Опыт работы по теме" Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
опыты и эксперименты по рисованию
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Ручеёк»
Опыт работы
На тему: “Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей”.
Воспитатель: МБДОУ «Детский сад № 30 «Ручеёк" п.Городищи Петушинский район Ильичёва Татьяна Викторовна
п.Городищи 2024г.
Содержание
1.Сведения об авторе...................................................................................................3
2.Условия возникновения опыта...............................................................................4
3.Актуальность и перспективность опыта...............................................................5
4.Ведущая педагогическая идея................................................................................6
5.Теоретическая база...................................................................................................6
6.Новизна опыта...........................................................................................................8
7.Технология опыта......................................................................................................9
8.Результативность.....................................................................................................14
9.Адресная направленность......................................................................................16
10.Список литературы................................................................................................17
Приложение
1. Сведения об авторе.
Ильичёва Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ "Ручеёк"N30 п.Городищи.
Родилась 21 ноября 1973 года в с.Бутылицы, Меленковского района, Владимирской области. В 1989 году окончила Городищенскую среднюю школу.
С 2000 года работала в МБДОУ "Ручеёк"N30 в должности младший воспитатель. С 2008 года работаю в этом же учреждении на должности воспитателя. В 2011году окончила Покровский педагогический колледж по специальности "Дошкольное образование".Педагогический стаж-16лет,первая квалификационная категория.
Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру»
М. Шклярова
2. Условия возникновения и становления опыта.
Данный опыт работы был сформирован воспитателем Ильичёвой Татьяной Викторовной в Муниципальном Бюджетном Дошкольном Образовательном учреждении «Ручеёк»N30 п.Городищи ,Петушинского района, Владимирской области.
В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение их душевной работы. Рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая пред ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
3.Актуальность опыта
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого изображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей — одна из главных задач дошкольного воспитания.
4.Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Что же такое нетрадиционные техники? Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами - не нужны кисти и карандаши. Когда есть ладошки и пальчики, которые слушаются ребёнка гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т.к. фантазия детей даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.
В своей деятельности я использую следующие формы работы:
-Занятия(Приложение 4)
-Рассматривание рисунков,картин
-Наглядная информация для детей и родителей
-Консультации для родителей(Приложение 3)
5.Теоретическая база опыта
В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Психологи (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е. А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили её исследования Т. Г. Казакова, Н. П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности до изобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка.
Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так как в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира.
В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные
техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.
6.Новизна опыта
Новизна педагогического опыта заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.
7.Технология опыта
Цель опыта: способствовать развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразие художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
- формировать у детей творческое мышление, усидчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию изобразительность, пространственное изображение;
- формировать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать, внимание, аккуратность, целеустремленность;
- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
- способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Из моего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Ведущими методическими принципами при этом становятся:
-Принцип перехода от простых занятий к сложным.
-Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
-Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Эффективность и целесообразность использования нетрадиционных техник рисования. Нередко сталкиваешься с проблемой, что дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
-Способствует снятию детских страхов;
-Развивает уверенность в своих силах;
-Развивает пространственное мышление;
-Учит детей свободно выражать свой замысел;
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
-Учит детей работать с разнообразным материалом;
-Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
-Чувство фактурности и объёмности;
-Развивает мелкую моторику рук;
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Работа проводилась в 3 этапа: подготовительный, формирующий,контрольный.
1 этап - подготовительный.
На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу ДОУ, методический материал, предметно-развивающую среду в уголке творчества. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.
Недостаточно методических разработок,
оборудования и материала для творчества детей, неосведомленность родителей по данной теме и мало информации для работы с ними. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Совместно с родителями я пополнила уголок изобразительной деятельности необходимым материалом. Провела обследование детей по художественно- эстетическому развитию, целью которого было определение уровня развития изобразительной деятельности и творческого воображения детей. Одновременно с диагностированием детей (Приложение 2)провела анкетирование родителей. (Приложение1).Проанализировав анкеты, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся рисовать и развитие творческих способностей произойдет в процессе взросления. Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:
1)формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;
2)оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приемов.
2 этап - формирующий.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с младшей группы, поэтому подобрала техники, доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами, рисование ватными палочками(Приложение 5)
Во многом результаты работы ребенка зависят от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание детей, побудить их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
-игра которая является основным видом деятельности детей;
-сюрпризный момент;
-просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
-живая эмоциональная речь воспитателя.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения, но столько восторга в глазах малышей. Проводила занятия на такие темы как: «Снег-снежок», «Наряди ёлочку». Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки «пятнышки» на бумаге.
Не менее радости было в лицах детей во время рисования ладошками(Приложение 5). С каким удовольствием они «мазюкали» ладошку краской.
С удовольствием ребята освоили рисование губками.(Приложение 4)
При помощи ватных палочек мы украшали пасхальные яйца, платье для Машеньки, варежки,яблоню с яблоками(Приложение 5)
Интересна была детям техника рисования одноразовыми вилками, где получились такие изображения, как «Цветы».(Приложение 5)
Для получения объемных, многослойных рисунков применяли с детьми технику рисования зубной щеткой. Набрав краску, проводим щеткой по листу, ориентируясь на замысел(Приложение 5)
Каждая из этих техник-это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу самовыражения.
Также, работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога с родителями, тем успешнее становиться ребенок. Я придаю большое значение к общению с родителями: провожу беседы, консультации по данной теме (Приложение 3).Ведь сколько дома ненужных, интересных вещей: зубная щетка, поролон, пробки, пенопласт, нити, свечи, ватные палочки и т.д. и родители с большим удовольствием помогают создавать благоприятные условия для развития детей в детском саду.
3 этап - контрольный.
На этом этапе проводилась контрольная диагностика детей,подводились итоги работы по теме педагогического опыта.(Приложение 2).
В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками.
Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
8.Результативность
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам еще только предстоит познакомиться.
9.Адресная направленность.
Материалы опыта используются в практике МБДОУ "Ручеёк"N30.Опыт может использоваться воспитателями ДОУ,педагогами дополнительного образования и родителями.
Литература.
1.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
2.Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
3.Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
4.Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
5.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
6.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Ребенок не любит рисовать? Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....
Опыт работы по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду"
Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным сп...
«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (инновационно педагогический опыт)
Инновационный педагогический опыт...
Опыт работы Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Актуальность опытаФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительна...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
Конкурс. Опыт работы. Тема "Современные нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей" 2023г.
Опыт работы в направлении нетрадиционного рисования с детьми детского сада "Солнышко"....
Опыт работы по теме" Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"
Опыт работы на тему: "Нетрадиционные технки рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"Мой опыт формировался в условиях МДОУ с. Долгое с сентябр...