Проэкт Хохлома
проект по рисованию (младшая группа)
Изученние хохломского промысла и знакомство с ее элементами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_l.ppt | 2.8 МБ |
natsionalnye_traditsii_rossii_zolotaya_hohloma_gruppa_no2.docx | 39.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию
Администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 50
Информационно-практико-ориентированный проект
«Национальные традиции России – золотая хохлома»
Подготовили воспитатели:
Гвоздева Е.В.
Егорова О.Ю.
Проблема: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями, поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Одним из национальных достояний России являются народные промыслы. Наш проект посвящен русскому народному промыслу «Хохлома».
Цель проекта: Ознакомление детей с народно – прикладным творчеством России.
Задачи: Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
Развивать у детей познавательный интерес к хохломской росписи.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов.
Методы и формы работы: рассказ и беседы, сбор экспонатов хохломских предметов, дидактические игры, рассматривание демонстрационного материала по теме, создание и просмотр презентации.
Ожидаемые результаты: расширение знаний и представлений детей о хохломском промысле, знакомство с элементами хохломской росписи, развитие творческих способностей детей;
Этапы работы над проектом:
№ | Задачи или задание | Сроки выполнения | Способы решения | Ответственный за выполнение |
1. | Сбор экспонатов и оформление выставки «Золотая Хохлома» | Апрель – Май 2021г. | Выставка работ «Золотая хохлома» | Гвоздева Е.В., Егорова О.Ю. |
2. | Создание мультимедийной презентации «Золотая хохлома». | Апрель – Май 2021г | «Золотая хохлома» | Гвоздева Е.В., Егорова О.Ю. |
3. | Подборка дидактических игр | Апрель – Май 2021г | «Собери узор», «Подбери карточки» | Гвоздева Е.В., Егорова О.Ю. |
4. | Создание предметно-развивающей среды | Апрель – Май 2021г | Выставка картинок с хохломской росписью | Гвоздева Е.В., Егорова О.Ю. |
План-график мероприятий.
№ | Дата | Содержание | Мероприятия | Результат | |
1 этап Подготовительный | |||||
1. | 15.04.-20.04. | Мониторинг знаний детей | Приложение №1 | Закрепить знания детей о хохломском промысле. | |
| 16.04-20.04. | Анкетирование родителей | Приложение №2 | Определить роль семьи в приобщении к основам народной культуры, обычаям, обрядам; воспитать желание к соблюдению имеющихся семейных традиций; формировать повышение статуса семьи в нашем обществе; способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений. | |
3. | 16.04.-25.04 | Изучение литературы | Демонстрационный материал по изучению хохломской росписи. | познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, его особенностями, мотивами, элементами, выразительными средствами; | |
4. | 25.04.-15.05. | Подготовка материала | Составление конспекта. Подготовка вопросов для анкетирования. Оформление выставки. | Стимулирование детей, педагогов к участию в проектах. | |
2 этап Основной | |||||
1. 2. 3. | 13.05. 29.04 06.05. | Работа с детьми | Дидактические игры «Народные промыслы» «Найди нужный элемент» НОД (Приложение №3) Развлечения (Приложение№4) | Закрепить знания детей о народных промыслах; упражнять в правильном назывании предметов того или иного промысла; развивать умение внимательно слушать, запоминать и соблюдать правила игры; развивать связную речь детей. Закреплять умение детей находить именно тот элемент росписи, который присутствует на картине, развивать внимание, быстроту реакции. Расширение знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях Обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах: хохломской росписи. | |
2. | 01.04-07.05 | Работа с родителями | Задание: украсить деревянную дощечку хохломскими узорами. | Формировать интерес к изучению народных промыслов. | |
3. | 11.05 | Совершенствование предметно-развивающей среды | Создание выставки на тему «Золотая хохлома» | Воспитывать уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формировать чувство любви к Родине. | |
3 этап Заключительный | |||||
1. | 15.05 | Конкурсы | «Лучшая хохломская ложка» (совместно с родителями дома) | Продолжать развивать интерес у детей и родителей к народному декоративному искусству. |
Вывод: Работа над проектом, дала нам возможность глубже познакомиться с русским прикладным искусством, оформить выставку в группе. Мы.
испытываем глубокое чувство гордости за то, что именно в России была создана такая милая сердцу Хохлома. Благодаря проекту нам стали ближе и дороже традиции нашего русского народа и страны.
Приложение №3
Конспект занятия по рисованию «Знакомство с хохломской росписью»
Программное содержание:
Учить рисовать «завитки». Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.
Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;
Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Демонстрационный материал: готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка), лист бумаги для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой (криулем, образец вазы с хохломской росписью.
Раздаточный материал: готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков».
Методические приемы:
1. Словесный - рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.
2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью, раздаточный и демонстрационный материал.
3. Практический – работа детей за столами.
Словарная работа: «завиток», криуль, растительность.
Ход занятия:
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро, дети!
- Доброе утро, гости!
Воспитатель: Отгадайте загадку
-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Что же это?
Дети: Хохлома.
Воспитатель: Это загадка про хохломскую роспись. - Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?
Воспитатель: Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров».
Покружились, покружились и на ярмарке очутились.
(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)
Кукла: Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.
Воспитатель: Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.
Красный – огонь, любовь, преданность.
Золотой – солнце, свет, тепло.
Черный – земля, торжественность.
Зеленый – жизнь.
Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором. Занимайте свои места в мастерской.
Воспитатель: Но, для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?.
Дети: На жёлтый, красный и чёрный фон.
Воспитатель: Какие цвета используются при росписи?
Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.
Воспитатель: Что является главным рисунком?
Дети: Растительность.
Воспитатель: Сейчас я буду называть элементы этой росписи, а вы за мной повторяйте: «осочки», «усики», «капельки», «ягодки», «травинки».
Воспитатель: А теперь мы отдохнем. (физминутка)
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».
Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге.
Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".
Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих листочках (дети упражняются) .
Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью.
Я вам расскажу, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие: Сначало «ягоды» тычком, затем «осочки», «усики», «капельки»,
«завиток», «травка».
Воспитатель: Устроим выставку - ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются.
Воспитатель: С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки?
Дети: хохломской.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!
Приложение №4
Конспект развлечения «Золотая хохлома»
Задачи:
Образовательные:
- Приобщить детей к ценностям народного искусства, народным традициям.
- Активизировать познавательную активность.
Развивающие:
- Развивать воображение, внимание, память.
- Развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к русской культуре,
хохломскому промыслу.
Оборудование: Компьютер, экран, презентация, выставка работ «Хохлома».
Ход праздника.
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Всех гостей сюда созвали, как у нас красиво в зале!
Будто в сказку мы попали.
Сколько великолепных поделок на нашей выставке.
Какое настроение они создают?
Дети: Радостное, веселое.
Ведущий:
Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас друзья в Золотую хохлому.
Ребята нам исполнят веселые частушки.
Частушки:
Мы – певцы и музыканты,
Выступать нам нравится!
Мы – народные таланты,
Нами край наш славится!
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
Хохлома, да хохлома,
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха и курицу.
Ведущий: Посмотрите, сколько удивительно красивых вещей у нас здесь выставлено! От них как будто стало ярче и веселее на душе. И чего здесь только нет, смотрите, не стесняйтесь!
Стихи:
1 ребёнок:
Посуда не простая
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками
Называется она –
Золотая хохлома.
2 ребёнок:
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама
3 ребёнок:
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Ведущий: Я вам расскажу легенду о хохломе (на телевизоре с помощью презентации)
На Волгу в давние века
Пришел мужик издалека.
Он был веселый молодец,
Великий мастер и творец.
Он дом построил, начал жить,
Из липы стал он мастерить
Посуду, мебель и кадушки,
Детишкам всякие игрушки.
Однажды, чуть заря зардела,
К нему жар – птица прилетела.
Он птицу кашей накормил,
Душистым медом угостил.
И в благодарность за добро
Она дала ему перо.
«Взмахни ты им над всей посудой,
И для тебя свершиться чудо».
Сказала так и улетела.
Мужик же принялся за дело.
Махнул жар – птицыным пером,
И засияло все кругом.
А мастер будто — бы прозрел,
Он понял вдруг, чего хотел.
Потом встряхнулся, удивился:
«Какой мне чудный сон приснился»
И вот друзьям на удивленье
Он расписал свои творенья.
Народ от быстрого ума
Назвал ту роспись: «Хохлома».
На черный фон, как ночь густая,
Ложилась краска золотая,
А сочных ягод красный цвет
Похож на утренний рассвет.
Вот кружевной листок калины,
Алеют кисточки рябины,
Вот здесь петух, а там цветы –
Все небывалой красоты.
Здесь ветки нежно изогнулись,
К траве – муравушке пригнулись.
И птица жар над всем сияет,
Все ярким светом озаряет.
Талант свой мастер не скрывал,
Его он детям передал,
А дети внуков научили,
А те соседям раздарили.
О хохломе молва пошла,
И слава та до нас дошла
Как зачарованный стою,
На роспись дивную смотрю.
Ведущий: А сейчас, давайте отгадаем загадки:
Стулья, доски и полати,
И кроватки, и кровати,
Расписала нам сама
… Золотая Хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
… Золотая Хохлома!
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
… Золотая Хохлома!
В каждом доме это есть,
Ей удобно очень есть
Кашу, щи, кисель, окрошку.
Нужно взять к обеду
… ложку.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы показали, что все вы знаете и любите Золотую Хохлому. И вот мастера из Хохломы прислали вам за это подарки.
(раздают леденцы на палочках).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.
Презентация проекта, развлечение....
Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»
Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...
«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»
Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...
ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...
Проект во второй младшей группе тема "Хохлома, хохлома, разукрасилась земля"
Целью нашего проекта было формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к родной культуре, выделению предметов народных промыслов из окружающей действительности. Живопись...