Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»
материал по рисованию
В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник. Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их интерес и желание, творить что-то новое и необычное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 106.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 444 Г.ЧЕЛЯБИНСКА» |
454016, г.ЧелябинскУл.Братьев Кашириных 101-б, тел/факс: (8-351) 742-17-74, е-mail: mdou444@mail.ru
Опыт работы по теме:
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»
Выполнила: Богачева Л.Ф
Челябинск 2022г
СОДЕРЖАНИЕ
- 1.Развитие творческих способностей дошкольников: понятие, подходы и значение… 5
- 2.Развитие творческих способностей дошкольников в трудах педагогов и психологов 13
- 3.Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ВВЕДЕНИЕ
Творческое осмысление всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Дошкольного образования, одним из важных направлений, является использование различных видов творческих способностей, направленных художественно-эстетического, социально-нравственного и патриотического воспитания детей. Есть различные виды творческих способностей - скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Они обладают большим педагогическим потенциалом развития художественного творчества. Невозможно рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне процесса. Педагогическая современная практика показывает, что стремительное изменение многих точек зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, изменение самых детских поколений требуют серьезных изменений технологии работы педагогов с детьми.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями, но и желанием передать их в рисунке, но и тем как он владеет средствами изображения.
Творческая личность – одна из важных задач педагогической теории практики на современном этапе. Решение её должно начинаться в дошкольном детстве, наиболее эффективное средство художественная деятельность детей в ДОУ. Известно, что детское творчество – это явление уникальные. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивают, для развития личности ребенка большое значение, имеет занятие художественным творчеством.
В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях
рисования. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Большинства нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Все вышеизложенное определяет актуальность данной работы, которая состоит в том, что традиционные способности не всегда приносит необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью возникла система занятий, которая стимулировала, творческий потенциал детей и развивал художественно- творческие способности дошкольника.
1. Развитие творческих способностей дошкольников: понятие, подходы и значение
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Так же развиваются специальные умения и навыки: координация глаз, владение кистью руки.
Дошкольное детство - это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, представляя собой маленького исследователя. Разностороннее развитие ребенка идет успешнее, если он включен в разнообразную детскую деятельность, где реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчество. Как правило, во всех определениях творчество отмечается, что эта деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, оригинальное.
Занятия в дошкольных учреждениях чаще всего сводятся к стандартному набору художественных материалов и традиционным способом передачи полученной информации.
Учитывая огромный скачок умственного развитие и потенциала нового поколения, недостаточно для развития творческих способностей. Нужно, что- то новое, интересное, необычное. Творческое развитие предполагает совершенствование, достижения новых ступеней в своем развитии.
Результатом творческой деятельности является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной и субъективной значимостью.
Многие из исследователей объединяют понятие «творчество» и
«творческая способность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой способности обычно понимается способность, связанная с созданием чего-то качественно нового. Творчество – практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и другие. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия [2, 4, 11, 33].
Способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие способности можно и нужно развивать.
Под творческой способностью В.А Сластенин определяет способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения [69].
К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию. В.А. Сластенин опирается на основные требования современного образования, связанные с развитием творческой личности, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Большой потенциал для развития детского творчество заключен в способности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчество остается наименее изученной.
Психологи, рассматривая проблему творчества, связывают ее с проблемой способностей. При этом креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. Исследования в этой области подчеркивают, что креативность влияет на развитие воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л.С., Пономарев Я.А., Давыдов В.В., Шмелев А. Г.).
Б.М. Теплов считает, что к способностям нужно относить только те, что имеют непосредственное отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности. Такие проявления как вспыльчивость, вялость, медлительность, память не имеют ничего общего со способностями. При этом Б. M. Теплов не считает, что способности могут быть врожденными. Он признает, что в основе творческих способностей «лежат некоторые врожденные особенности, задатки».
Сами способности создаются и развиваются только в процессе деятельности, а существуют только в развитии[73].
Поддерживает эту же идею и другой известный психолог. По мнению
C. Л. Рубинштейна в основе способностей лежат « наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков» [64].
В разработке проблемы творческих способностей C. Л. Рубинштейн в
своих исследованиях уделил большое внимание. Под способностями он понимает пригодность к определённой деятельности. При этом о наличии способностей можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения в деятельности [64].
Отечественные психологи выделяют некоторые предпосылки и основания, позволяющие определить черты проявления творческих способностей. Среди таких предпосылок и оснований перечисляются такие как персептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом. Персептивные особенности могут проявляться в
необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости.
Также проявление творческих способностей может фиксироваться через такие характеристики деятельности как уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность. Также психологи считают, для творческой личности свойственны высокая мотивация к деятельности. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчество, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [17, 19, 41].
В этой связи мы можем дать общее определение понятия «творческие способности» это индивидуальные особенности качества человека, которые определяет успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
При этом проблема способностей признается как одна из наиболее
сложных и наименее разработанных в психологии. При ее изучении следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяют различать виды и степени способностей.
Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других [4].
Еще в 40-60х гг. прошлого столетия проблема общих и специальных способностей привлекла к себе внимание российских психологов. Хорошо известны работы в этой области отечественных ученных: Б. M. Теплова,
C. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, A. H. Леонтьева, B. M. Мясищева, Ф. H. Гоноболина [1, 42, 64, 73].
Благодаря этим исследованиям можно выделить несколько подходов к определению способностей.
Один из подходов к определению сущности способностей связан с их характеристикой как индивидуально-психологических особенностей личности. Именно они являются успешным условием той или иной продуктивной деятельности или ее освоения. При этом такая деятельность не сводится только к реализации определенных умений, знаний или навыков. Способности с этой точки зрения, всегда - социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Но успешность этого процесса в наличии у личности органических, наследственно закрепленных предпосылок для их развития в виде задатков [63].
Другой подход к изучению творческих художественных способностей, синтетический подход, связан с поисками взаимосвязи между компонентами способностей. При этом способности изучаются как целое, хоть и состоящее из компонентов, но не сводимое к простой их сумме [10].
Каждый подход имеет своих последователей и проблематику исследований. Но и в педагогической психологии, и в педагогической практике противопоставление одного подхода другому, как неправомерно противопоставление или игнорирование способностей как предпосылок успешного обучения способностям как результату обучения.
Каждый из подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Один из этих походов предполагает, что способности в большей степени составляют основу индивидуальных различий между людьми, другой основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования способностей.
В соответствии с этим творческие способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных
способов интеллектуальной деятельности. В свою очередь усвоение новых способов деятельности обеспечивают личности ребенка возможности успешного решения новых задач в данной системе знаний или в данном виде творческой деятельности.
Начинать развитие творческих способностей в детском возрасте в мировой педагогике стало общепринятым, прежде всего, на материале искусства и всевозможных детских игр. При этом подчеркивают, что процесс детского творчества развивается на основе двух подходов.
Первый подход отражает позицию Л. С. Выготского, который считал, что нужно культивировать творческое воображение. Второй подход связан с тем, что в особой культуре нуждается и сам процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать [7].
В целом творческие способности разделяют на специальные и общие творческие способности в зависимости от диапазона видов деятельности, в которых они реализуются. Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творческой деятельности ( технической, научной, музыкальной, изобразительной и другие) и обеспечивают успех в областях творчества. В каждом случае специальные способности определяются на определенные специфические задатки и требуют развития своеобразного набора прижизненно формируемых личностных свойств, развивающихся именно в данном виде. Вместе с тем, практически все исследователи отмечают, что творчество следует рассматривать как наиболее содержательную форму психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Существует тесная и непрерывная связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны – способности зависят от знаний, с
другой – в процессе приобретения знаний, умений, навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки зависят также от - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями и способностями.
Дошкольное детство становиться переломным моментом в развитие внимания. В это период дети в первые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели средний дошкольник использует определенные способности, которые он принимает от взрослого.
Если говорить о детском творчестве, то следует подчеркнуть, что оно всегда основано на подражании. Подражание уже имеющимся художественным образцам служит важным фактором развития ребенка, в частности, его художественных способностей. Именно это конкретизирует задачу педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна самостоятельная творческая деятельность дошкольников. Учитывая склонность к повторению того, что видит ребенок, педагог должен воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности - это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее, это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Как правила, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Эта может быть новое значение, предмет, способ деятельности. Исходя из этого, способности определяются не только своей связью с
определенными видами деятельности. Они связываются также и с личностными психическими свойствами, обусловленными индивидуальными своеобразием склада личности.
Начинать развитие творческих способностей в детском возрасте необходимо на материале искусства и всевозможных детских игр.
В целом творческие способности разделяются на специальные и общие творческие способности в зависимости от диапазона видов деятельности, в которых они реализуются. Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творческой деятельности ( изобразительной, музыкальной, научной и другие)и обеспечивают успех в определенных областях творчества.
Таким образом, подводя итог по всему вышесказанному можно сделать вывод: детская творческая способность по своим объективным возможностям носит творческий характер.
2. Развитие творческих способностей дошкольников в трудах педагогов и психологов
Необходимость развития творческого потенциала подрастающей личности в условиях введения ФГОС дошкольного образования приобретает особую значимость[75]. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. Нужно отметить, что творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
В отечественной педагогике и психологии процесса развитие творческих способностей дошкольников достаточно хорошо изучено. При этом психологи, физиологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст- благоприятный период для развития детского творчества. Именно в это время происходит прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, мышление, восприятие, речь и воображение. Активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности [5, 12, 13. 21].
В качестве важнейшей отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста, рассматриваются способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений и произведений искусства. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок.
Дети эмоционально воспринимают произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию и декоративные изделия), постепенно постигая их художественный «язык». Ведущим познавательным процессом дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет объединяющую функцию свойства предметов и целый образ предмета, познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке информации и весь полученный опыт об окружающем мире. Под влиянием разнообразной деятельности ребенка восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода[3].
В дошкольном возрасте восприятие готовит мышление, дает ему
«пищу» для анализа, сравнения, обобщения и выводов. Мышление дошкольника в свою очередь положительно влияет на развитие и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность и продуктивность. Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания. В это период дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели средний дошкольник использует определенные способы, которые он принимает от взрослого. Одно из основных достижений среднего дошкольника-развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха.
По мнению А.В Запорожца художественно-творческое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов, что в свою очередь позволяет дошкольнику формировать умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определенном этапе развития ребёнка [21, с.104].
Говоря о творческой способностей детей, П.М Якобсон указывает, что ребенок способен получать большое удовольствие от ярких красок и разнообразия форм предметов, но для него это лишь чувственные качества вещей. Важным автор считает, чтобы в процессе развития дошкольники начали понимать, что картина есть картинка, а сказка есть сказка. После осознания у ребенка начинает формироваться что-то иное, особое отношение к произведениям искусства, умение отличать их от обычных предметов. Далее ученный указывает, что такое осознание-это сложный процесс, сначала ребенок не замечает, не получает правильного толкования, но постепенно еще не в развитых формах творческих способностей начинает проявляться [87, с.43].
В целом же дошкольникам характерен самый первый, низкий уровень художественных способностей. Ребенок эмоционально радуется еще не целостному образцу, а только изображению знакомых предметов, которые он указал на картине. На этом уровне в целом ряде случаев мотив оценки носит предметный, житейский или практический характер (выбрал открытку потому, что «Дома такого еще нет», «потому, что здесь лодка, можно покататься»). На таком уровне развитие творческих способностей
дошкольников стоит примерно трехлетнего возраста. Если эта сторона работы не становится предметом внимания педагога, то на этом уровне дети остаются в 6-7 летнем возрасте, но и более старшем.
На уровне дошкольного творческого развития способностей дошкольник оказывается уже способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Еще это частичное, неполное постижение художественного образца, оно позволяет ребенку творчески переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне оказываются дети в основном среднего дошкольного возраста.
Отметим, что данный уровень умственного развития соответствует наглядно- действенной форме мышления. Он становится в дальнейшем в развитие индивидуально-психологических особенностей личности уровень творческих способностей.
Но это все возможно только при условии проведения целенаправленной педагогической работы по развитию творческий способностей дошкольников. Восприятие красоты действительности дошкольники носят ярко выраженный действенный характер. Ребенок стремится дотронуться, погладить, повернуть и даже подбросить привлеченный внимание предмет. Восприятие ребенка — это большая степень эмоции и действия.
Эстетическая эмоция оказывает не только отстроченное влияние на поведенческую установку, но и выражается в мимике, жесте и в действии мгновенно [4, с.146].
С психологической точки зрения дошкольное детство является подходящим для развития творческих способностей, потому что дети в этом возрасте очень пытливы и имеют огромное желание узнавать окружающий мир.
Высокая эмоциональность, восприимчивость к чувственным свойствам действительности-это еще одна характерная черта творческих способностей дошкольников. Дошкольное детство является сентезивным периодом для детского воображения. Способность к воображению не дается с рождения.
Воображение развивается по мереи накопления практического опыта, приобретение знаний, совершенствование всех психических функций. Проанализировав различные точки зрения творческих способностей, можно сделать вывод несмотря на различные подходы к их определению, исследователи выделяют творческое воображение и качество творческого мышления. По мнению ряда исследователей А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новолянская, ребенок среднего дошкольного возраста, заведомо художник. «Острота взгляда», «Свежесть восприятия», «Непредвзятость»,
«Яркость впечатлении», вот те присущие детской природе особенности, определяющие эстетическое отношение дошкольника в первую очередь как высокую эмоциональную отзывчивость на чувственные характеристики действительности [48, с.73].
Данные исследователи позволяют установить, что наглядное предметное и яркое воспринимается прежде всего, как прекрасное, вызывает у ребенка интерес, он испытывает радость и удовольствие при взаимодействии с ним. Достаточно большое количество детей среднего дошкольного возраста способны проявлять развитие творческий способностей в деятельности. Это выражается в ярком воображении, зрительной памяти мира и фантазии, согласованных движениях рук. Но нужно иметь в виду, что при развитии творческих способностей нужно формировать не только верный глаз, но и умелые руки, и эмоциональную отзывчивость ребенка.
Мы уже отмечали, что развитие творческих способностей дошкольников - это индивидуальные особенности качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Говоря о формировании творческих способностей, нужно знать на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует мнение, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие во всех видах деятельности и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в творческой деятельности дошкольника. Это обусловлено тем, что именно в это время происходят прогрессивные во многих сферах, совершенствуются психические процессы(внимание, память, восприятие, воображение и другие), активно развиваются личностные качества , а на их основе -способности и склонности.
Большинство психологов и педагогов считают, что способности к творчеству изначально заложены в природе ребенка, взрослому достаточно лишь не мешать, не препятствовать его свободному самовыражению. Однако практика психолого-педагогической работы доказывает вмешательства в процесс интеллектуально-творческого развития ребенка. Это обусловлено тем, что не каждый ребенок способен сам самостоятельно проявлять творческую активность. Эффективность и действенность воспитания творческий способностей у дошкольников зависит от целенаправленности данного процесса [6, 18, 22, 34].
Способности ребенка формируются посредством овладения, в процессе обучения содержанием материально и духовной культуры, техники, науки и искусств [20].
Только в действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки общие, и специальные превращаются в многообразные и все более совершенные способности.
Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном
взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно- воспитательного процесса.
Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение. В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, опирающиеся на работу Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина. Количество и качество уже имеющихся исследований по развитию творческих способностей в игре свидетельствует о сложившейся теории игры (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин).
Наиболее привлекательными современные дошкольники считают, объекты и явления природы. Представляется очевидным, что творческое удовольствие ребенок получает за счет подключения фантазии (легко увидеть в растении, в кукле одухотворенное существо, настроением, особым характером). Отметим, что игрушка никогда не остается для ребенка просто вещью, близким предметом, она становится символом детских мечтаний и фантазий. При этом дети дошкольного возраста внимательны к внешним характеристикам предмета, явления, опора на них дает возможность создавать образы. Дошкольники склонны к тому, чтобы одушевлять тот или иной предмет, наделять его знакомыми чертами характера, поступками, приключениями. Примечательно то, что дети готовы фантазировать о многом: о карандашах, и об опавших листьях, о распускающихся почках, и об игрушках, предметах одежды.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию творческих способностей, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие
творческих способностей, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему. Также ребенок будет иметь пробелы в представлениях о ряде свойств предметов.
Эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства в дошкольном возрасте характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. В этой связи его собственная деятельность (рисование, лепка, пение, драматизация) должна занимать большее место в развитии дошкольника.
Использование в обучении опережающего метода через создание предметно-развивающей среды является важным условием развития креативных способностей у детей. Необходимо как можно раньше окружать ребенка такой средой и системой отношений, которые способствуют активизации его творческой деятельности. Например, родители могут начать раннюю подготовку ребенка к обучению чтению, используя развивающие стимулы, которые обыгрываются в повседневном общении с ребенком: кубики с буквами, азбука [37].
Воспитание творческих способностей у детей связано также с развитием их личности: самостоятельности, увлеченности и независимости.
Формирование творческих способностей у дошкольников проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к среднему дошкольному возрасту, когда уже накоплены впечатления, появляется некий жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифицировать, сравнивать, ребенок может оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и ее изображением.
Развитие способностей у дошкольников совершается в процессе воспитания и обучения. К важнейшим педагогическим процессом и условиям развития творческих способностей исследователи относят:
-отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса;
-игра как обязательная составляющая личностного становления. материальные средства обучения (игрушки, объекты и явления природы);
- предметно-развивающая среда;
- включение ребенка в доступные ему виды деятельности;
Таким образом, дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей дошкольников. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
3.Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников
На развитее ребёнка оказывает огромное влияние его творческие способности. Общие возможности развития входят в состав творческой деятельности. Творческие способности оказывают прямое воздействие на творчество ребёнка, то есть чем выше уровень способностей, тем больше перспектив открывается перед дошкольником в его творчестве. Созданные при нем образцы обладают все большей или меньшей выразительностью зависит от общего степени развития способности и приобретённых навыков. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют еще, и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами и предметами. Вначале дошкольники приобретают простейшие навыки рисования – затем традиционный способ. А со временем изыскивают новые приемы отражения
окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их в образы и представления [88].
Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре.
Созданный образ, в частности, рисунок, может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Замечено, что все дети любят рисовать тогда, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Начало работы красивые и разнообразные материалы – вот, что помогает не допустить в творческую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети с одной стороны, могли применить усвоенные ранее занятия, навыки, умения, а с другой стороны – искали новые решения, творческие подходы. Именно это у
ребенка вызывает положительные эмоции, радостное удивление, желание трудиться.
В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает такие понятия как «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Уже потом постигаются формы материалов, постепенно осмысливается окружающее. Причем происходит это, как правило, быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. В этой связи рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование вообще помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире.
Особенно важно понимать связь рисования с мышлением ребенка. При рисовании в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Исследователи акцентируют внимание на том факте, что рисование должно приносить детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в неумелую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные силы [24, 30, 35].
В этой связи и стало необходимым разработать такие художественные техники, которые бы могли быть освоены всеми детьми и приносили бы максимальное эмоциональное удовлетворение, поскольку эмоции это и
процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества.
На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Ощутить незабываемые положительные эмоции позволяет детям рисование необычными материалами и оригинальными техниками.
Практики подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- свобода выбора изо-материалов и техник [14, 15, 25].
Опыт применения таких техник показывает, что из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества разнообразие и вариативность в лепке, рисовании, аппликации. Все эти виды деятельности не терпят шаблона, стереотипности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные и неповторяющиеся задания для детей, возможность выбора и многих других факторов – это все обеспечивает живопись и непосредственность детского восприятия, помогает не допустить в детскую творческую деятельность разнообразие и скуку.
Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту: бумага разной фактуры, формы и размера; гуашевые и акварельные краски; кисти № 2,3,5; кисти из щетины; восковые и цветные мелки; маркеры, фломастеры; простые и цветные карандаши [44, 45].
Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с младшего возраста по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона,
ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем [57].
В среднем и старшем дошкольном возрасте можно использовать уже такие нетрадиционные техники как: рисование свечой; кляксография с трубочкой; набрызг; оттиск; рисование поролоном; пальцеграфия; техника тычка [58].
Поэтому их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные техники рисования - это новое направление, которое помогает развивать у ребенка все стороны.
Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от квалификации педагога. Чтобы донести до детей содержание работы по каждой из техник, необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы. Поскольку при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы, педагог должен уметь работать с большим их количеством. Каждые из этих техник как маленькая игра.
Рассмотрим подробнее каждую из этих техник. Более подробное описание этих техник имеется в работах Давыдовой Г. Н., Комаровой Т. С.,
Никитиной А. В., Петуховой Л. В., Цквитария Т. А., Шайдуровой Н. В, Казаковой Р. Г.
Конспект занятия по теме: «Репка».
Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, оттиск печатками из овощей и картофеля.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Задачи:
- формировать у детей создавать самостоятельно рисунок.
- развивать чувство композиции и цвета.
- воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: ватные палочки, акварель зеленого и желтого цвета, лист бумаги формата А4, кисть, два кусочка поролона, мисочки с гуашью, ватные тампоны, педагогические эскизы.
Ход занятия:
- Педагог рассказывает сказку по тексту, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Выставив фигурку персонажа, воспитатель предлагает детям, в соответствии с речевыми возможностями, назвать героя сказки.
- Игра «Да – нет».
Показывается детям картинка с изображением героев сказки и задается вопрос, на который ребенок должен ответить - да или нет.
Педагог показывает картинку с изображением мышки и спрашивает:
«Это мышка?» (да), картинка с изображением собаки и вопрос:
«Это кошка?»(нет). Аналогично обыгрываются все герои сказки. 3)Игра «Друг за другом».
Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно выставить фигурки персонажей друг за другом, как в сказке. Подсказывая детям описанием персонажа (старый, усатый, посадил репку), звукоподражаниями (гав – гав) и загадывая загадки о героях сказки.
А) Мохнатенькая, зубастенькая, Молоко пьет, песенки поет (кошка) Б) Маленький рост, длинный хвост. Серая шубка, острые зубки (мышка)
- Физминутка «Посадили репку в огороде»: Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (ходьба)
Перед нами огород (руки вытянуть вперед)
Дед на помощь нас зовет (махи руками) Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой еѐ полили (имитация движения)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь еѐ потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу) Быстро справится сумели
И на место тихо сели.
- Рисование «Репка»
Педагог приглашает детей подойти к мольберту и приступить к работе. На столе лежат ватные палочки, губочки, ватные тампоны, гуашь желтого и зеленого цвета. Напомнить ребятам о необходимости: окунать выше перечисленные предметы в гуашь и методом «тычка» закрасить репку, не выходить за контур репки. Ладошкой рисуем зеленый хвостик репки и травку в низу рисунка.
По окончанию, похвалить детей за проделанную работу.
Пальцеграфия. Начинать знакомство с техникой «пальцеграфия» следует после освоения азов рисования ладошками, поскольку она сложнее и требует более целенаправленных движений. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так из ладошки может получиться кошка, птица, слоненок, петушок. Можно предлагать детям в процессе обучения дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать носик, хвостик, ротик, глазки, при этом используя отрывистые линии, дугообразные, горизонтальные линии).
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). Как правило, дети
размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги с любопытством, радостью и удовольствием. Все эти действия должны сопровождаться словами одобрения педагога. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошку и по листу бумаги.
После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, поскольку дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Как правило, этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.
Кляксография с трубочкой. Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду искусства и самим вспомнить детское время. это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Способ и не сложный, и очень увлекательный, развивающий как фантазию, смекалку, усидчивость, таки и навыки, и способности к рисованию. При помощи кляксография хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.
Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще в Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в
18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в этой технике. История возникновения техники рисования-кляксография.
Набрызг. Этот способ является достаточно сложной техникой. Вместо кисти можно использовать и зубную щетку, и стеку. Зубной щеткой в левой руке набирается немного краски, а стекой проводят по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали,
наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: африканские животные, зоопарк, животные на ферме и т.д.
Оттиск. Истоки техники «оттиск» лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить инструменты-перчатки. Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить перчатки. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов изображения рисунка. В качестве печаток можно использовать тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка будет палитрой. Дети набирают краску и мягким прикосновением к бумаге рисуют, что ни будь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.
Еще одним вариантом оттиска может стать рисование картофеле, которое привлекает детей совей необычностью. Для этого берут картофель, разрезают пополам на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки- определенного животного, а затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1.5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки ребенка, по ширине.
Техника тычка. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.
Для раскрашивания необходимы минимальные средства: густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти. Методика закрашивания такая же.
Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. Например, ребенок решил нарисовать лето и животных, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творческой деятельности нет.
При работе с такими техниками хорошо использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Такие дидактические материалы помогают усилить во время рисования воображение, способствуют художественному замыслу и развитию художественных способностей. Кроме того, все это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.
Специалисты выделяют для каждого возраста наиболее подходящие техники нетрадиционного рисования художественными материалами [58, 66,71].
Для любого возраста можно использовать технику «Тычок жесткой полусухой кистью». Средствами выразительности в этой технике выступают: фактурность окраски, цвет.
Используемые для этого материал: жесткая кисть, гуашь, бумага, любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного (ежик, кошка, елочка) и другие.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа руку вертикально. При работе кисть в воду не опускают. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Для детей от двух лет можно использовать техники «Рисование пальчиками», «Рисование ладошкой».
В технике «Рисование пальчиками» средствами выразительности становятся: пятно, точки, короткие линии, цвет. С детьми можно использовать такие различные материалы как мисочки с гуашью, плотная цветная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь свой пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик ребенок набирает краски разного цвета. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем гуашь легко смываю водой.
В технике «Рисование ладошкой» средствами выразительности становятся: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Используемые материалы для этого потребуется: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная разноцветная бумага разного цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает свою ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки уже в старшем возрасте (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой руками, окрашенными разными цветами красок. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смыть водой.
С детьми от трех лет можно использовать техники «Оттиск пробкой»,
«Оттиск печатками из картофеля».
Средствами выразительности в технике «Оттиск пробкой» становятся пятно, фактура, цвет.
Используются такие материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, которая вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробок.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого понравившегося цвета меняются мисочка и пробка.
Техника «Оттиск печатками из картофеля» использует такие средства выразительности как пятно, фактура, цвет.
Материалы, которые можно использовать: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочка и печатка.
С детьми от четырех лет можно работать с техниками «Оттиск поролоном», «Оттиск пенопластом», «Оттиск печатками из ластика»,
«Оттиск смятой бумагой», «Восковые мелки + акварель», «Свеча + акварель». Средства выразительности в технике «Оттиск поролоном» - это пятно,
фактура, цвет.
Используемые материалы: мисочка либо пластиковая коробочка в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного поролона. гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения любого цвета берутся другие мисочки и поролон.
При использовании техники «Оттиск пенопластом» средствами выразительности становятся: пятно, фактура, цвет. Используются такие материалы как мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит на оттиск бумагу. Чтобы получить любой другой цвет, меняются мисочка и пенопласт.
При использовании техник «Оттиск печатками из ластика» и «Оттиск смятой бумагой» средства выразительности выступают: пятно, фактура, цвет. Для этой техники «Оттиск печатками из ластика» берутся следующие материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, затем печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения другого цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Для техники «Оттиск смятой бумагой» материалами становятся: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской, и нанести оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.
Для таких техник «Восковые мелки + акварель» и «Свеча + акварель» средствами выразительности становятся: цвет, линия, пятно, фактура. В технике «Восковые мелки + акварель» используются материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способом получения изображения: ребенок восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов по желанию. Рисунок мелками остается не закрашенным.
В технике «Свеча + акварель» используются следующие материалы: свеча, плотная бумага, акварель и кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует «свечой» на бумаге. Затем он закрашивает лист акварелью одним цветом или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
С детьми от пяти лет можно работать с техниками «Печать по трафарету», «Монотипия предметная», «Кляксография обычная»,
«Кляксография с трубочкой», «Кляксография с ниточкой», «Набрызг»,
«Отпечатки листьев», «Акварельные мел», «Тычкование».
В технике «Печать по трафарету» средства выразительности являются: пятно, фактура, цвет.
Используемые материалы для этого понадобиться: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага разного цвета, тампон из поролона в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, затем трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской любого цвета и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить любой другой цвет, берется другой тампон или трафарет.
Средства выразительности в технике «Монотипия предметная» - это пятно, цвет, симметрия.
Используются материалы, такие как плотная бумага разноцветного цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует, изображение предмета предметы, выбираются симметричные. После рисования к каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Изображение также можно украсить, затем также складывается лист после рисования нескольких украшений.
В техниках «Кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой» средства выразительности одно - это пятно. Материалы при этих техниках схожие: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины.
Способ получения изображения при технике «Кляксография обычная»: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Способ получения изображения при технике «Кляксография с трубочкой»: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки
так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Способ получения изображения при технике «Кляксография с ниточкой»: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Техника «Набрызг» использует такие средства выразительности как точка, фактура. Необходимые для этого материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держится над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Средствами выразительности при технике «Отпечатки листьев» становятся: фактура, цвет.
Используемые при этом материалы: бумага, листья разных деревьев желательно опавшие, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывают его к бумаге окрашенный стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок для отпечатков. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Техника «Акварельные мелки» использует такие средства выразительности как пятно, цвет, линия.
Необходимые материалами при этом становятся плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы
рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Технику «Тычкование» мы описывали выше. Отметим, что средствами выразительности: фактура, объем.
А для этого необходимые материалы: это квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
С шести лет с детьми можно переходить к технике «Монотипия пейзажная». При этой технике средствами выразительности становятся: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Можно использовать следующие материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вывод по данной работе заключается в том, что нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников. Необычные методы воспитания, например, в рисовании заставляют детей мыслить, не стандартно тем самым развивают, у дошкольников нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом развивают интеллект. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребёнок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение.
Творчество дошкольников основано на подражании и служит одним из главных факторов развития индивидуальных умений ребёнка. Оно является средством, умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития дошкольника. Творческие способности оказывают большое влияние на развитие ребенка. Нетрадиционные материалы привлекают ребенка. Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними будет работать. Связанные с комбинациями разных материалов у детей появляются новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить.
В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник.
Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их интерес и желание, творить что-то новое и необычное.
Среди нетрадиционных техник- рисование свечей, кляксография с трубочкой, набрызг, рисование поролоном, оттиск, пальцеграфия, техника тычка и другие. Нетрадиционные техники рисования можно использовать в работе с детьми уже с 2-х летнего возраста. Однако большее количество таких техник лучше начать с 4-5 лет.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-272с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей
/Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. 320 с.
- Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 1973. 117 с.
- Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии [Электронный ресурс]// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №100. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obschih-tvorcheskih-sposobnostey-kak- problema-pedagogicheskoy-psihologii (дата обращения: 23.02.2018).
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок : монография
/ Н.А. Ветлугина. – М., 1972. 288 с.
- Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978.
208с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. /Л.С.Выготский.-
М.: Смысл, Эксмо, 2005.-1136 с.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать./ С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, Н.Г.Топоркова, С.В.Щербинина.– Ярославль: Академия и Ко, 2000.- 95с.
- Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству./ А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова.- М.: Сфера, 1999.- 80с.
- Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления/ П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. – 1982. - № 5.
- Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов./ Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская.- СПб.: ОМS, 1994.- 192с.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности./ Г.Г. Григорьева: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: «Академия», 1999. 344с.
- Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования : необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования / В.В. Давыдов // Психологическая наука и образование /В.В. Рубцов, А. Марголис, В.А. Гуружапов. – 2000. –
№2, 2000. – С.5-18.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий , 2008. 80 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Часть 2.– М.: Издательство Скрипторий, 2008. 72 с.
- Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. - М.: «Карапуз - дидактика», 2006. 192 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. 368 с.
- Дьяченко О.М. Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
- Ермолаева Н.А. Развитие художественных способностей./ Н.А. Ермолаева//Дошкольное воспитание.- 1963.- №1.-с.21-23.
- Замураева М.А.. Предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития творческих способностей у старших дошкольников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Нижний Новгород, 2006. 200 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1986. 323 с.
- Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1967.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Р.Г. Казакова Т.И. Сайганова , Е.М. Седова , В.Ю.Слепцова. – М.: «Сфера», 2005. – 128 с.
- Казакова, Т.Г. Интегративная основа изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции. М.: Аванти, 2000. С.146-148.
- Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет/ Н.В. Квач: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.- 160с.
- Кириллова Г Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров — М.: Издательский центр «Академия», 2003.176 с.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства/ С.К. Кожохина: Программа развития детей. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128с.
- Комарова Т.О. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. - М.: Педагогика. - 1990. - 281с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество : методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М. Мозаика-синтез, 2008. 160 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Т.С. Комарова.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 с.
- Комарова Т.С. Коллективное творчество детей./ Т.С.Комарова, А.И. Косминская В.Б. Теория и методика изодеятельности в детском саду./В.Б. Косминская.– М.: Просвещение, 1977.
- Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9. – с. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm.
- Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. 253с.
- Костерин Н.П. Учебное рисование./ Н.П. Костерин. – М., изд-во
«Наука», 1980. – 234 с.
- Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников./ В.Ф. Котляр. – Киев: изд-во КНЕУ, 1986. – 223 с.
- Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е.Е. Кравцова // Вопросы психологии, – 1996. – № 6.
- Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крыско. - М.: Владос-прес, 2001. 368 с.
- Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. -1995 № 9. С. 52-59, № 10. С. 62-69.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.; Воронеж, 1997. 448 с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия. – 1994. С. 46-55.
- Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1987. 315с.
- Лопатина, Е.Г. Педагогические условия формирования изобразительного творчества детей 5 года жизни // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Шадринск, 1992. С.95-97.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. - М. 2007. 144 с.
- Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.:
«Карапуз-дидактика», 2007. 55 с.
- Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 16-22.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская З.Н. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы. М., 2010. 278с.
- Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. 68 с.
- Моисеева И.С., Добродомова О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Mеждунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. с.79-81.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. 154с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр
«Академия», 2000. 456 с.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. 96 с
- Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Богоявленской Д.Б. - М., 1997. 495 с.
- Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус ; под ред. П.И.Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. 624 с.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский. - М., 1987. 240 с.
- Петухова Л.В. Капельные чудеса: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста, для родителей и педагогов / Л.В. Петухова. - Сургут, 2011. 169 с.
- Петухова Л.В. Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo- vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 01.05.2018).
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. – Москва // Психология мышления: хрестоматия / [и др.]; ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. – С. 250-256.
- Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. / Ю.А. Полуянов. - М.; Рига, 2000
- Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев - М.: Наука, 1988. 304 с.
- Психология детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д.Бабаева; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Academia, 1996. - 407с
- Рождественская Н.В. Креативность: пути развития / Н.В. Рождественская - СПб: Питер, 2006. 178 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн.,- Т.1- Спб.: Питер, 2002.- 720с.
- Савенков А.И. Психология./А.И. Савенков.- М.: Юрайт , 2012. – 659 с.
- Саккулина Н.П., Методика обучения рисованию и лепке в детском саду / Н.П. Саккулина, Н.С. Карпинская, В.А.. Езикеева. - Ленинград: Учпедгиз, 1960. 246с.
- Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников // Начальная школа. Плюс до и после. - 2014, №2, с.52-56.
- Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов./ Н.М. Сокольников. – О., Издательство «Титул», 1996. – 80 с
- Соломенникова О.А. Радость творчества./ О.А. Соломенникова. – М.: Мозайка-синтез, 2005.
- Столяренко Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.,
«Феникс», 2000. 672 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность./ Б.М. Теплов.- М.: Институт практической психологии, 1996. – 304с.
- Утробина К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3—7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир / К.К. Утробина, Г. Ф. Утробин — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 64 с.
дошкольного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа : pravobraz.ru›federalnyj…doshkolnogo-obrazovaniya/
- Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии. – 2010. –
№ 2.
- Формирование восприятия у дошкольников // Под. ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. - М.: Просвещение -1968 - 342с.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера 2011. 128 с.
- Чумакова И.В., Свистунова Е.Г. Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. 524 с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека./ В.Д. Шадриков.-М.: Логос, 2002.-160с
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: учебное пособие / Н.В. Шайдурова. — М.: ТЦ сфера, 2010. 160 с.
- Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., 1987. 320 c.
- Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления (программы, игровые задания, стимульный материал): учеб-методич. пособие / З.В. Шашкова; под ред. Т.В, Черниковой.
– М.: Глобус, 2007. 219 с.
- Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду./Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2001. -160с.
- Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности и способ её изображения. - М.: Просвещение. - 1968. - 253с.
- Юрченко Л. Ю. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 122-125. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9852/ (дата обращения: 18.03.2018).
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. - М. Искусство. 1964. 88 с.
- Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10185/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».
Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...
Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...
Презентация опыта работы по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей"
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Опыт работы по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду"
Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным сп...
Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Материал полезен для работы с детьми дошкольного возраста...
Проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с п...
Опыт работы по теме" Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
Опыт работы на тему: "Нетрадиционные технки рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"Мой опыт формировался в условиях МДОУ с. Долгое с сентябр...