Конспект комплексного занятия в подготовительной группе из двух частей по теме "Натюрморт"
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Конспект НОД представляет собой закрепление учебного материала в подготовительной группе по теме "Натюрморт". Вторую часть можно использовать, как интегрированное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие - натюрморт "Цветы в вазе" | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие в подготовительной группе «Цветы в вазе»
Педагогический замысел: Закрепление материала по теме «Натюрморт»: составление описательного рассказа по картине Хруцкого «Цветы и плоды» и рисунок - натюрморт «Ваза с цветами»
Цель: формирование эмоционально-нравственных и эстетических ориентировок, подведения детей к пониманию ценности искусства.
Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
• способствовать расширению изобразительной грамотности детей, дать представление о жанре «натюрморт»
• совершенствовать у детей навыки взаимодействия в составлении натюрморта
• воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативы, самостоятельности в принятии решений.
• активизировать и расширять словарь за счёт слов-действий, слов-признаков; обогащать словарь путём подбора родственных слов.
• совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык словоизменения и словообразования: образовывать относительные прилагательные; согласовывать существительные и прилагательные с числительными;
• развивать связную речь: учить составлять описательный рассказ по картине; отвечать на вопросы полным предложением.
Познавательное развитие:
Задачи:
• содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности
• развивать зрительное внимание, память, воображение, фантазию
• содействовать развитию логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи
• способствовать умению комментировать свои действия, делать словесно-логические обобщения
• развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции
• обогащать представления детей о жанрах изобразительного искусства, средствах выразительности и их использовании в рисовании.
Художественно-эстетическое развитие:
Задачи:
• создать условия для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности;
• развивать у детей интерес к изобразительной деятельности через беседу и рассматривание репродукций художников по теме «Натюрморт».
• вызвать интерес к содержанию картины художника Грабарь «Хризантемы»
• развивать художественное восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, в произведениях искусства и собственных творческих работах;
• активизировать творческие проявления детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности в ходе создания выразительного образа (цветы в вазе);
• обогащать начальное представление об искусстве, эстетических категориях (на доступном уровне).
• вызывать у детей интерес к классической музыке, продолжать развивать умение характеризовать музыкальное произведение;
• развивать воображение детей средствами музыки и
изобразительного искусства;
• воспитывать эстетическое восприятие, слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
Предварительная работа: рассматривание и беседа по иллюстрациям картин натюрморты. Подробный анализ формы и цвета осенних букетов. Наблюдения в природе. Чтение рассказов и стихов об осени.
Материалы и оборудование:
Наглядный материал: презентация «Натюрморт. Астры»
Репродукции картин художников по теме «Натюрморт»
Керамическая ваза. Живые цветы (астры, хризантемы)
Муляжи фруктов, корзинка, ткань, подставка для составления натюрморта.
Материалы: акварельные краски, кисти, акварельная бумага, стаканчики под воду, простые карандаши.
Интерактивная доска и оборудование для просмотра презентации.
Аудиозаписи классической музыки
Ход НОД
Структура занятия Методы и приемы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационный момент. 1-я часть занятия в группе В группе развешены натюрморты художников Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине», Игоря Эммануиловича Грабаря «Неприбранный стол», «Хризантемы», Ивана Трифоновича Хруцкого «Цветы и плоды», натюрморты, сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей. | Создание условий для рассматривания различных натюрмортов: репродукции картин, видео, презентация, натюрморты, составленные педагогом. | Дети под тихую музыку рассматривают картины |
Актуализация знаний, вопрос Рассказ о жанре живописи «Натюрморт» Беседа по картине. Рассказ педагога Вопрос После ответов детей педагог подводит итог описания картины Окончание беседы с мотивацией интересоваться искусством живописи и дальше. Мотивация к дальнейшим действиям по самостоятельному составлению натюрмортов из предложенных предметов Вопросы Вопросы к детям: Обследование вазы – дать полный анализ, формы, цвета, пропорциям. Сравнить верхнюю и нижнюю часть, находя различие. Динамическая пауза Объяснение задания Показ изображения педагога сопровождается рассказом и работой детей 2-я часть занятия Музыкальный зал украшен осенними листьями и красочными зонтиками. Приготовлены столы для самостоятельной работы детей с необходимыми инструментами и материалами для художественной деятельности детей. Воспитатель Вопрос Игра с мячом «Назови признаки осени». Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают. Музыкальный руководитель Танец с листочками Педагог дополнительного образования Вопрос Педагог показывает на составленный натюрморт – ваза с цветами и фруктами Вопрос Мотивация для дальнейшей работы Объяснение задания Педагог раздает незаконченные работы детям Во время рисования педагог напоминает детям, как правильно держать кисть, своевременно насыщать ворс кисти краской, пользоваться всей палитрой красок. Рефлексия Воспитатель | Ребята, вы знаете, что есть разные жанры живописи. Назовите их. - Какие картины понравились больше всего? - Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? - Почему вы так решили? Сегодня я хочу познакомить вас с натюрмортом. - Перед вами натюрморты выдающихся художников Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине», Игоря Эммануиловича Грабаря «Неприбранный стол» и «хризантемы», Ивана Трифоновича Хруцкого «Цветы и плоды». - К какому жанру живописи относятся эти картины? Педагог: Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта называются натюрмортом. «Натюрморт – изображает предметы быта или природы, т. е. 2-3 предмета объединены одним содержанием». - На картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», в самом центре полотна - роскошный букет цветов в вазе. Здесь и пышные ярко - розовые пионы, и изящные ирисы, и скромные васильки. Цветы стоят вазе с рельефным орнаментом. Рядом с вазой расположен стакан кристально чистой воды с долькой лимона. Художник изобразил на картине много плодов. - Какие краски использовал художник? Яркие, теплые или холодные? - На полотне присутствуют в основном яркие и сочные краски, которые задают общий тон всей картине. Теплый желтый, нежный розовый, скромный голубой, яркий зеленый – такие оттенки присущи концу лета или началу осени. Именно это время года дает столько фруктов, овощей, ягод и цветов. И художник очень тонко передал все богатство этого времени года и подобрал удивительно точное название картины – «Цветы и плоды». Итак, давайте снова назовем жанр живописи, в котором изображается тихая жизнь вещей. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это – натюрморт. - У нас в группе есть много красивых предметов быта (вазы, чашки, стаканы, конфетницы и т. д.) и муляжей фруктов и овощей, эти предметы могут быть использованы для создания композиции натюрморт. Предлагаю детям из предметов, которые есть в группе (вазы, предметы быта, муляжи ягод, фруктов, овощей, составить натюрморт и рассказать о нем. Педагог: Ребята, вы все вместе попробовали создать свой натюрморт. И я составила свой натюрморт, давайте рассмотрим его. - Из каких предметов состоит мой натюрморт? - Что расположено в центре? – ваза. - Какого она цвета? – голубого. - Какой формы ваза? - На что похоже основание и горло вазы? - Какого цвета? - Что выше - ваза или фрукты? - Какими выглядят фрукты по величине в сравнении с вазой? - Какими выглядят цветы по величине в сравнении с вазой и фруктами? - Что расположено справа от вазы? – справа овальная, желтая или зеленая груша. - Что слева? – слева круглое, красное яблоко. - Что находится в вазе? – осенние цветы. - Сколько цветочков и как они называются? – астры, три цветка. Брошу в землю семена, поливать мне их пора, из зелёных из росточков появляются цветочки, ветерок чуть дышит, лепестки колышет. - Сейчас все сядьте правильно: спинка прямая, грудью об стол никто не опирается, ноги под столом вместе, правой рукой держим карандаш, левой придерживаем лист бумаги, приступим к работе. В центре листа намечаем место положения основного самого большого предмета – это у нас ваза, проводим прямую вертикальную линию, это будет середина нашей вазы. Внизу нарисуем круг – это дно вазы, сверху проводим одного размера прямые линии и соединяем их дугами. - Молодцы, какая аккуратная и красивая получилась ваза. На этом первая часть нашего занятия закончилась. - Сегодня я расскажу вам сказку. Слушайте: Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. Какими становятся листочки? - Я предлагаю вам поиграть, и какая осень рассказать. Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам кидать И вопросы задавать. Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают. Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью — Урожай осенью убирают. Птицы осенью — Птицы осенью улетают в тёплые края. Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья. Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. - Молодцы! Ребята посмотрите, что лежит у меня в корзинке? Дети: Листочки. Воспитатель: Когда листики желтеют, что с ними происходит? Дети: Опадают. Воспитатель: Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы? Дети: Листопад. Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить танец с листочками, который мы сейчас учим. Раздает листочки. Ребята, осенью не только листья становятся красивыми. О сень такая пора, которая раскрашивает всю природу в разноцветные цвета. Назовите, пожалуйста, цвета осени. А еще очень красивые цветы осенние! Особенно мне нравятся астры. Какого цвета они бывают? А как назвать одним словом? На прошлом занятии мы с вами рассмотрели разные картины, на которых художники запечатлели тихую жизнь вещей. Кто помнит, как называется этот жанр живописи? - Правильно. Это натюрморт. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне, он особенно красив. Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы завянут, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас. Сегодня мы с вами закончим наши натюрморты, которые мы начали рассматривать и рисовать на прошлом занятии. Можно занять свое место за столами и продолжить самостоятельно работу. - Пожалуйста, обратите внимание, какие краски вы будете использовать для написания цветов? - вазы? - яблока и груши? -У вас нарисован эскиз карандашом. - Теперь все можно прорисовать красками цветы, вазу, фрукты. - Посмотрите и повторяйте за мной, как мы будем рисовать астры: у нас на эскизе нарисована ваза. - Теперь нарисуем цветы, стоящие в вазе. Для этого проведем наверху листа три овала и соединим середину овала прямой линией с горлышком вазы. В середине овала ставим точку и рисуем лучики от центра к краю овала. Сначала берем темную краску, затем начинаем добавлять белый цвет и продолжать рисовать «лучики». В серединке рисуем желтый «глазок» и тычинки. Добавляем листья. - Слева от вазы каждый из вас самостоятельно построит и нарисует яблоко круглой формы, справа овальную грушу… Кто затрудняется, посмотрите на подсказки поэтапного рисования фруктов. - Хорошо все справились… Давайте разложим наши работы и полюбуемся натюрмортами, которые написали вы! - Молодцы, у вас получились красочные натюрморты. Спасибо вам, дети! Давайте повесим наши работы на выставку, и порадуем ваших родителей. Молодцы, дети! Как мы сегодня интересно провели время: вспомнили, какой бывает прекрасной осенняя пора, потанцевали и нарисовали красивый натюрморт! Вам понравилось занятие? Ну, а теперь мы идем в группу, там нас ждут другие развлечения. | Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Натюрморт Составление различных натюрмортов 2-3 ребенка Действия детей и пояснения того, что он делает: Ребенок: Я взяла вазу, в неё поставила красивые цветы, справа положила огурец и помидор, а слева сливу и лимон. Мне очень понравился натюрморт. Ребёнок: Я составил натюрморт. Я взял красивую вазу с фруктами, справа положил веточку рябины. Слева кувшин с морсом. Ответы детей Дети делают наклоны, опускаются на корточки и медленно распрямляются, поднимая руки вверх, встают на носочки, покачиваются из стороны в сторону и опускают руки Рисование эскиза Дети входят в музыкальный зал и встают в круг. Ответы детей: желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми Ответы детей Дети танцуют танец с листочками Ответы детей: желтый, золотой, охристый, лимонный, багряный, оранжевый… Ответы детей: Розовые, голубые, фиолетовые, желтые… - разноцветные Ответы детей: натюрморт Самостоятельное написание натюрморта, с использованием эскизов, прошлого занятия. Самостоятельная деятельность детей Дети любуются своими работами Дети прощаются и идут в группу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект комплексного занятия в подготовительной группе "Лукоморье".
Это комплексное занятие по сказкам А.С. Пушкина. На нём дети инсценируют отрывки из сказок, импровизируют под музыку, а в конце занятия переносят на лист бумаги свои впечатления. Занятие учит пе...
конспект комплексного занятия в подготовительной группе "Лукоморье".
Это комплексное занятие по сказкам А.С. Пушкина. На нём дети инсценируют отрывки из сказок, импровизируют под музыку, а в конце занятия переносят на лист бумаги свои впечатления. Занятие учит пе...
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе "В поисках Атлантиды"
Это комплексное зангятие по ознакомлению с окружающим с использованием развивающих игр....
конспект комплексного занятия в подготовительной группе на тему:"Эх, Кубань ты наша родина"
воспитывать :любовь к родному краю,кубанской культуре,труду;чувство солидарности и взаимопомощи друг другу....
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ ТУАПСЕ»
Занятие знакомит детей с боевыми действиями непосредственно проходившими в городе котором они живу, дети знакомятся с прошлым города.Занятие носит позновательный, развивающий характер, формируетс...
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе к школе группе "Золото-ая осень"
Конспеккт занятия по фгт с интеграцией областей...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Зверосовхоз как часть 85-летней истории Емельяновского района»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Зверосовхоз как часть 85-летней истории Емельяновского района»Разработал : Воспитатель МБДОУ «Радуга» группы &l...