«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2017._sveta.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха»
Педагогический проект
на тему
«Ловкие пальчики»
(развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)
Воспитатель
Каштанова
Светлана
Викторовна
Чкаловск
2018
Проект « Ловкие пальчики » (развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности дошкольников)
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
«Рука - это своего рода внешний мозг»
Кант.
Актуальность
Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития .Чем выше его двигательная активность ,тем он лучше развивается .С самого раннего возраста ,развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание .Известно, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются не только память и внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , пластиковые крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы активизируем мозговую деятельность, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность ребёнка и взрослого проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности )
Тип: Практико-ориентировочный, долгосрочный, развивающий, групповой.
Количество воспитанников: 19
Форма представления: слайдовая презентация
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
- Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
- Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
- Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.(Лепка по авторской методике Е.А.Янушко с детьми 2-3 лет; авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.)
- Формирование практических умений и навыков продуктивной деятельности.
- Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- обеспечивать эмоциональное благополучие.
- Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
- Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
- Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
- Развивать творчество участников проекта.
- Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к сотрудничеству.
Исполнители проекта: Дети, Воспитатель, Родители
Сроки: Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы
Этапы реализации проекта :
I Подготовительный этап :
- изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой -Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» Изобразительная деятельность в детском саду для детей раннего возраста ;лепку по авторской методике Е. А. Янушко с детьми 2-3 лет.
- Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
II Основной этап: (создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ) .
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста:
- Работа с детьми по всем образовательным областям:
- в процессе ООД (продуктивной деятельности);
- индивидуальной работе;
- на прогулке;
- утренней гимнастике;
- самообслуживание;
- использование нетрадиционных приемов
- Сотрудничество с родителями .
III Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Организация работы по проекту:
мероприятие
цель
сроки
-Изучение литературы по теме.
Получить необходимые знания и умения.
Сентябрь
-Составление картотеки игр для развития мелкой моторки
Сентябрь
-Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год
Разработать практические мероприятия на период проекта.
Сентябрь
-Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
Сентябрь
-Анкетирование родителей.
Выявление компетентности родителей по данной проблеме.
3 неделя сентября
-Экспериментальная деятельности. Познание свойств: предметов быта и бросового материала ( прищепки, пластиковые крышки, бумага); природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука).
Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.
В течение всего срока обучения
-Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники изобразительной деятельности -лепка по авторской методике Е. А .Янушко с детьми 2-3 лет ; авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст ) «Солнышко», «Ёжик», «Красивая тарелочка», и т. д.
Приобщение к изобразительному искусству .
В течение всего срока обучения
-Изучение пальчиковых игр
Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.
В течение всего срока обучения
-Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
В течение всего срока обучения
-Сотрудничество с родителями в течение реализации проекта.
В течение года
Перечень основных мероприятий
1 1 Социально-коммуникативное развитие
- коллективное творчество,
приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
2 Познавательное развитие
-Экспериментальная деятельность. Познание свойств: предметов быта и бросового материала (прищепки, пластиковые крышки, бумага);
природного материала (жёлуди ,каштаны, фасоль, крупа, мука).
-Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
3 Речевое развитие
- заучивание потешек, сопровождающих пальчиковые игры
«Апельсин», «Машина», «Капуста», «Дом» и т. д.
4 Художественно- эстетическое развитие
-выполнение продуктивной деятельности «Вот ёжик- ни головы, ни ножек», «Солнышко», «Цветы», «Наряжаем ёлку», «Красивая тарелочка» и т. д.
5 Физическое развитие
-укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник(пальчиковой гимнастики).
6 Развивающая предметно- пространственная среда
- пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика, пирамидки, молнии, застёжки и т. д.)
7 Сотрудничество с родителями
-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
-Выполнение творческих заданий.
-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами продуктивной деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение нетрадиционными техниками изобразительной деятельности . Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни. Развитие речевой активности детей в различных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной дея...
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Материалы дистанционное обучения на Апрель месяц 2020 года....
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности МАЙ месяц 2020г.
Материалы для дистанционного обучения...
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195», 2 корпус...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...