ПРОЕКТ «ВОЛШЕНАЯ ТКАНЬ» (НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР)
проект по рисованию (подготовительная группа)
Использование технологий росписи по ткани в педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_batik.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ВОЛШЕНАЯ ТКАНЬ»
(НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР)
Использование технологий росписи по ткани в педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.
В аспекте современных концепций воспитания и образования, предполагающих личностно- ориентированный подход к процессу обучения, решаются задачи по формированию активной творческой личности. Этот процесс начинается в дошкольном детстве, когда ребенок активно познаёт окружающую действительность, проявляет большую эмоциональность, повышенную любознательность и интерес ко всему новому и неизвестному, стремится к исследовательской, поисковой деятельности.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и формируются проявления творчества.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников и в частности, в рисовании. В настоящее время наблюдается немалое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них особое место занимают дошкольники с речевыми нарушениями, в том числе, с общим недоразвитием речи (ОНР).
Для детей данной категории характерно своеобразное развитие различных психических функций (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие). У них отмечается: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов окружающей действительности; отставание в развитии словесно-логического мышления; недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; неадекватная самооценка: ощущение своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики.
Психологические особенности и психофизиологические недостатки детей с ОНР тормозят процесс проявления и развития творческих возможностей в изобразительной деятельности. И чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
Поэтому развитие творчества в изобразительной деятельности и в частности, в рисовании, приобретает особую актуальность по отношению к таким детям, которое поможет им самовыразиться, самоутвердиться, проявить свою индивидуальность и будет способствовать формированию личности.
Все дети любят рисовать, если у них это хорошо получается. Знакомясь с окружающим миром, у ребенка возникает вполне естественное желание отразить в рисунке всё то, что он видит вокруг, знает, слышит и ощущает. В рисовании раскрывается внутренний мир ребенка.
Педагогический опыт работы показывает, что несформированность графических навыков и умений мешает ребенку с ОНР выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.
Дети с ОНР исключают из своих работ те образы, нарисовать которые затрудняются, аргументируя это своим «нежеланием» или «неумением». Неудачи в рисовании вызывают у воспитанников неудовлетворённость, раздражение, разочарование. Как важно здесь было не упустить момент и научить детей быть свободными в своём «рисовальном» творчестве, обучив их таким техникам изображения, которые создадут ситуацию успеха и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Изобразительное искусство располагает многообразием изобразительных материалов и техник, и в настоящее время педагоги всё чаще обращаются к нетрадиционным художественно- графическим техникам. Это объясняется тем, что в этих необычных способах изображения, достаточно простых по технологии, нет жесткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат для ребёнка обычно очень эффективный. Нетрадиционные техники рисования напоминают игру - специфическую для дошкольников детскую деятельность, в которой развиваются творческие возможности.
Такие техники изображения помогают ребенку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка зрения, его самобытность имеют право на существование.
На мой взгляд, именно нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть у детей с ОНР замкнутость, личностную тревожность, пассивность, что наиболее ярко проявляется при речевых нарушениях.
Обучение дошкольников с ОНР нетрадиционным техникам рисования, пониманию свойств материалов, их выразительных возможностей обогащает рисунки детей, позволяет получить разнообразные решения изображения одного и того же предмета, явления, т.е. раскрывает им широкие изобразительные возможности передачи своего видения окружающего мира. Необычные приёмы рисования позволяют каждому ребёнку интересно для него достичь желаемого результата, создать свой неповторимый выразительный образ и ощутить незабываемые положительные эмоции в собственном творчестве.
Современная дошкольная педагогика постоянно вводит в оборот новые технологии, способствующие более продуктивному развитию природных данных у детей. С детьми дошкольного возраста она проходит особенно успешно, когда они занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства.
Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и синтетических тканей производится тремя основными способами, каждый из которых имеет свои особенности оформления. Два из них - холодный и горячий батик - основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Способы росписи постоянно совершенствуются, работающие в этой области находят все новые и новые художественные приемы. Существуют интересные технологии в «росписи по ткани» одни требуют трудоемкой работы, а другие просты и оригинальны по выполнению «росписи по ткани» как один из видов художественно ручного труда обладает большими возможностями в развитии творческих способностей человека. Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей в условиях детского сада. Появление новых высококачественных и безопасных по химическому составу материалов для росписи ткани способствует к этому увлекательному занятию. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он получит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.
Исследуя методическую литературу, было установлено, что в методических разработках таких авторов как: С.К.Кожохина «Батик. Все о картинах на ткани», М.О. Синеглазовой «Батик», О.А. Абрамовой «Искусства батика», Л. Ковалицкой «Батик» раскрыты приемы работы с детьми в направлении «Росписи на ткани». На наш взгляд из существующих технологий можно выделить доступные детям дошкольного возраста виды росписи: узелковый батик, использование в росписи трафаретов, печаток, штампов, свободная роспись. На основе этих методик мною была разработан проект «Волшебная ткань» (нетрадиционная техника рисования в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста с ОНР)
Проект носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: ведь чтобы создать один полноценный рисунок в технике «Батик» ребенок проходит множество этапов это – рисование эскиза, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва, выполнение росписи, закрепление росписи, декоративное украшение рисунка различными доступными материалами.
Актуальность данного проекта - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить и создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, элемент одежды.
Информационная карта проекта
Автор проекта: Коваленко Ольга Владимировна.
Описание проекта
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители подготовительной к школе группы 6-7 лет МБДОУ «Радуга» с. п. Снежный.
Сроки выполнения проекта:
Начало: сентябрь 2022 г.
Окончание: май 2023 г.
Продолжительность: долгосрочный.
Объект исследования: процесс социально-личностного развития и творческого начала детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством нетрадиционной техники рисования (батик).
Предмет исследования: использование технологий росписи по ткани в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Цель занятий: художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством обучения росписи по ткани.
Задачи:
- Формировать интерес к художественной деятельности.
- Дать общее понятие о декоративно-прикладном искусстве его видах, задачах, закономерностях.
- Познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – художественной росписью ткани (батиком).
- Свободная роспись.
- Использование в росписи трафаретов, печаток, штампов.
- Узелковый батик
- Формировать практические умения и навыки выполнения росписи ткани, освоить весь процесс выполнения холодного батика.
- Ознакомить учащихся с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи по ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, терпение. Прививать навыки работы в коллективе.
- Развивать художественный вкус, фантазию, дизайнерские способности, изобретательность.
- Способствовать социально-личностному развитию детей с ОНР с помощью нетрадиционной техники рисования (батик).
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Особенности батика;
- Инструменты и материалы, используемые в батике;
- Правила работы с инструментами и материалами;
- Правила техники безопасности;
- Последовательность работы в батике (этапы наложения краски и резерва)
Учащиеся должны уметь:
- Создавать композиционный эскиз на бумаге для батика;
- Использовать необходимые материалы и инструменты;
- Использовать те или иные приемы батика для достижения нужного эффекта или создания художественного образа;
- Соблюдать элементарные правила культуры в работе (организация и уборка рабочего места, аккуратное отношение к художественным материалам).
- Соблюдать технику безопасности во время занятий батиком.
Сроки и этапы реализации проекта: включает в себе 4 этапа.
1. Определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы - сентябрь 2022 г. (подготовительный этап);
2. Экспериментальная работа – октябрь 2022 – январь 2023 г., включающая в себя (констатирующий, формирующий этапы и контрольный срез);
3. Корректировочная работа (февраль - апрель 2023 г) на основе полученных результатов контрольного среза;
4. Завершающий этап (май 2023 г).
Возраст детей и формирование учебных групп
Занятия кружка организовывается для детей подготовительной группы, проводятся два раза в неделю во второй половине дня.
Состав группы постоянный. Группы формируются по возрастному принципу. Число учащихся в группе от 10 до 15 человек.
Проект составлен с учетом национально - регионального компонента и межпредметных связей по разделам:
- Музыкальное воспитание. Использование на занятиях музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
- Ознакомление с окружающим. Расширение кругозора в процессе ознакомления с историей данного искусства, рассматривания узоров, картин, различных наблюдений, экскурсий, а также знакомства со строением предметов, объектов.
- Развитие речи. Использование на занятиях художественного слова, развитие монологической речи при описании картин, предметов и объектов, собственных работ и работ товарищей.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая. Занятия с группой проводятся по необходимости в зависимости от темы предстоящей работы.
Продолжительность занятий 1 раз в 2 недели по 30 минут.
Проект включает в себя следующие виды деятельности:
- Рисование;
- Композиция (ритм и движение);
- Цветовидение (смешение цветов);
- Стилизация;
- Техника узелкового батика;
- Техника холодного батика – свободная роспись;
- Использование в росписи трафаретов, печаток, штампов;
Методы обучения
При проведении занятий используется различные методы обучения. Выбор методов зависит от содержания учебного материала и поставленных задач.
- Занятия по приобретению новых знаний – творческие уроки, в форме бесед, иллюстративных лекций.
- Практические работы с использованием методов:
- репродуктивных (воспроизведение);
- проблемных (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
- эвристических (проблема ставится детьми, они же предлагают пути решения).
- Творческие отчеты – в виде персональных и итоговых выставок.
- Уроки-экскурсии на выставки.
- Игры и викторины.
Условия организации
- Просторное, светлое помещение, оснащённое в соответствии с санитарно – техническими нормами.
- Оборудования: столы, стулья, соответствующие возрасту детей, доски, шкафы для хранения материалов.
- Материалы для теоретических занятий: учебные пособия, DVD, CD видео и аудио материалы и соответствующая техника для них; репродукции; альбомы и т.д.
- Материалы и инструменты:
- Бумага разного формата и цвета.
- Акварельные и акриловые краски.
- Тушь разноцветная.
- Пастель, сангина, уголь.
- Восковые мелки.
- Трубочки для коктейля.
- Ванночки с поролоном.
- Кисти круглые и плоские разного размера.
- Салфетки.
- Рамы разных размеров или пяльцы.
- Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
- Клей ПВА.
- Фен.
- Аптечный парафин или восковые свечи.
- Специальные краски для батика.
- Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
- Кнопки.
Выставочная деятельность
- Выставка в ДОУ;
- Принятие участия в районных выставках;
- Участие в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня и тематики
- Открытые занятия и мастер-классы для коллег и родителей;
План тематических занятий.
Месяц | Тема занятия | Ход занятия | Материал |
Сентябрь | 1.Введение. | Содержание работы в процессе изучения курса. Что такое батик. Рабочее место и его организация. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы |
2.Подготовка к росписи. | Обработка ткани перед росписью. Закрепление ткани на раме. Перенос рисунка на ткань. Перенос рисунка на ткань и работа с красками. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Трафареты. Кисти, краски, простой карандаш. | |
Октябрь | 1.Основы цветоведения | Понятие о цвете. Цветовой круг. Контрастные, родственные цвета. Основные и дополнительные цвета. Цвет и его значение в произведении. Символические цвета. | Изготовление образцов палитры (цветовой карты). |
2.Основы композиции. | Понятие о композиции. Пропорциональность, масштабность, выбор главного композиционного центра, которому подчиняются все элементы. Виды симметрии в композиции. Применение на практике знаний по композиции. Работа над составлением композиции. Разработка эскиза. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Трафареты. Кисти, краски, простой карандаш. | |
Ноябрь | 1.Трафаретная техника «Зонтик» | Набивка трафаретного рисунка и выбор цветов. Разработка и изготовление трафаретов. Трафаретная роспись по ткани. | Инструменты и материалы. |
2.«Кленовый Лист» | Перенос рисунка на ткань. Выбор цвета. Рисование на ткани. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. | |
Декабрь | 1.«Рукавица» - нанайский орнамент. | Перевод рисунка на ткань. Роспись ткани. | Трафареты, кисти, краски, простой карандаш, ткань, рамка. Трафарет. |
2.«Зимний пейзаж» | Художественное слово. Задумка композиции. Рисование простым карандашом на ткани. Рисование акриловыми красками на ткани. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Зимние пейзажи (иллюстрации). | |
Январь | 1.«Тарелка» - гжель. | Рассматривание узоров гжели, посуды. Рисование рисунка простым карандашом на ткани. Раскрашивание акриловыми красками и гуашью рисунка на ткани. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Иллюстрации гжели. |
2.«Снегирь» | Художественное слово. Рассматривание снегиря. Перенос рисунка на ткань по трафарету. Раскрашивание рисунка по ткани. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Картинка снегиря. Трафарет. | |
Февраль | 1.«Портрет» | Художественное слово. Рассматривание портретов. Рисование простым карандашом по ткани. Рисование акварелью по ткани. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Портреты разных художников. |
2.Композиционный узор «Снежинка» | Художественное слово. Рассматривание снежинки. Рисование снежинок карандашом на ткани. Рисование гуашью на ткани. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. | |
Март | 1.«Ваза с цветами» - рисование с натуры. | Рассматривание вазы с цветами. Художественное слово. Рисование простым карандашом, а затем красками на ткани. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Ваза с цветами. |
2.«Натюрморт» | Рассматривание натюрмортов. Художественное слово. Рисование простым карандашом, а затем акварелью на ткани натюрморта. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Натюрморты разным художников. | |
Апрель | 1.«Игрушка» - хохломская роспись. | Рассматривание городецких узоров и игрушек. Перевод по трафарету игрушку на ткань простым карандашом. Рисование красками на ткани. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Трафареты. Альбом с городецкой росписью. |
2.«Павлин» - самостоятельный выбор цветовой гаммы. | Рассматривание иллюстраций. Художественное слово. Рисование карандашом, а затем красками на ткани павлина. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Иллюстрации. | |
Май | 1.«Звездное небо» | Художественное слово. Рассматривание иллюстраций. Рисование простым карандашом, а затем красками на ткани звездного неба. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. |
2.«Бабочка» - самостоятельный выбор цветовой гаммы. | Художественное слово. Рассматривание иллюстраций. Рисование карандашом, а затем красками на ткани. | Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. |
Мониторинг отслеживания результатов ребенка
__________________________________________________________________
(ФИ ребенка)
Параметры оценки | Уровень |
1.Теоретические знания ребенка | |
1.1. Знания в области техники безопасности | |
- самостоятельно формулирует и правильно применяет правила техники безопасности, противопожарной защиты и личной гигиены при работе в творческом объединении. | |
1.2. Знания специальной терминологии | |
- знает основные цвета, основы цветоведения; | |
- знает основные понятия: краски, палитра, эскиз, орнамент, композиция и т.д.; | |
- знает виды росписи по ткани. | |
- знает материалы и инструменты, используемые в работе. | |
1.3. Знает, что такое техника «Батик»: | |
- знает «свободная роспись»; | |
2. Практическая подготовка ребенка | |
2.1. Владение материалами и инструментами. | |
- умеет правильно использовать инструменты; | |
- умеет подбирать и обрабатывать ткань. | |
2.2. Владение основами цветоведения. | |
- владеет основными навыками использования красного, синего, желтого цветов, их смешивания; | |
- умеет подбирать краски в соответствии с настроением, замыслом рисунка; | |
- умеет работать в определенной цветовой гамме. | |
2.3. Владение основами композиции. | |
- умеем составлять композицию по своему замыслу. | |
2.4. Владение навыками свободного способов росписи по ткани. - выполнять элементы росписи по ткани, составлять композиции. | |
3. Личностное развитие ребенка | |
3.1. Коммуникативность | |
- ребенок при затруднениях обращается за помощью к другим детям и педагогу; | |
- выражает готовность к коллективной деятельности; | |
- проявляет организаторские способности | |
3.2 Толерантность | |
- легко разрешает конфликты - способен к сопереживанию и взаимопомощи; | |
- демонстрирует уступчивый, доброжелательный стиль поведения. | |
3.3. Трудолюбие | |
- умеет организовывать рабочее место и соблюдать культуру труда; | |
- ребенок регулярно и охотно занимается на занятии; | |
- стремится самостоятельно исправлять ошибки, достигать результатов; | |
- стремится к совершенству и законченности в работе; | |
- выполняет работу качественно и аккуратно. | |
3.4. Креативность | |
- проявляет фантазию и творческий подход, художественный вкус при создании своей работы. | |
3.5. Участие в выставках и конкурсах различного уровня. |
Низкий уровень - Ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого, не получил эмоциональное удовлетворение.
Средний уровень - Ребенок с трудом справился с заданием/ребенок справился с заданием с помощью взрослого, получил/частично получил эмоциональное удовлетворение.
Высокий уровень - Ребенок самостоятельно без затруднений справился с заданием без помощи взрослого, получил эмоциональное удовлетворение.
Из данной карты видно степень освоения рабочей программы ребенком и его заинтересованность в данном направлении.
Заключение.
Таким образом, данный проект позволяет создать необходимые условия для социально-личностного развития детей с ОНР посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества. А также, помочь начинающим, сориентировать их в самостоятельной работе, придать уверенности в своих силах. Декоративно-прикладное искусство необходимо для расширения творческих возможностей детей. Художественные приемы росписи ткани очень разнообразны, яркий мир красок и материалов завораживает и увлекает, что хочется творить и творить. Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.
Мастер-классы с родителями.
Мастер-класс № 1 (октябрь)
Тема: «Волшебное творчество»
Форма проведения: Мастер-класс.
Аудитория: Родители подготовительной группы.
Количество участников: Родители подготовительной группы, педагог-психолог.
Задачи:
1. Показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье. Дать представление о понятии «Арт-терапия», «Изотерапия» и «Творческие способности».
2. Формировать интерес к творческой деятельности через знакомство родителей с художественной росписью ткани (батик). Познакомить родителей с общими закономерностями создания художественной росписи ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративных композиций.
3. Создать условия для дальнейшей плодотворной творческой деятельности родителей с детьми. Привлечь внимание родителей к творческим интересам и потребностям ребенка. Дать практические рекомендации по художественному самовыражению ребёнка.
Ожидаемые результаты:
Совместное эмоциональное обсуждение проблемы.
Активное включение родителей в практическую деятельность.
Овладение закономерностями создания художественной росписи ткани.
Сплочение группы родителей, поддержка развития творческих способностей детей, участие родителей в конкурсах, в оформлении холлов детского сада.
Информационно- техническое обеспечение:
Подготовка именных приглашений участникам собрания (совместно с детьми).
Разработка памятки для родителей «Как воспитать творческую личность»; буклета «История возникновения и развития росписи ткани».
Разработка индивидуальных рекомендаций.
Оформление выставки - стенда, где представлены готовые работы, выполненные в технике батик; литература по теме собрания.
Музыкальное сопровождение.
Использование ИКТ.
Материалы и оборудование:
Рамки для батика с натянутой тканью, заготовки работ с пошаговым выполнением ( 1 - нанесен рисунок; 2 - нанесен резерв; 3 - работа, выполнена в цвете на 1/2 ), альбомные листы (для эскизов), образцы контурных рисунков, простые карандаши, ластики, черные маркеры, резервный состав, клей ПВА в тюбиках, набор красок для росписи тканей «Батик», салфетки, вода, кисти №3, 5, подставки для кистей, краски: акварель, акрил.
План мастер-класса:
1. Вступительное слово.
2. Выступление педагога-психолога на тему: « Арт-терапия или терапия творчеством»
- Что такое арт-терапия?
- Возможности арт-терапии.
- Применение средств изотерапии в работе с дошкольниками.
- Интересный процесс создания творческого изображения и результат.
3. Вопросы для обсуждения. Обмен мнениями между присутствующими.
4. Краткий анализ и обобщение высказываний родителей. Раздача памяток для родителей «Как воспитать творческую личность»
5. Выполнение упражнений, направленных на развитие творческого потенциала (Л.Я. Субботина «Развитие воображения у детей»).
- «Изобретатель».
- «Хорошо - плохо».
- «Нестандартные задачки»
- «Что будет, если…»
- «Незаконченный рисунок».
6. Мастер – класс «Волшебное творчество» (техника холодного батика)
- Подготовка ткани, натягивание ткани на раму;
- Выбор рисунка, перенесение рисунка на ткань;
- Нанесение резервирующего состава, высыхание;
- Цветовое решение, заливка цветом;
- Декорирование объемными контурами.
7. Рассматривание получившихся работ, готовых работ, выполненных в данной технике, литературы на выставке. Обмен впечатлениями. Подведение итогов.
Мастер-класс № 2 (апрель)
Тема: " Носовые платочки".
Цель: Установление и развитие партнерства и сотрудничества родителей с ребенком. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Создание условий для укрепления сотрудничества между ДОУ и семьей, развитие творческих способностей.
Задачи: Оказание помощи родителям в осуществлении работы по развитию мелкой моторики. Знакомство с техникой батик. Создать условия эмоционального сближения членов семьи. Формировать благоприятный эмоциональный климат в родительском коллективе.
Материал: платочки белые тканевые, краски по ткани, кисточки, баночки с водой.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте дорогие наши дети и родители! Сегодня мы собрались чтобы окунутся с вами в детство. Мы сегодня с вами познакомимся с техникой батик. Может быть вы это уже пробовали, а может и нет, но сегодня наша главная задача, это сотворить маленькое чудо вместе со своими детками. Рисовать можно не только на бумаге или картоне, раскраске, но и на ткани, а самое удивительно, что то что вы сегодня нарисуете даже после стирки не сотрется и останется таким же ярким платочком еще очень долго. Перед вами стоят краски, это не обычные краски, а волшебные, поэтому прежде чем приступить к рисованию вы вместе с ребенком закрываете глазки и представляете то, что будет у вас изображено. Закрывайте глаза и представляйте. Представили, а теперь спросите друг у друга, что бы каждый из вас хотел нарисовать. Молодцы. У нас платочки не очень большие, но на них можно нарисовать целую картину. Попробуйте объединить две ваших картинки в одну, получилось? Берите кисточки и рисуйте вместе с ребенком то, что вы вместе захотели. А чуть позже мы посмотрим, что у вас у каждого получилось.
Когда все заканчивают свою творческую деятельность, родители и дети рассказывают и показывают, что у них изображено. В конце такого мастер класса нужно поиграть всем вместе в игру "Пузырь".
Подведение итогов: Такие мастер классы с участием родителей помогают не только сближению родителя и ребенка, но и родителя и педагога. Родители всегда рады побывать на подобных мероприятиях, а уж поучаствовать тем более. Дети тоже видят своих родителей совершенно с другой стороны, нежели дома или на улице. Родитель начинает уметь не только слушать, но и слышать своего ребенка.
Взаимодействие с социальными партнерами в рамках реализации проекта:
- Художественная школа на базе МБОУ СОШ с. п. Снежный (экскурсия – сентябрь)
- Выставка в ДК с. п. Снежный (по договоренности)
- Мастер-класс в художественной школе (г. Комсомольск-на-Амуре – по договоренности)
Литература
- Абрамова О.А. «Искусство батика для детей 5-7 лет». ООО «Издательство Детство-пресс», 2010.
- Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей» Учебное пособие. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Дубровская Н.В. «Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников» ООО «Издательство Детство-пресс», 2010.
- Ермолаева Н.В. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа» ООО «Издательство Детство-пресс», 2011.
- Карамзина У.А. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» Якутск издательство ИРО МО РС(Я), 2001.
- Ковалицкая Л. «Батик. Методика занятий с детьми 5-7 лет» М. Айрис-пресс, 2008.
- Кожохина С.К. «Батик. Все о картинах на ткани» М. «Амрита-Русь», 2004.
- Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — М.: «Профиздат», 2001.
- Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — М.: «АСТ-Пресс», 2005.
- Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб.: «Паритет», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста"
Рисование - один из путей развития детской личности, но у многих детей в школьном возрасте интерес к рисованию угасает. О выявлении причин угасания интереса к изобразительной деятельности и об одном и...
Нетрадиционные техники рисования, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей дума...
«Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Нестандартные способы рисования всегда проходят весело, эмоционально и креативно. Результат такого творчества получается красивым и необычным, даже если у ребенка нет художественных нав...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Сценарий семинара – практикума для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста» Цель: раскрыть значение нетрадици...
Проект "Нетрадиционные техники рисования как способ творческого развития детей дошкольного возраста"
Нетрадиционное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи, их характер и настроение. Нетрадиционные техники рисования демон...
Консультация «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста».
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективного средства формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей....