Рабочая программа кружка «Волшебные краски»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Актуальность данной программы в том, что только в обществе своих сверстников, через специфические виды деятельности у ребенка формируются базисные качества личности, которые способствуют усвоению информации.
Работа с нетрадиционными техниками рисования создает условия для самостоятельного экспериментирования с материалами и инструментами, способствует поисковой активности в решении композиционных умений, более яркому выражению художественного образа, развитию творческого начала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития детей № 28 «Колосок»
Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2022г | Утверждаю заведующий МБДОУ детский сад №28 Кравцун Ю.В. Приказ № о\д От 30.08.2022г |
Рабочая программа
кружка
«Волшебные краски»
Средняя группа (срок реализации 1 год)
:
2022-2023г.
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время происходит модернизация системы образования. Одним из основных принципов ФГОС является осуществление воспитательно–образовательного процесса в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.
В программе «Волшебные краски» создаются разнообразные условия изобразительной деятельности, содержание, формы,
методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они взаимодействуют. Таким образом достигается интенсивность развития детских художественных и творческих способностей.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования в данной программе используются особенные техники и приемы.
Так для детей 4-5 лет:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография). Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Реализация программы «Волшебные краски» позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Она помогает детям чувствовать себя свободными, раскрепоститься, ощутить незабываемые положительные эмоции, вселить уверенность в своих силах.
В изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, творчество, воображение, самостоятельность.
Направленность (профиль) программы − художественная.
По форме организации − групповая.
Уровень образования − углубленный, завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Уровень освоения программы − базовый.
Новизна.
Новизна программы состоит в том, что она рассчитана на занятия с детьми не владеющими основными навыками и умениями рисования, а средства нетрадиционного рисования способны решить эту проблему.
Программа позволяет учитывать личностные особенности характера ребенка, учитывать особенности его развития, индивидуальные способности к изо деятельности, выстраивать образовательный процесс с полным учетом этих процессов. Нетрадиционные техники позволяют закончить процесс рисования на любом этапе и сюжет будет понятен, будет выражен, а можно нарисовав зубной щеткой море, дорисовать закат солнца, птиц, горы на дальнем и ближнем плане, корабли и так до полного самовыражения в рисунке. Выполняя рисунок нетрадиционными техниками, дети дополняют его традиционными материалами и инструментами дорисовывая задуманный сюжет, дополняя его линией горизонта, воздушным пространством, основными характерными деталями образа.
Знакомятся с видами искусства художественно−эстетического цикла через занятия интегрированного характера, украшают готовые формы по мотивам народных росписей. Эти сочетания привлекают детей новизной обстановки, необычными этапами продуктивной деятельности, красотой и разнообразием материалов, эти качества способствуют сохранению интереса к изобразительному творчеству, формируют навыки поиска новых способов изображения.
Однако программа, кроме творческих задач, решает и задачи технологического мастерства (ручные умения) включая работу с традиционными художественными материалами и инструментами, которые являются основой любой продуктивной деятельности, их совместное применение станет стимулом творческого нестандартного роста и рисовального опыта, развития ручной умелости. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).
Актуальность.
Актуальность данной программы в том, что только в обществе своих сверстников, через специфические виды деятельности у ребенка формируются базисные качества личности, которые способствуют усвоению информации.
Работа с нетрадиционными техниками рисования создает условия для самостоятельного экспериментирования с материалами и инструментами, способствует поисковой активности в решении композиционных умений, более яркому выражению художественного образа, развитию творческого начала.
Всестороннее развитие и воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности, в наше время имеет первостепенное значение. Необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать, ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Поэтому данная программа ориентирована:
- на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности;
- на создание условий для развития личности ребенка;
- на развитие мотивации к познанию и творчеству;
- на обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- на профилактику асоциального поведения;
- на взаимодействие всех участников.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность средствами нетрадиционных техник рисования. В ходе работы ребенок учится графической речи, создает новое, оригинальное, у него активизируется воображение, он реализует свой замысел, находя средства для его воплощения, способствующие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.
1.2 Цель и задачи
Цель:
Развитие творческих способностей детей старшего возраста, средствами нетрадиционного рисования
Задачи:
Обучающие:
- учить использовать нетрадиционные техники рисования;
- учить основам в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление и умение завершать свой замысел до конца;
- способствовать развитию процесса интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности;
- способствовать приобретению навыков исследовательской работы.
Развивающие:
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений поставленных задач;
- пробуждать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- развивать умение находить выход из проблемных ситуаций.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиваться максимальной самостоятельности детей в творчестве.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, создающими основу для развития познавательных и творческих способностей детей и меж предметных связей по разделам:
- «Развитие речи» − развитие монологической речи при описании своих работ.
- «Художественная литература» − рисование на основе впечатлений.
- «Формирование целостной картины мира» − расширение личного кругозора.
- «Формирование элементарных математических представлений» − расширение знаний о форме, о пространстве, величине.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на
одном месте, а движется вперед, и поэтому нужно использовать новые
развивающие технологии:
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные ( беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
-педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование
успеха, пауза).
Принципы построения работы по рисованию:
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к
сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на
восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,
полученное ребенком от окружающей действительности.
Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению
возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить,
нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем
сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом,
использование нетрадиционных техник изображения способствует
познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной
сферы дошкольников в целом.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня
развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания
деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техник изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению,
благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Если дети с успехом справляются с выполнением работ в несложных нетрадиционных техниках рисования, можно приступать к изучению сложных техник и приемов.
Организация работы нетрадиционными техниками и приемами не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.
Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
-планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
-применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их
индивидуальных особенностей;
-разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и
навыков детей.
Процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими
методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
В работе нужно использовать такие формы организации и проведения занятий,
как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.
Методы
работы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в
следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к
сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники
изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких,
которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению
замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных
техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов,
сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и,
таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет
получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Этапы решения поставленных задач:
Программа состоит из четырёх этапов, в которые заключены восемь разделов. Этапы позволяют прослеживать рост в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении нетрадиционных техник рисования. Содержание строится на обучении детей основам цветоведения, композиции, формообразования, навыкам и умениям, обучению работы с нетрадиционными техниками рисования. В качестве основных тем всё же выступают темы времени года. Эти занятия являются под темой основной темы раздела. Осуществляется повтор техник с усложнениями как технических, так и изобразительных и нетрадиционных способов изображения, на основе которых строится планирование.
I этап (сентябрь, октябрь):
- определение способностей и умений;
- создание условий для обучения детей;
- способствовать развитию интереса к рисованию, овладению техническими навыками.
II этап (ноябрь, декабрь, январь):
- Овладение изобразительными навыками;
- знакомство детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
III этап (февраль):
- раскрытие индивидуальных способностей;
- учить анализу и синтезу;
- участие в выставках.
Этот этап способствует развитию выразительности образов в детских работах, возрастает опыт художественных впечатлений образов искусства, знаний, умений в области разных видов художественной деятельности.
IV этап (март, апрель, май):
- овладение умениями и навыками;
- создание художественного образа;
- развитие ручной умелости, фантазии, творческого воображения;
- развитие устойчивого внимания к словесным указаниям, не подкрепляемым показом образца.
Формы и методы проведения занятий.
Программа даёт возможность детям приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр презентаций, репродукций, а также походов на выставки местных художников города, выставки детей и родителей, организованных в МБДОУ, мини-музей «Русская изба» и выставки собственных работ.
Организация практических занятий содержит увлекательные формы и методы, цель которых донести до детей определённое содержание, сформировать у них устойчивый интерес к нетрадиционной деятельности, знания и умения в их использовании: занятия − погружение в тему, занятие – игра, сказка, выставка, дидактическая игра, занимательные занятия.
Каждое занятие начинается с беседы или просмотра презентации, рассматривания или показа нетрадиционных способов изображения, знакомства с техниками, организуя познавательную и продуктивную деятельность детей, в конце проводится анализ продуктов деятельности.
Эвристический и исследовательский метод даёт возможность ярче выразить свои индивидуальные изобразительные способности.
Репродуктивный метод необходим для закрепления приобретённых знаний, навыков и умений, как на занятиях, так и в свободной, совместной и самостоятельной деятельности.
Для успешной реализации программы подготовлен дидактический материал. Он включает в себя образцы с применением нетрадиционных техник, выполненные педагогом и детьми, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, презентации знакомства с ИЗО искусства и по основным темам.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемый результат:
- Развитие общих и творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности: самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия, умения взаимодействовать друг с другом.
- Овладение нетрадиционными изобразительными средствами рисования.
- Формирование навыков трудовой деятельности.
К концу года обучения дети должны знать:
- особенности материалов, применяемых в нетрадиционной изобразительной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: пятно, цвет, линия, ритм, композиция, фактура и т.д.;
- правила плоскостного изображения;
- отличительные особенности и значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
К концу года обучения дети должны уметь:
- использовать нетрадиционные техники с самостоятельной продуктивной деятельности;
- использовать способы нестандартного раскрашивания;
- смешивать краски одновременно из 2-3 цветов;
- проявлять творчество в создании художественного образа;
- сознательно выбирать средства выражения для своего замысла;
- передавать личное отношение к объекту изображения;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Способы определения результативности.
Диагностическое обследование – занятия, упражнения на начало и конец обучения, по которым проводится анализ детских работ.
Навыки и умения на начало учебного года:
- технические навыки рисования;
- оригинальность решения;
- цветовая гамма;
- умение изображать предметы по памяти;
- умение соотносить размеры предметов на плоскости;
- умение передачи сюжетных изображений;
- средства выразительности;
- активное участие в беседах по искусству.
Навыки и умения на конец учебного года:
- тщательность выполнения задуманного изображения;
- умение передать предметы, их объём, цвет, положение в пространстве, зависимость цвета и формы от удалённости, воздушная перспектива;
- умение передавать явления природы;
- умение применять нетрадиционные техники самостоятельно;
- умение использовать средства выразительности рисунка;
- умение видеть красоту цветовых соотношений;
- самостоятельное интегрирование видов деятельности и техник изображения;
- развитие памяти, воображения, фантазии;
- выработка собственного отношения к явлениям, персонажу, предмету − самооценка;
- воспитание художественного вкуса на положительных эмоциях;
- создание индивидуального художественного образа.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- диагностическое обследование;
- анализ детских работ;
- отчётные выставки детских работ по разделам;
- участие в выставках детских работ разного уровня;
- упражнения, викторины, дидактические игры (промыслы, виды нетрадиционных техник «Чем нарисовано?»);
- открытое занятие для родителей;
- тестирование родителей с целью определения удовлетворённости.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ по разделам, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка и завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, методы, приемы, срок реализации программы
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделено нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие 6-7лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении при строгом соблюдении этого дети постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, составлено учебно-тематическое планирование и все же с учетом возможности его изменения, а также используемые в программе темы могу быть изменены с учётом интересов детей. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, репродуктивности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
При построении программы были учтены основные принципы:
- принцип творчества − развитие творческих способностей детей;
- научности − знания о форме, цвете, композиции;
- доступности − учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- этапности − последовательность выполнения этапов;
- динамичности − от простого к сложному;
- сравнений − варианты методов и способов изображения, разнообразие материала;
- выбора − выбор материалов, способов изображений;
- преемственности − учет задач возрастного периода;
- сотрудничества − совместная работа с родителями, сверстниками, воспитателями;
интеграции − синтез искусств
1. Раздел, «Деревья»: «Теплые и холодные цвета» - Презентация, дидактические игры, практические упражнения; «Дуб» - Рисование по мокрому, примакивание кистью, знакомство с линией горизонта, нанесение контура рисунка, выполнение; «Настроение осени» - Печатанье листьями, знакомство с красками, запахами, звуками осени, нанесение контура рисунка, выполнение работы.
2. Раздел, «Море»: «Я рисую море» Диагностическое рисование, выбор материалов, выполнение работы, анализ; «На что похоже?» - Диагностическое занятие, выполнение работы, анализ; «Аквалангисты» - Аппликация и рисование, вырезание, приклеивание, дорисовывание, раскрашивание; «Весёлые осьминожки» - Ладошковое рисование, коллективное, выбор основы, выполнение работы; «Втер, по морю гуляет» - Пластилинография, подготовка основы, нанесение контура, раскрашивание пластилином; «Дикие животные Севера» - Лепка сюжетная – коллективная, подготовка основы, выбор материала, исполнение; «Закат на море» - Рисунок под плёнкой пластилином, подготовка основы, рисование красками; «Рыбки» - Солёное тесто, подготовка материалов, прорисовка декора, раскрашивание; «Животный мир» - Оригами и рисование, выбор материалов, складывание форм, приклеивание, дорисовывание, раскрашивание.
3. Раздел, «В мире творчества»: «Салют» - Набрызг по трафарету, подготовка материалов, выполнение работы; «Мир глазами художника» работа с композиционной рамкой на территории ДОУ; «Пейзаж» - Рисование акварелью, беседа, выбор сюжета, поэтапное выполнение живописной работы акварелью; «Волшебные превращения» - Кляксография, подготовка материалов и инструментов, дорисовывание; «Дождливый день» - Сграффито − процарапывание по пластилину, подготовка основы, нанесение основных линий, выполнение композиции процарапыванием; «Пушистики» (кот) - Печать по трафарету скомканной бумагой, беседа, подготовка материалов, выполнение; «Морозный вечер» - Граттаж, подготовка основы, выбор сюжета, выполнение.
4. Раздел, «Каждый ребенок – художник»: «Фантазия» - Рисование на камушках, выбор материалов, изображения, рисование на камушках; «Картины – детям» - Знакомство с ИЗО искусством, беседы по содержанию; «Алые паруса» - Аппликация полу объемная, выбор материалов и инструментов, выполнение; «Загадочный космос» - Презентация «Космос», просмотр, беседа, определение сюжета, выполнение живописной работы; «Ракеты и кометы» - Аппликация, на готовый фон космоса нарезать и приклеить формы, дорисовать, раскрасить; «Берёза в инее» - Рисование гуашью на тёмном фоне, подготовка фона, прорисовка контура, выполнение живописной работы; «Снегири на ветке» - Рисование гуашью с применением белил, подготовка фона, рисование контура, раскрашивание; «Карнавальный хоровод» - Рисование пластилином с поетками, выбор основы, прорисовка контура, рисование пластилином, украшение поетками; «Книга о зиме» - Рисование коллективное, выбор основы, композиции, сюжета, выполнение работы.
5. Раздел, «Узор»: «Жар-птица» - Рисование ладошкой, оттиск ладошкой, нанесение узора; «Змей Горыныч» - Рисование ладошкой, выбор основы, оттиск ладошкой, дорисовывание, украшение узором; «Цветы на клумбе» - Накладная аппликация и рисование, выбор материалов, складывание, прорезания, приклеивание, дорисовывание; «На морозной полянке» - Аппликация прорезная из белой бумаги, многоплановая с перспективным удалением, подготовка материалов, составление сюжета, выполнение; «Морозные узоры» - Рисование свечой, подготовка основы, выполнение работы; «Воздушный шар» - Рисование с элементами аппликации и письма, определение сюжета, прорисовывание контура, раскрашивание; «Точка, круг, колечко» - Презентация, знакомство с народным творчеством, беседа; «Посуда» - Рисование декоративное, выбор материалов, декорирование изображения; «Вологодские кружева» - Контрастное рисование белой краской на чёрном фоне. Выбор основы, материалов, несение основных элементов, завершение работы.
6. Раздел, «Народные промыслы»: «Магазин игрушек» роспись стилизованной игрушки, бытовых предметов бывших в употреблении, выбор форм и видов декора − Рисование декоративное (Дымковская роспись) выбор форм, нанесение узора, выполнение работы, закрепить умение составлять простые узоры, используя технику «старая форма – новое содержание» для украшения формы; «Жостово − поднос» - Вырезанные открытки – составление центральной композиции, дорисовывание; «Узоры на стекле» - Рисование (Гжельская роспись), выбор формы, украшение узором по форме; «Перо Жар − птицы» - Аппликация и графика с элементами письма, выбор материалов, вырезание, приклеивание, дорисовывание; «Ой, вы кони, мои кони…» - Рисование (Городецкая роспись), выбор материалов, основы, рисование; «Ледокол» - Аппликация прорезная, подготовка основы, нанесение контура изображения, прорезание; «Кто тебя выдумал?» - Витраж, подготовка основы, нанесение контура, выполнение работы; «Чаша» - Рисование (Хохломская роспись), подготовка основы, нанесение основных элементов, прорисовка, выполнение работы.
7. Раздел, «Весенняя сказка»: «Я люблю тебя, мама!» - Торцевание из салфеток на пластилине, подготовка основы, рисование контура узора, выполнение работы; «Радуга цветов» - Обратная аппликация, подготовка основы, выполнение работы; «Картина на стену» - Цветные ниточки, подготовка материалов, выполнение; «Весны дыхание» - Монотипия, подготовка материалов, дорисовывание; «Первые грозы, небо» - Сухой мел и влажная бумага, подготовка материалов, основы, рисование; «Цветочный мир» - Аппликация и оригами, подготовка материалов, вырезание, дорисовывание; «На балу у Золушки» - Рисование и аппликация, подготовка материалов, выбор сюжета, выполнение работы.
8. Раздел, «Птицы, животные»: «Удивительный мир жарких стран» - Лепка и ручной труд, подготовка материалов, выбор сюжета, выполнение работы; «На что похоже» - Презентация «Волшебная форма», подготовка основы, выполнение задуманного; «Птицы вернулись» - Ручной труд, подготовка материала, складывание, выполнение задуманного изображения; «Картинка на память» - Рисуем крестиком на круге, подготовка основы, выполнение работы; «Царевна лебедь» - Рисование декоративное ладошкой, оттиск ладошкой, размещение узора, дорисовывание; «Цирк» - Рисование с элементами аппликации, подготовка основы, рисование основных элементов композиции, выполнение работы; «Сова» - Аппликация, рванная из газеты с дорисовыванием, подготовка материалов, выполнение работы; «Весёлая зебра» - Аппликация коллективная, подготовка материалов, определение сюжета, выбор техник, выполнение работы; «Дорисуй фигуру» - Рисование диагностическое 1-ое, дорисовывание, анализ.
9. Раздел, «Какого цвета мир»: «Дорисуй фигуру» - Рисование диагностическое 2-ое, выполнение упражнений, анализ; «Город вечером» - Размытый рисунок, подготовка материалов, рисование контура основного рисунка, выполнение работы; «Яблони в цвету» - Торцевание, подготовка основы, материалов, нанесение основных линий рисунка, выполнение работы; «Мишка на Севере» - Рисование клеем цветным с блёстками, работа с пенопластом, подготовка материалов, рисование основных линий рисунка, выполнение работы; «Ёжик» - Рисование штрихом акварельными карандашами по-мокрому, подготовка основы, рисование контура, выполнение работы.
II3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим и структура занятий
Количество воспитанников в кружке-24
Количество занятий в неделю 1
В месяц 4 занятия.
В год проводится 36 занятий.
Длительность занятия в средней группе -20 мин.
Структура занятия:
- Первый этап – возникновение замысла.
- Второй этап – процесс создания художественного образа.
- Третий этап – анализ результатов творчества педагогом и детьми.
Рабочая программа художественно-эстетической направленности определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 4-5 лет.
На первом этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего мира, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером изобразительного образа.
На втором этапе – выбор инструментов и материалов, изобразительных средств и техник, способов «вживления в образ», для передачи настроения, характера персонажей, животного или человека; синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.
На третьем этапе – восприятие детьми результатов творчества, анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»; доброжелательное отношение к замыслам детей.
Эти методы и приемы, использованные в программе, помогают детям создать художественные образы в рисунках, лепке, аппликации и в их интеграции.
Необходимо учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
- уровень развития каждого ребенка;
- рефлексия;
- технические умения;
- умение использовать изобразительные материалы;
Психологические особенности:
- заинтересованность;
- неуверенность при решении задач;
- быстрое выполнение задания;
- страх плохого результата;
- скованность;
- нетерпение;
- невнимательность;
- брезгливость, боязнь испачкать руки и т.п.
Сложности некоторых нетрадиционных техник рисования:
- проводить индивидуальную помощь в процессе работы со всем коллективом детей;
- не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и другими собственными характерными дополнениями образа;
- обеспечить меры безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
- для личной гигиены каждого ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- диагностическое обследование;
- анализ детских работ;
- отчётные выставки детских работ по разделам;
- участие в выставках детских работ разного уровня;
- упражнения, викторины, дидактические игры (промыслы, виды нетрадиционных техник «Чем нарисовано?»);
- открытое занятие для родителей;
- тестирование родителей с целью определения удовлетворённости.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ по разделам, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка и завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год.
3.2. Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень разделов и тем | Количество занятий | ||
Всего | Теорет. занятий | Практич. занятий | ||
1.Раздел | «Деревья» | |||
«Теплые и холодные цвета» | 1 | 1 | ||
«Деревья в парке» | 1 | 1 | ||
«Дуб» | 1 | 1 | ||
«Настроение осени» | 1 | 1 | ||
2.Раздел | «Море» | |||
«Я рисую море» | 1 | 1 | ||
«Закат на море» | 1 | 1 | ||
«Рыбки» | 1 | 1 | ||
«Животный мир» | 1 | 1 | ||
3.Раздел | «В мире творчества» | |||
«Салют» | 1 | 1 | ||
«Мир глазами художника» | 1 | 1 | ||
«Пейзаж» | 1 | 1 | ||
«Дождливый день» | 1 | 1 | ||
«Пушистики» (кот) | 1 | 1 | ||
«Морозный вечер» | 1 | 1 | ||
«Лебединая песня» | 1 | 1 | ||
4.Раздел | «Каждый ребенок – художник». | |||
«Загадочный космос» | 1 | 1 | ||
«Ракеты и кометы» | 1 | 1 | ||
«Берёза в инее» | 1 | 1 | ||
«Книга о зиме» | 1 | 1 | ||
5.Раздел | «Узор». | |||
«Морозные узоры» | 1 | 1 | ||
«Воздушный шар» | 1 | 1 | ||
«Точка, круг, колечко» | 1 | 1 | ||
«Посуда» | 1 | 1 | ||
6.Раздел | «Народные промыслы» | |||
«Магазин игрушек» | 1 | 1 | ||
«Узоры на стекле» | 1 | 1 | ||
«Перо Жар - птицы» | 1 | 1 | ||
«Ой, вы кони, мои кони…» | 1 | 1 | ||
«Ледокол» | 1 | 1 | ||
«Кто тебя выдумал?» | 1 | 1 | ||
«Чаша» | 1 | 1 | ||
7.Раздел | «Весенняя сказка». | |||
«Я люблю тебя, мама!» | 1 | 1 | 1 | |
«Радуга цветов» | 1 | 1 | ||
«Первые грозы, небо» | 1 | 1 | ||
«Цветочный мир» | 1 | 1 | ||
8.Раздел | «Птицы, животные» | |||
«На что похоже» | 1 | 1 | ||
«Птицы вернулись» | 1 | 1 | ||
«Картинка на память» | 1 | 1 | ||
«Сова» | 1 | 1 | ||
9.Раздел | «Какого цвета мир» | |||
«Город вечером» | 1 | 1 | ||
«Яблони в цвету» | 1 | 1 | ||
«Мишка на Севере» | 1 | 1 | ||
«Ёжик» | 1 | 1 | ||
Итого часов: | 36 | 5 | 30 |
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную
роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации
предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило
развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого
ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными
особенностями.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески,
поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.)! Сколько вокруг
интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений!
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что
здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как
хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают
незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о
настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции,
- ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и
- объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- Способствует получению эстетического удовольствия.
Проанализировав рисунки школьников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного
рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Познакомившись с пособием А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
- Сформировать у детей технические навыки рисования;
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками
- рисования;
- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по
- нетрадиционному рисованию, используя различные техники;
- Развивать воображение и творческие способности детей;
- Обогащать и расширять художественный опыт детей;
- Побуждать ребенка экспериментировать;
- Поощрять и поддерживать творческие находки;
- Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к
- созидательной активности;
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с
- взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
- деятельности интересен другим и ему самому.
3.6. Материально-техническое обеспечение программы
- Бумага разного формата, цвета, фактуры.
- Акварельные краски
- Акварельные карандаши.
- Гуашь.
- Пластилин.
- Тушь разноцветная.
- Пастель, сангина, уголь.
- Восковые мелки.
- Парафин, восковые свечи, мыло.
- Кисти круглые и плоские разного размера (белка, пони, жёсткие).
- Цветные карандаши.
- Масляные карандаши.
- Простые карандаши.
- Фломастеры, маркеры.
- Трубочки для коктейля.
- Ванночки с поролоном.
- Ватные палочки.
- Зубочистки.
- Баночки для воды.
- Ножницы обычные и «зигзаг».
- Клей карандаш, ПВА, клей с блёстками.
- Ластик.
- Соль, мука, крупы.
- Салфетки.
ТСО:
- Музыкальный центр.
- Сиди – аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
- Фотографии: «Природа края», «Наш город», Иллюстрации «Виды народного декоративно-прикладного искусства», «Виды изобразительного искусства», по темам: «Космос», «Небо», «Деревья», «Облака», «Закат солнца», «Птицы», «Животные», «Море».
Литература:
- Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.
- Дубровская Н.В. Игры с цветом: Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. – С−Пб, Детство-Пресс, 2005
- Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
- Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкольное)». – 2-е изд., доработанное. – М.: Просвещение, 1987.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР-М.,2004.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Мосин И.Г. Рисование: Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 1996.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошкольник.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., переработанное и доп. – М.: Просвещение, 1985.
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебные краски"
В данной программе использование нетрадиционных приемов рисования способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий, оформлять их до узнаваемых изображений. Все темы, вхо...
Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”
Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...

Рабочая программа кружка «Волшебные краски» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 1 младшей группы
Этой программой пользуюсь при работе с детьми посещающими кружок. Результаты очень хорошие....
Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”
Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...

Рабочая программа кружка "Волшебные краски"
Цель: развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.Задачи:Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изоб...

Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...

Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...