Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через интеграцию продуктивной и театрализованной деятельности
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
В данной работе рассказывается об особенностях проведения занятий продуктивной деятельностью у детей раннего возраста. Проведенное исследование, позволяет наглядно увидеть, как методом интеграции можно улучшить и повысить эффективность и продуктивность данных занятий. Данный материал будет полезен как для воспитателей ясельных групп, так и для более старшего возраста. Т.к. данная методика интеграции может использоваться для любой возрастной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 18.33 КБ |
razvitie_melkoy_motoriki.pptx | 704.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через интеграцию продуктивной и театрализованнойдеятельности.
Под термином мелкая моторика понимается способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.
Наиболее эффективное средство для этого - продуктивная деятельность ребенка. Продуктивная детская деятельность представляет собой деятельность ребенка с целью получения продукта.
Стимулирование кончиков пальцев способствует развитию речи ребенка. Во время продуктивной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У детей развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз.
Однако, в детском саду со всеми видами деятельности тесно связана такая деятельность, как театрализованная, которая в свою очередь, не только оказывает то же влияние на развитие детей, но и в значительной мере улучшает (ускоряет) его. В процессе обучения детей очень важен интегрированный подход.
Театр - это не только развлечение для детей, это так же и хороший тренажер для речи и сенсорно-двигательных функций. Куклы помогают ребенку развивать подвижность пальцев обеих рук, копировать и придумывать речь главных героев. Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания. Театральные постановки развивают фантазию и воображение.
Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, помогает обеспечить положительное эмоциональное состояние.
Цель: создать условия для формирования и эффективного развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста через занятия продуктивной деятельностью, интегрированную с театрализованной деятельностью.
Задачи:
- Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
- Изучить процесс развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
- Изучить продуктивную деятельность детей раннего дошкольного возраста и условия ее возникновения и реализации.
- Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики.
- Создавать у детей интерес к продуктивной и театрализованной деятельности, желание участвовать в совместной деятельности.
Предполагаемый результат: формирование и развитие мелкой моторики произойдёт быстрее и эффективнее, если в работе с детьми дошкольного возраста использовать продуктивную деятельность, интегрированную с театрализованной.
Не смотря на столь юный возраст моих воспитанников, продуктивная деятельность у них очень разнообразная. В нее входят рисование с использованием как традиционных, так и нетрадиционных техник, аппликации из самых различных материалов, лепка, создание поделок.
Каждое занятие начинается с небольшого театрального представления. Это может быть инсценировка сказки или сюжетов собственного сочинения, либо разыгрывание какой-либо ситуации. Всё действие происходит с прямым участием детей. Ребята при помощи вырубных картинок или игрушек создают представление, а иногда и сами перевоплощаются в тех или иных персонажей. Особая роль отводится пальчиковому театру.
Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любимого героя. Надевая игрушки на палец и разыгрывая сказки, дети чувствуют себя раскованно и свободно. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствует развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. Дети с большим энтузиазмом принимают в нем участие.
Затем показ плавно переходит непосредственно в продуктивную деятельность, во время которой мы создаем необходимый для продолжения театральной постановки сам продукт: персонаж, декорацию, костюм либо инвентарь для персонажа.
Вот, например, разыгрывание сказки «Репка». Дети с большим увлечением разыгрывают небольшое представление. Затем, получив большую порцию положительных эмоций и интерес к происходящему действию, ребята начинают в прямом смысле творить свои маленькие «шедевры», а именно – некоторых персонажей из сказки.
Вот еще пример. Занятие по пожарной безопасности дома. Мы с ребятами совместно инсценируем ситуацию, в которой кукла Маша осталась одна дома. Ей было скучно и она, найдя спички, стала ими играть. В итоге случился пожар.
Продолжалось занятие продуктивной деятельностью – рисование огня, который являлся неотъемлемой частью нашей постановки. Изготовив декорацию, дети продолжили представление. Перевоплотившись в некоторых персонажей, ребята вызвали пожарных и потушили пожар.
Не смотря на непродолжительное исследование, уже можно сделать определенные выводы. А именно, в процессе обучения детей очень важен интегрированный подход. Дети с особой радостью занимаются на занятиях, где происходит интеграция театрально-игровой и изобразительной деятельности. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения.
Занятие проходит более продуктивно, т.к. дети более вовлечены в процесс и находятся в приподнятом настроении. И как следствие, улучшается внимание, мышление, воображение, координация и мелкая моторика рук. У детей более активно обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Актуальность: Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной.
Наиболее эффективное средство для развития мелкой моторики - продуктивная деятельность ребенка Продуктивная детская деятельность представляет собой деятельность ребенка с целью получения продукта.
Театр - это не только развлечение для детей, это так же и хороший тренажер для речи и сенсорно-двигательных функций.
- создать условия для формирования и эффективного развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста через занятия продуктивной деятельностью, интегрированную с театрализованной деятельностью. Цель исследования
Задачи: Изучить процесс развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Изучить продуктивную деятельность детей раннего дошкольного возраста и условия ее возникновения и реализации. Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики. Создавать у детей интерес к продуктивной и театрализованной деятельности, желание участвовать в совместной деятельности.
Предполагаемый результат - формирование и развитие мелкой моторики произойдет быстрее и эффективнее, если в работе с детьми дошкольного возраста использовать продуктивную деятельность, интегрированную с театрализованной
Каждое занятие продуктивной деятельности начинается с небольшого театрального представления. Всё действие происходит с прямым участием детей.
Особая роль отводится пальчиковому театру . Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любимого героя.
Затем показ плавно переходит непосредственно в продуктивную деятельность, во время которой мы создаем необходимый для продолжения театральной постановки сам продукт: персонаж, декорацию, костюм либо инвентарь для персонажа.
Разыгрывание сказки «Репка»
Изготовление персонажей из сказки
Занятие по пожарной безопасности дома. Мы с ребятами совместно инсценируем ситуацию, в которой кукла Маша осталась одна дома. Ей было скучно и она, найдя спички, стала ими играть. В итоге случился пожар
Продуктивная деятельность – рисование огня, который являлся неотъемлемой частью нашей постановки.
В процессе обучения детей очень важен интегрированный подход. Дети с особой радостью занимаются на занятиях, где происходит интеграция театрально-игровой и изобразительной деятельности. Выводы:
Занятие проходит более продуктивно, т.к. дети более вовлечены в процесс и находятся в приподнятом настроении. И как следствие, улучшается внимание, мышление, воображение, координация и мелкая моторика рук. У детей более активно обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым. Выводы:
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной дея...
«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы....
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...
Презентация на тему "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС"
Презентация призвана показать родителям общую характеристику и значение мелкой моторики, а так же различные способы и средства её развития для детей раннего возраста....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...
" Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности»
Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук...