активной и пассивной речи ребенка. В процессе деятельности дети знакомятся с называниями материалов и инструментов, общаются между собой в процессе работы над рисунком или коллективной композицией. В данном случае речь ребенка формируется в процессе деятельности естественно и логично.

Специфика работы с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности заключается в возможности ребенка использовать разнообразный материал в процессе реализации своих творческих возможностей (рисование пальчиками, восковыми мелками, акварелью, свечой и пр.). В рисунках детей старшего дошкольного возраста он превращается в образы, зафиксированные его памятью.

Создание рисунка посредствам нетрадиционных изобразительных материалов и техник является привлекательной для детей дошкольного возраста деятельностью. Кроме этого знакомство с разнообразными материалами, стимулирует у дошкольников желание узнать новый для себя материал, изучить его в процессе практической деятельности. Все это описывает познавательный характер творческой деятельности в процессе работы с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности  Демонстрация ребенку, что из различных материалов можно создать один и тот же образ разной степени похожести, способствует развитию восприятия дошкольника, формирования у него более полных и разнообразных представлений о предметах окружающего мира.

Во время работы с нетрадиционными художественными материалами ребенок познает свойства и особенности работы с ними, учится анализировать форму предметов, планировать собственные действия. Вследствие чего у ребенка закрепляются познания об основных формах, названия цветов окружающих его, формируются четкие и полные представления о предметах и явлениях, окружающих его[3].

Работая над изображением с помощью различных материалов и техник, ребенок начинает видеть, что возможно применение разнообразных приемов для того, чтобы создать наиболее выразительный образ. Данными приемами дошкольник может овладеть только с помощью взрослого.

Развитие в процессе деятельности познавательных процессов и интереса к созданию изображения, приводят к формированию творчества. А положительные эмоции вызываемые деятельностью позволяют ребенку преодолевать возможные трудности в процессе работы. Изображение различных моделей предметов окружающего мира, способствует формированию отношения к ней у ребенка и развивает личные характеристики (волю, самостоятельность, упорство в достижении целей, организованность и мн. др.)

В процессе выбора наиболее эффективных методов и приемов обучения необходимо исходить из основных этапов развития творческой деятельности:

- подготовительного, включающего знакомство со свойствами бумаги, красок, разнообразных материалов (штамповки, восковой свечи, шерстяной нитки, восковых карандаше, мятой бумаги), овладения навыками работы с ними;

- упражнение старших дошкольников в выбранной технике, в передаче выразительности какого-либо образа;

- создание детьми старшего дошкольного возраста собственных оригинальных элементов во время работы над рисунком[6].

Итак, дошкольный возраст является сензитивным периодом в процессе развития творческих способностей. Дети дошкольного возраста осваивают новые материалы, инструменты и техники получая от этого процесса положительные эмоции. Необходимым для ребенка является возможность сравнить свои произведения после окончания работы над ними.

Основная задача при обучении рисованию в дошкольном возрасте - помочь детям познать окружающий мир, развить их наблюдательность, воспитать у них чувство прекрасного и научить приемам изображения. Одновременно осуществляя основные задачи изобразительной деятельности, которые определяются как формирование творческих способностей у детей в процессе создания выразительных образов разнообразных предметов, с помощью доступных для дошкольного возраста изобразительных предметов.

                           Список литературы

  1. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Г. Н. Давыдова, Москва , 2008.
  2. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. – Москва : Просвещение, 2008. – С. 79.
  3. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество / Т. Г. Казакова. – Москва: Академия, 2006. – С 33.
  4. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо. – Москва : Просвещение, 2001. – С.83.
  5. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Фрелина. – Москва: Академия, 2011. – с. 27.
  6. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод.рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей / Е. А. Юзбекова. - Москва : Линка-Пресс, 2006. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию "Мухомор" нетрадиционные техники рисования - рисование пальчиками.

Занятие по рисованию. Развивает мелкую моторику, воображение, творческие способности....

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...