Опыт работы по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду"
материал по рисованию (младшая группа)
Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом еще интереснее. Применение нетрадиционных техник подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствует обогащению знаний детей о предметах и их использования. Дети учатся рисовать красными карандашами, мыльной пеной. Пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами. Фломастерами и ладошкой, пальцами, кулачком. Получать изображение с помощью подручных средств. Это нитки, трубочки,, листья деревьев.
Я работаю в детском саду и меня заинтересовала именно эта тема об использовании в рисовании техник, которые дают детям возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ.
Изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.
ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА.
Каждый кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает и особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики современности.
Дошкольный возраст – уникальный период с точки зрения развития творческих способностей ребенка. Уникальность его состоит в том, что дети в этом возрасте обладают повышенной познавательной активностью и любознательностью, открытостью ко всему новому, эмоциональной отзывчивостью, сопереживанием, развитием искусства и жизни.
В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы и моя задача как воспитателя помочь детям увидеть прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Искусство удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства и мысли. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев….Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал В.А.Сухомлинский. Поэтому считаю, что в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью очень важны.
Проводя работу по данной теме я стала внимательно изучать литературу по художественному творчеству, занималась разработкой занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОПЫТА.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изо деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Использование новых способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Художественно – эстетическое развитие является важнейшим направлением в работе у дошкольников. Выбор нетрадиционных технологий рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство разных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение. Поэтому сегодня этническое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности. Проведенные мной занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми наглядно продемонстрировали атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развитие инициативы, самостоятельности, создания эмоционально положительного отношение к деятельности.
Цель мой работы : Выявить особенности развитие творческих способностей через разные техники рисования у детей среднего возраста .
Задачи:
- Рассмотреть особенности разных техник рисования для детей дошкольного возраста
- Знакомить детей дошкольного возраста с разными техниками рисования
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять новые техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с разнообразными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
- Знакомить педагогов с некоторыми техниками рисования (консультации, мастер-класс).
Новизна и отличительная особенность нетрадиционных техник рисования.
Новизной и отличительной особенностью нетрадиционных техник рисования является то, что они имеют инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Результативность опыта
В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.
Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_netraditsionnaya_tehnika_risovaniya_kitaeva_2.ppsx | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Необычное всегда интересно! Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для достижения красоты, чем изобразительное искусство? Но порой заинтересовать ребенка не так уж просто. Маленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Они уже знают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло - чтобы укрываться, а кисточка - чтобы рисовать. Бесконечная череда «взрослых» правил и ни шага в сторону. Нетрадиционные техники рисования разрывают шаблоны обучения ребенка изобразительному искусству. Конечно, перед тем как приступить к ним, необходимо дать азы обращения с карандашами, мелками и кисточками. Только после того как маленький художник усвоит основные классические техники рисования, необходимо приступать к нетрадиционным.
Чем привлекательна нетрадиционная техника рисования? Нетрадиционные техники рисования привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, а главное - процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных произведений . Нетрадиционные способы рисования Пластилинография Кляксография Набрызг Рисование на манке Рисование мятой бумагой Ниткография Рисование песком Рисование ладошками и пальчиками Рисование солью Монотипия Фроттаж Оттиск печатками и т.д.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычайные сочетания материалов и инструментов и дает возможность детям выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин .
Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т.д.Так же эту технику можно использовать в работе с песком и солью . Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не важно что он нарисовал и как он нарисовал, важно то с каким удовольствием он это делает. Монотипия - это графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность
Техника « набрызг » Заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. Темы для рисования могут быть самые разнообразные.
Кляксография - это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью . Ниткография – это интересная техника рисования нитями. В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.
Нетрадиционная техника рисования способствует развитию у ребенка Снятию детских страхов Развивает уверенность в своих силах Развивает пространственное мышление Учит свободно выражать свой замысел Побуждает детей к творческим поискам и решениям Учит детей работать с разнообразным материалом Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия Развивает чувство фактурности и обьемности Развивает мелкую моторику рук развивает творческие способности, воображение и полет фантазии Во время работая дети получают эстетическое удовольствие
Наше творчество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Ребенок не любит рисовать? Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....
План работы по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей средней группы" на 2014-2015 год.
quot;Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования в средней группе"...
«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (инновационно педагогический опыт)
Инновационный педагогический опыт...
Опыт работы Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Актуальность опытаФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительна...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
Конкурс. Опыт работы. Тема "Современные нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей" 2023г.
Опыт работы в направлении нетрадиционного рисования с детьми детского сада "Солнышко"....
Опыт работы по теме" Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
Опыт работы на тему: "Нетрадиционные технки рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"Мой опыт формировался в условиях МДОУ с. Долгое с сентябр...