Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: воскография
презентация по рисованию
Граттаж. Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grattazh.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве, учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать. -Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования , р азвивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности. -Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. -Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. -Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками. -Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками. -Развивать творчество, фантазию. -Активизировать детей при выборе тематики. -Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Граттаж ( воскография ) — в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать, процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском и красками. Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография , она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров. Впервые граттографию в России использовал М. Добужинский при оформлении издания Ф. Достоевского «Белые ночи» (1922 г.). Примерно в это же время литовский график Д. Тарабильдене подобным же способом проиллюстрировал книгу «Сто народных баллад». В современной живописи граттаж также используется, хотя и не слишком активно. Так, истинные шедевры творит американская художница (по происхождению румынка) Кристина Пенеску . Методом процарапывания она очень реалистично изображает животных (картины можно сравнить с фотографиями). М. Добужинский первым в России использовал граттографию
Специфика организации занятий по воскографии в ДОУ В детском саду замечательная и необычная техника граттаж , безусловно, будет интересна ребятам любого возраста. Но практиковать её всё же стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук. Создание композиций методом процарапывания — это каждый раз маленькое чудо, когда на глазах у ребёнка постепенно из темноты появляется красивое изображение. Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам: - Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация. - Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст. - Активно развивается фантазия. - Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения. Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике воскографии в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности.
Что касается возрастных отличий воспитанников детского сада, то при проведении занятий в средней группе лучше вначале предлагать трафаретные и шаблонные рисунки. Дело в том, что при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.). Поэтому обводя изображение по трафарету или шаблону, дети будут тренироваться, чтобы потом создавать собственные образы. К тому же трафаретную основу можно дополнять своими неповторимыми элементами. Например, ребёнок рисует по трафарету рыбку и дополняет изображение морскими водорослями, камушками и пр. При подготовке материалов к занятию (а это важная часть рисования в технике воскографии ) в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники же старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе.
Все этапы подготовки бумажной основы к работе воспитывают у дошкольника внимание, усидчивость и чувство последовательности. Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Ведь рисунок выполняется острыми предметами (зубочисткой, стекой и пр.), и ребята должны сами работать аккуратно и не задевать сидящих рядом детей. Рисование в технике граттаж — довольно копотливое занятие, предполагающее определённые усилия. Поэтому во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
Материалы для работы Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы: Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной. 2. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый). 3. Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь). 4. Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью. 5. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр. 6. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки. Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку,а не оставаться на рисунке.
Способы оформления основы Основу в технике граттаж можно оформлять по-разному. Натирание восковой свечой Самый простой вариант — это натирание листа бумаги восковой свечой (не должно оставаться пробелов). Это можно сделать такими способами: Просто втереть её в основу (рисовать свечой по бумаге словно карандашом). 2. Натереть свечу на тёрке, полученные кусочки нагреть на водяной бане. Когда воск расплавится, нанести его на картон небольшой кистью. 3 . Зажечь чайную свечу (она имеет форму таблетки), воск набирать на широкую кисть прямо из свечи и наносить на основу. После воска на бумагу наносится густой слой гуаши. Нужно использовать широкую кисть и не оставлять пробелов. Хорошо добавить в краску немного жидкого мыла, шампуня, моющего средства либо клея ПВА. За счёт этого при процарапывании не будут пачкаться руки.
При такой подготовке основы линии на готовом рисунке будут белого цвета, что идеально, например, для изображения зимнего пейзажа. Фон можно оформить цветной гуашью. Это могут быть фрагменты разных цветов. После высыхания первого слоя его можно дополнительно покрыть воском. Фон восковыми мелками Интересный вариант оформления основы — закрашивание её восковыми карандашами. Это могут быть цветные пятна, полоски и пр. Цвета выбираются опять-таки согласно «настроению» будущего рисунка. В отличие от работы с гуашью, процесс здесь идёт намного быстрее, и дошкольники легко справятся с заданием. Главное — оставлять поменьше пробелов. После раскрашивания мелками лист бумаги также покрывается чёрной гуашью.
Подходящая тематика занятий в технике граттаж Для рисования в технике граттаж воспитатель может предлагать детям самые разнообразные темы, но некоторые из них наиболее выигрышные: Пейзажи, особенно зимний и осенний: «Зимний лес», «Снежинки за окном», «Осенний листопад», «Осенний лес». В первом случае цвет фона под тёмной краской лучше оставить белым (просто натереть лист бумаги восковой свечой). Снежинки получатся замечательными. При изображении же осени основу лучше сделать жёлтой либо сочетать фрагменты жёлтого и оранжевого цвета. 2. «Северное сияние». 3. Изображение всевозможных ярких, пёстрых и контрастных объектов живой природы: «Бабочка» («Бабочки на лугу»), «Попугай», «Павлин», «Пчела» и пр. 4. «Салют в небе», «Салют над городом» (с изображением городского пейзажа). 5. Цветочные мотивы: «Букет для мамы», «Цветы в вазе», «Комнатный цветок». 6. Натюрморт «Фрукты в вазе». 7. «Подводный мир». 8. «Космос». 9. Фантазийные темы: «Сказочная птица», «Волшебный цветок», «Пейзаж на далёкой планете».
Задача педагога — подать их максимально интересно. Следуя простым инструкциям, дошкольники смогут создать настоящее произведение искусства и поверить в свои способности. Им захочется творить с помощью воскографии снова и снова. Техника граттаж привлекает простотой исполнения и оригинальным эффектом. Поэтому она идеально подходит для занятий в детском саду.
Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Воспитатель обязательно должен познакомить ребят с техникой граттаж .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Обобщение опыта...
Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...
Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...
Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...
Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"...