Публикация на тему "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Цель самообразования: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Актуальность темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Личный план по самообразованию
Сроки | Форма работы | Практические выходы | ||
С детьми | С родителями | С педагогами | ||
Сентябрь | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. (Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка») | Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» | Изучение литературы по данной теме. | |
Октябрь | -Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. ( Д/и «Чудесный мешочек») -Упражнять в выполнении различных имитационных движений. (Пальчиковая гимнастика «Капуста») - Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. (Перекладывание из одной емкости в другую) -Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». (Д/и «Сухой бассейн») -Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. ( Д/и Прищепки») | Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» | Оформление сборника консультаций для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» | |
Ноябрь | -Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. («Пальчиковая гимнастика «Семья») -Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. (Подвижная игра «Зарядка») - Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. (Упражнение «Пуговицы») - Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. (Самомассаж «Ручки греем») - Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. (Игра «Художник») | Памятка «Пальчиковые игры для малышей» | Доклад на тему: «Пальчиковые игры для малышей» | Открытый просмотр на тему «Пальчиковые игры для малышей» |
Декабрь | -Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. (Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки») - Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. (Конструирование «Башенка») - Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. (Д/и «Рисуем на крупе») - Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. (Настольная игра «Мозаика») - Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. (Подвижная игра «Лохматый пес») | Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» | Оформление папки-передвижки на тему «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» | |
Январь | - Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. (Игра «Веселые упражнения с карандашом») - Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. (Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».) - Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. (Игра «Лепим снежки») - Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. (Графическое упражнение «Проведи дорожку») | Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.» | Написать конспект на тему: « Колобок» по развитию мелкой моторики. | |
Февраль | -Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. (Д/и «Массажный мячик») - Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. (Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев») - Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. (Самомассаж «Добываем огонь» - Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. (Конструирование из палочек «Лесенка») - Упражнять в закреплении навыков раздевания. (Д/и «Уложим куклу спать») | Создание картотеки потешек для работы с детьми. | Проект «Создание картотеки по развитию мелкой моторики у детей через различные виды деятельности» | |
Март | - Развивать умения детей рисовать пальчиками. (Пальчиковое рисование «Букетик для мамы») - Формировать умения поочередно разгибать пальчики. (Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..») - Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. (Конструирование «Машина») - Развивать умения имитировать скатывание колобков. (Самомассаж «Стряпаем») - Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. (Застегивание и расстегивание пуговиц) | Фотовыставка работ «Наши с мамой руки» | Выставка работ. Тема «Наши с мамой руки» | |
Апрель | - Развивать умения правильно держать карандаш. (Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам») - Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. (Конструирование «Дорожка») - Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. (Игра «Спрячь в ладошке») - Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. (Упражнение «Обведи шаблон») - Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. (Упражнение «Фонарики») | Папка – передвижка «Рисуем без кисточки» | Мастер-класса для педагогов. | Проведение мастер-класса для педагогов на тему «Рисуем без кисточки» |
Май | - Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. (Игра «Собери бусы») - Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. (Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте») - Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. (Игра «Дарики - комарики») - Развивать умения подражать движениям взрослого. (Игра «Где же, где же наши ручки?») -Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. (Складывание в бутылочку) | Консультация для педагогов, проведение семинара: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». | Проведение семинара на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Отчет. |
- Открытый просмотр на тему «Пальчиковые игры для малышей»
- Проведение семинара на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
- Проведение мастер-классов для педагогов на тему «Рисуем без кисточки»
- Оформление папки-передвижки на тему
«Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
- Выставка работ. Тема «Наши с мамой руки»
- Оформление сборника консультаций для родителей на тему:
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
- Проект «Создание картотеки по развитию мелкой моторики у детей через различные виды деятельности»
Изучение методической литературы:
1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной дея...
«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы....
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Материалы дистанционное обучения на Апрель месяц 2020 года....
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности МАЙ месяц 2020г.
Материалы для дистанционного обучения...
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195», 2 корпус...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...