Использование нетрадиционной техники рисования на занятиях по изодеятельности в детском саду
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Татьяна Леонтьевна Боброва

В статье отражен опыт работы педагога по использованию нетрадиционной техники рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционной техники рисования на занятиях по изодеятельности в детском саду

Все дети- гении, а задача педагогов- лишь создать оптимальные условия для их развития. К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится развитие творческих способностей.

Я представлю опыт работы по художественно-эстетического воспитанию детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми, здоровыми и всесторонне-развитыми. Есть много путей, позволяющих этого достичь. Область, которая затрагивает сразу несколько аспектов развития детей, это рисование. Рисование не только увлекательное, но и очень полезное занятие для дошкольников. [4]

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

    Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

  • Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

     В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

     Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Вот почему важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми. Несовершенство методики проведения любых занятий, в том числе и по рисованию, может отрицательно сказаться на развитии ребёнка.    

Изучив возможности нетрадиционной техники рисования, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

   Успешное овладение рисованием вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения. Рисование воспитывает в ребёнке эстетический вкус, развивает способность искать, фантазировать, принимать самостоятельные решения, мыслить неординарно — смело и свободно. Формируется творческая личность. А это пригодится в школе и в жизни, даже если ребята не станут художниками.

Если мы говорим, что рисование - это отражение окружающей действительности, так что же и как могут рисовать дети на наших занятиях? Рисовать можно и пухом тополя и камыша, пластилином, зубной щёткой, разбрызгивая краску, полой трубкой, гоняя по месту весёлую каплю, тампоном, получая пушистых зверьков, пальцами, ладонью, трафаретами, мятой бумагой, с помощью компьютера и даже лучом света! Всякие открытия чего-то нового, необычного принесут детям раскованность, радость и дадут толчок к творчеству. Но для того чтобы дети овладели этой техникой, была проделана долгая кропотливая работа. Вначале нужно было заинтересовать детей. У большинства детей появляется интерес после рассмотрения работ-рисунков, выполненных в этой технике. Затем показывали, как можно рисовать, рассказывали и давали возможность попробовать самим рисовать.

Занятия по нетрадиционной технике изобразительного искусства в нашем детском саду уже стали традиционными. Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

●от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

●от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

●от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

 ●от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

●от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

●использование для изображения своей ладони или пальцев. [4]

 Эти необычайные методы, художественные техники изучены и апробированы в работе с нашими воспитанниками. В нашем детском саду используется программа Лыковой И. А. «Цветные ладошки», которая имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих и эстетических способностей в процессе ознакомления с различными нетрадиционными техниками рисования. [3] И также в нашем дошкольном образовательном учреждении уже несколько лет успешно работает кружок «Веселая кисточка». Многие ребята с ОНР с интересом посещают его занятия, где также приобретают полезные навыки рисования в различных нетрадиционных техниках.

 «Рано-рано поутру петушок пропел ку-ка-ре-ку», «медузы на дне океана затеяли игру», «кисти рябины», «ножки бежали по дорожке» - это все при помощи ладошек можно реализовать в мечту. А сколько ненужных вещей дома? Вот щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки - все это может нам пригодиться для работы. Выехали с семьей в лес. Что здесь может нас заинтересовать? Шишки на ели, трава, листочки, иголки, камушки, палочки. Рисование необычайными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.

Существует мнение: чем меньше ребёнок, тем меньше изобразительных материалов он может освоить. Однако, известный художник В.А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше самых разнообразных материалов. Тем и нравится детям нетрадиционное рисование, что здесь применяется масса разных изобразительных материалов. В своей работе мы используем такие нетрадиционные материалы и оборудование: пластилин, цветные карандаши, акварельные краски, разноцветная гуашь, фломастеры, цветные мелки, пальчиковая гуашь, трафареты, губки разной формы, ватные палочки, полые трубочки, зубные щётки, мыльные пузыри, кисти, бумага разного формата.

Чтобы не действовать в ущерб основной работе по изодеятельности, нетрадиционные методики рисования чаще осваиваются нашими детьми вне основных занятий, в вечернее время. Это индивидуальная и подгрупповая работа по 4-5 человек. Целесообразность индивидуальной работы обусловлена тем, что у многих наших воспитанников имеются серьезные проблемы с развитием мелкой моторики рук: отмечается малая двигательная активность рук, пальчики у них либо вялые, либо слишком напряженные. Дети плохо владеют карандашом и кистью, часто держат их неправильно, неуверенно ориентируются на листе бумаги- всё это сказывается на уровни сформированности изобразительных навыков и, в конечном итоге, на качестве выполняемых детьми рисунков. Поэтому непременным компонентом в структуре занятия часто является пальчиковая игра, связанная с предстоящей работой. Некоторые занятия по изодеятельности сопровождаются музыкой. Синтез искусств вызывает позитивное настроение, способствует развитию воображения. Особенно удачно музыкальное сопровождение при рисовании картин природы («Осенний пейзаж», «Зимний лес»). Итогом каждого занятия по изодеятельности является обсуждение выполненных работ: поставленных целей, достигнутых результатов.

Ребята занимаются с большим желанием и получают радость, довольны результатом своей работы, так как рисунки в нетрадиционной технике гораздо выразительнее, ярче, чем работы, выполненные при обычном рисовании.

Нетрадиционные способы рисования детям даётся легко. Не испытывают трудностей в такой технике, как «пальчики-палитра», «набрызг», «трафарет», рисование по сырой бумаге. Овладев некоторыми способами нетрадиционного рисования, дети начинают рисовать самостоятельно в любое свободное время, даже дома, проявляя свою фантазию, воображение, пользуясь разными материалами для воплощения замысла. Педагоги нетрадиционных техник рисования отмечают, что:

  • Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.
  • Развивает пространственное мышление.
  • Учит детей свободно выражать свой замысел.
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
  • Учит детей работать с разнообразным материалом.
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвето-восприятия. Развивает творческие способности.
  • Развивает уверенность в собственных силах.
  • Развивает навыки мелких движений пальцев, кисти рук.
  • Развивает чувство фактурности и объемности.
  • Способствует формированию положительных черт характера как активность, усидчивость, аккуратность, трудолюбие,
  • самостоятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6лет. -2изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. - 152 с.

2. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ по спец./ Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; под ред. Т.С. Комаровой . - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с.

3. Лыкова, И.А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: Цветной мир, 2019. – 136 с. 16 – издание, перераб. и доп.

4. Новоалександрова, Е.Б. Нетрадиционное рисование – шаг в искусство. Учебное пособие – Рязань: НП Голос губернии, 2017. – 55 с

5. Погодина, С. Художественные техники. Рисование с помощью пищевой пленки и салфеток / С. Погодина // Дошкольное воспитание. - N 7. -2011. - С. 56-67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

программа по нетрадиционным техникам рисования для детей первой младшей группы детского сада "Веселые пальчики".

вариативная часть общеобразовательной программы дошкольного учреждения по художественно-эстетическому развитию по ФГОс для первой младшей группе...

Применение нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.

В материале описаны нетрадиционные техники рисования, которые используются в детском саду на занятиях по изодеятельности....

«Инновационные технологии и техники развития творчества детей в процессе использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»

Для развития детского воображения, фантазии и творческих способностей применяются нетрадиционные технологии и техники в разных видах изобразительной деятельности. Большие возможности дают творческие з...

Использование нетрадиционных техник рисования (конспект занятия по рисованию на тему "Окошки в теремке")

Дошкольный возраст - это период приобщения к миру ценностей, к постраению первичных отношений с людьми. Для полноценного развития детям необходимо творческое самовыражение.Педагог должен стать тем, кт...

Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста в детском саду

Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ни...